08.11.2021 | Притчи

Мир Христов

В праздник великомученика Димитрия Солунского мы слышали довольно объемное и насыщенное смыслом Евангельское чтение. Мне хотелось бы немного сказать о прозвучавших словах Христа «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, поэтому мир ненавидит вас». Господь говорит о мире, как о чем-то чуждом, инородном для Его последователей, как о чем-то, от чего Он нас избавляет. Существует множество толкований этих слов Христа, но давайте порассуждаем о том, что представлял из себя мир, то есть общество, окружавшее Господа и собравшихся слушать слова Его.

Во время жизни и проповеди Христа общество и мир существовали в сильном религиозном напряжении. Это был куда более религиозный мир, чем нынешний. Каждое явление и событие человеческой жизни было сильно проникнуто религиозным содержанием и в мире иудейском, и в мире языческом. Всякий акт гражданского состояния — будь то брак, суд, рождение и смерть, общественные мероприятия и даже вполне бытовые события — ужин, пробуждение и отход ко сну, рутинные дела в течение дня — одновременно был и актом религиозным. Когда объявляли войну — язычники открывали храм Марса. Когда рождался ребенок — иудеи проводили его через ряд сложных религиозных инициаций. Любой чиновник был одновременно и своего рода жрецом, а все должности Римской империи, частью которой был и Израиль, особенно высокие должности, — были одновременно и должностями жреческими, имели свою религиозную составляющую. И именно из этого мира избирает или избавляет от него Своих учеников и последователей Христос.

Христа не любят, подозревают, преследуют и в конце концов лишают свободы и убивают именно потому, что Он своей проповедью и примером ставит под вопрос многое привычно религиозное, обычное и традиционное. Но почему так делает Тот, Кто пришел не нарушить закон, но исполнить, Тот, Кто приходит говорить о вере и учить людей вере? Дело в том, что, хотя мир и был пропитан религией и все действия в нем были религиозными, этот мир стал предельно циничным по отношению ко всему религиозному. Область веры и область религии стали сильно профанированными, так как религия требовала постоянного соблюдения обязательных внешних правил, обрядов, действий, без отсылки к их внутреннему содержанию. Религиозные правила были возведены в ранг закона, обязательного для всего общества, что всегда ведет к профанации, имитации и симуляции религии. Ко времени пришествия Христа религия становится такой формальностью, что никто уже толком и не верит в то, что делает и постулирует. 

И вот Христос начинает говорить этому миру о том, что он немного запутался и хорошо бы задуматься о внутреннем содержании действий. Но все мы не слишком любим перемены. Особенно тяжело перемены даются целому обществу. А обществу религиозному перемены вообще крайне тяжелы, поскольку религиозное общество считает, что оно уже построено на вещах незыблемых, божественных и вечных, а значит — всегда право. Но когда в мир приходит Бог, то оказывается, что всё совсем не так. И вот Христос критикует этот религиозный мир, мир, в котором, хотя религиозное и связано с профанным и будничным неразрывно, однако религиозная составляющая находится в небрежении, становится формальностью. Это касается как иудейского, так и языческого мира.

Живой Бог приходит в пространство формальности, игры, имитации — и нарушает его. Открывает Свои объятия навстречу этому миру и говорит, что вот, вместо всех ваших попыток говорить о Боге и поклоняться Ему — Я Сам здесь. И в ответ на это получает издевательства, страдания и смерть. Вот о каком мире говорит Он, обещая избрать и поднять верующих в Него над миром.

Порой мы, современные христиане, подвержены тем же болезням. Мы начинаем ценить внешние вещи, правила, привычные нам религиозные действия так, что спустя время забываем об их внутреннем содержании, а часто и профанируем это внутреннее содержание. Ведь когда что-то, даже религиозное, совершается не ради Бога, а только ради самого действия, оно становится профанацией. Когда мы поступаем так, то становимся тем самым миром, о котором говорит Христос, хотя должны бы быть в критике по отношению к этому миру. 

Сегодняшние слова обращены к нам, христианам века нынешнего. Это мы должны быть не от мира сего. Мы должны бы быть от такого мира, где предпочтение отдается внутреннему содержанию, а не внешним признакам, их соблюдению или нарушению. В пространстве Церкви мы должны относиться осторожно и даже критически ко всему, что может стать для нас идолом. Старец Софроний (Сахаров) говорил о том, что имеет смысл только то священное действие, которое является свободным и делается не потому, что оно обязательно должно быть сделано, но делается свободно, из-за любви, из-за особенного стремления к Богу. В этом смысле соблюдение правил без рассуждения о них — бессмысленно. И из житий многих святых мы знаем, что часто они поступали не так, как все, в том числе — и в религиозном смысле. 

Мы часто концентрируемся на правилах, и они становятся нашими идолами. Мы понуждаем себя выполнять их, часто не веря в них в действительности. Совершаем что-то, потому что так принято, не ищем глубокого внутреннего содержания. Потому что так проще — вроде бы формально исполнил всё, что требуется, и совесть чиста, и собратья не осуждают. И в этом смысле мы мало чем отличаемся от религиозных людей времени Христа.

Но если мы Христовы — мы должны быть избраны от мира. Всякое наше действие должно быть свободным, искренним, продуманным и осознанным. Пространство Церкви — это пространство подлинной свободы, а не место для бездумных обязательств. И смысл здесь не в том, чтобы менять что-то внешнее. Ведь и иудейские правила, законы и обряды были боговдохновенны, но они потеряли свою суть и не из-за своей неправильной формы, но потому, что лишились изначального содержания. Менять нужно себя, исполняющего религиозные предписания бездумно. А для этого нужно освободить свое сознание от идолов, которых мы сами создаем внутри себя. Учиться не воспринимать то, что мы делаем в храме или дома по отношению к Богу, как формальности, ведь в действительности таковыми формальностями становятся многие вещи: перекрестить еду, прочитать положенные молитвы, не есть одной пищи в определенные дни, а другой — в иные, сходить в храм, выстоять службу, поставить свечи, приложиться к святыням, подойти за благословением. Часто даже покаяние становится формальным перечислением не всегда понятных слов. 

Когда все эти вещи делаются необдуманно, без внутренней глубокой сосредоточенности — они теряют силу и смысл, хотя и остаются правильными действиями. Но если начать жить так, чтобы подходить, например, для поклонения к иконе не просто исполняя положенный обряд, но с осознанием того, что делаешь сейчас, с глубокой молитвой, с пониманием, для чего это делается, какой имеет смысл, какие чувства вызывает, подходить с сосредоточенной молитвой Богу, — то это действие приобретает настоящую силу. Чтобы, осеняя трапезу крестным знамением, мы не просто выполняли некий положенный внешний знак, но сосредоточенно задумывались о том, что этот знак — наше выражение благодарности Творцу за дар, которого мы часто недостойны, за дар, который без Его помощи мы не могли бы сами создать, дар, который поддерживает наши жизни, — смысл такого действия действительно был бы священным. И такое наполнение освящало бы и наполняло нашу ежедневную жизнь, выделяя нас от мира.

А иначе мы очень скоро можем стать такими же гонителями тех, кто выполняет что-то религиозное не так, как это делаем мы. Такими же гонителями, какими были иудейские старейшины. И Господь предостерегает нас от этого сегодня: не мы должны ненавидеть мир за то, что он не такой, как нам хотелось бы, но мир должен ненавидеть нас, если мы — действительно Христовы.

Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 8 ноября 2021 года. День памяти великомученика Димитрия Солунского. Храм великомученика Димитрия Солунского в Новом Семёновском, Тверская область.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.