11.08.2023 | Епархия

Первое почти за 100 лет архиерейское богослужение совершено в Могилевской пустыни

11 августа митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил первое за много лет архиерейское богослужение в домовой церкви в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких на Архиерейском подворье в Могилëвке Кувшиновского района. За Божественной литургией владыке сослужили: секретарь Тверской епархии, настоятель Николаевского Малицкого мужского монастыря архимандрит Борис (Тулупов), настоятель Архиерейского подворья «Могилевская пустынь» д. Могилëвка иеромонах Андроник (Живогляд), архимандрит Вассиан (Кураев), клирик Воскресенского кафедрального собора г. Твери священник Максим Луканов, диакон Иоанн Зорин, диакон Михаил Быков, диакон Николай Кувшинов, иеродиакон Антоний (Шкурметов).

Успенский монастырь в Могилëвке был основан как мужская пустынь около 1634 года монахом Иовом (отождествляемым старообрядцами с почитаемым ими как преподобный Иов Льговский). Каменные постройки — собор, теплая церковь, колокольня, отдельные кельи — появились в конце XVII — начале XVIII века, часть из них сохранилась. В 1860–1880-х годах комплекс подвергся значительной реконструкции, сооружен каменный настоятельский корпус и ограда (в настоящее время утрачена). В 1902 году монастырь обращен в женский, но значительных изменений в его облике не произошло. В советское время постройки монастыря использовались под жилье и хозяйственные нужды. В настоящее время обитель постепенно восстанавливается. Восстановлен старинный братский корпус, проведено отопление и заменены окна. В корпусе был оборудован домовой храм в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, в котором ежедневно совершаются богослужения. На главном, Успенском соборе заменена крыша, установлены новые купола и кресты. Ведется работа по подготовке проектно-конструкторской документации для начала реконструкции разрушенного алтаря.

На богослужении молились глава Кувшиновского района А.С. Никифорова, глава Могилевского сельского поселения С.А. Смирнов, прихожане и паломники.

После чтения Евангелия митрополит Амвросий произнес проповедь:

Господь объявляет Себя «Богом Авраама, Богом Исаака и Богом Иакова». Он говорит о Себе не как о Боге исторических персонажей, затерянных в древности, но как о Боге живых людей, которые жили тысячелетие назад и перед Ним живут и ныне. Это свидетельство о том, что Он внесет жизнь во всё, что кажется мертвым. Бог веков — Бог живых! Бог, Который ведает нашу судьбу не только на земле, но и в вечности. Бог, Который никогда не оставляет нас, ни в жизни, ни в смерти.

Саддукеи, которые задавали вопросы Иисусу, заблуждались, не зная ни Писаний, ни силы Божией. Они думали, что смерть — это конец всего. Они смотрели на вечность через призму земной жизни. Но Христос призывает нас знать и понимать Писания, чтобы мы могли увидеть жизнь, как Ее видит Бог. Для Бога наша смерть не конец, это новое начало, воскресение, новая жизнь, которую только Он может нам дать.

На сугубой ектении возносились прошения о болящих и страждущих, о восстановлении мира. После архипастырь прочитал молитву о восстановлении мира.

На Херувимской песни архипастырь помянул о здравии и об упокоении всех тех, о ком были поданы записки на сайте Тверской епархии и через епархиальный магазин «Талант».

После отпуста митрополит Амвросий вместе со служащим духовенством вышел к звоннице и совершил освящение колоколов. По окончании освящения над обителью первый раз за много лет раздался колокольный звон. 

После освящения архиерей поздравил с праздником всех молящихся за богослужением и поблагодарил за то, что люди собрались на совместную молитву: 

Разрушать всегда легко, а вот восстанавливать всегда очень трудно. Это касается любых граней нашей жизни, в том числе и внешних — памятников архитектуры, храмов и тех зданий, которые составляли некогда наследие нашей Церкви, и сегодня пусть с трудом, но тем не менее возвращаются в ее собственность. К сожалению, не всегда наследники тех, кто разрушал эти храмы, возвращают их в уже восстановленном состоянии. Да практически такого не бывает. По справедливости, конечно, государство должно было бы восстановить все храмы, все здания и вернуть их Церкви в том виде, в каком они были отобраны. По милости Божией, благодаря тщанию и настоящей любви к Богу и Христовой Церкви тех людей, которые не обладают, может быть, колоссальными возможностями, но тем не менее уделяют от того, что им дал Бог, Христовой Церкви и помогают в восстановлении порушенных святынь, они постепенно восстанавливаются. Сегодня мы освятили колокола, которые уже своим звоном возвещают нам и сообщают некую радость и надежду. Хотя, конечно, мы прекрасно понимаем, что предстоит еще немало трудов. Но пусть никого не смущают ни обезображенные храмы, ни еще не восстановленные здания святой обители, потому что это, конечно, желательно и важно, но не главное. Главное — это молитва, совершаемая на этом месте, посильный монашеский подвиг и принесение себя Богу без остатка; главное — это собирание тех людей, которые живут окрест, которые приезжают сюда, в Христову церковь, соединение их со Христом в Таинстве Святой Евхаристии и тот путь, который совершается на всяком месте владычества Божия, — путь спасения.

Митрополит Амвросий наградил во внимание к трудам по восстановлению Архиерейского подворья — храма Успения Пресвятой Богородицы в Могилëвке иеромонаха Андроника (Живогляда), настоятеля означенного храма, медалью преподобного Нила Столобенского III степени.

По окончании богослужения архипастырь благословил всех и подарил каждому по книге «Добро пожаловать в Церковь».

После трапезы в сопровождении благочинного по монастырям и монашеству архимандрита Бориса (Тулупова), настоятеля Архиерейского подворья — храма Успения Пресвятой Богородицы в Могилëвке иеромонаха Андроника (Живогляда) и представителей местной власти митрополит Амвросий осмотрел храмы и прилежащую территорию бывшего монастыря и обсудил с ними вопросы дальнейшего восстановления обители. 

***

История Могилевской пустыни

В 1634 году на реке Могилëвке, впадающей в реку Цну, монахом Иовом была основана Могилевская пустынь, построена деревянная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. В 1650 году по приказу царя Алексея Михайловича в вотчину Могилевской пустыни переданы пустоши Селино и Раменье. В 1679 году помещик князь М.Р. Гагарин отдал монастырю еще пять пустошей.

В 1660–1670-х годах построены церкви во имя Святой Троицы и во имя преподобных Зосимы и Савватия. В 1675–1682 годах новоторжский помещик П.А. Нащокин построил на месте деревянной Успенской церкви каменную. В XVII веке в монастыре был деревянный одноэтажный дом для богомольцев, скотный и конный дворы, 2 деревянных амбара и погреб. Недалеко находилась деревянная мукомольная мельница. В 1774 году в монастыре произошел пожар.

К 1900 году ансамбль включал: однопрестольную церковь Успения Пресвятой Богородицы, каменную церковь Святой Троицы, каменную трехъярусную колокольню (построена в 1762–1790 годах), каменный двухэтажный корпус настоятельских келий (построен в 1887–1888 годах), три деревянных одноэтажных флигеля братских келий (построены после 1873 года), одноэтажную каменную трапезную, два деревянных амбара и погреб. Монастырь был обнесен каменной четырехугольной оградой с небольшими каменными башнями по углам и каменными воротами с южной стороны. 

В 1902 году монастырь обращен в женский, но значительных изменений в это время в его облике не произошло. В советское время постройки монастыря использовались под жилье и хозяйственные нужды. 

Главное сооружение монастыря — Успенский собор. В настоящее время от собора осталась колокольня и две апсиды — колокольня стоит на их оси, со смещением относительно стен более позднего собора.

На северной апсиде сохранилось единственное первоначальное окно с рамочным наличником-валиком. Старая колокольня — более позднее сооружение, украшена плоскими лопатками и карнизами из положенного на ребро кирпича. Первоначальный храм был чрезвычайно близок к утраченному, но известному по обмерам Сретенскому собору тверской Савватьевой пустыни (1679) и особенно его прообразу — собору Николо-Малицкого монастыря (1675 год, утрачен еще в середине XVIII века).

Нынешний собор (с сохранением первоначальных апсид) построен в 1715–1720 годах бригадой ярославских каменщиков, которым был указан образец — церковь Всех Святых в Ниловой пустыни (1699). От этого здания сейчас уцелел только основной объем — бесстолпный четверик с сомкнутым сводом.

Храм со временем подвергся значительной переделке. В 1774 году он лишился пятиглавия, а в 1859–1860 годах полностью обновлен: добавилась двухэтажная пристройка с хорами и притвором. Вновь появилось пятиглавие, но совершенно иного вида.

Наличники на старом здании частично сохранились подлинные, немного поправленные в верхних частях. А на пристройке лишь приблизительно следующие древним. Колонки и кокошники, сложенные в середине XIX века, имеют грубую кладку. Монастырь явно испытывал недостаток хороших квалифицированных каменщиков.

В колокольне второй ярус появился между 1762 и 1790 годами, а третий — с деревянными колоннами в «ампирном» духе — в 1835–1836 годах. Внутри это здание сохранило интересную подлинную лестницу на хоры и сами хоры (арка из хор в основной объем храма заложена в советское время).

Собор расписан в два приема. В 1774 году на стенах появились росписи, выполненные крупнейшим осташковским мастером тех лет — Борисом Еремеевичем Уткиным. От этой живописи остались две композиции — «Введение во Храм» и «Успение», обе (особенно вторая) сильно записанные в середине XIX века.

В 1860 году храм расписан вновь осташковской же бригадой, работавшей в характерной для этой школы цветовой гамме и манере. Близкий ее аналог — роспись в Николо-Рожке. Лучше всего роспись сохранилась в куполе.

Стоящая рядом теплая Троицкая церковь (1762), несмотря на руинированное состояние, дает хорошее представление о стиле и мастерстве осташковских каменщиков середины XVIII века. При реконструкции XIX века к ней добавился притвор.

Пресс-служба Тверской епархии

Фотогалерея

Смотреть все фото
Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.