29.10.2023 | Епархия

Митрополит Амвросий совершил Литургию в Знаменском храме в Савватьеве и освятил часовню преподобного Савватия в его пустыньке

Храм Знамения Пресвятой Богородицы — единственная из воссозданных построек комплекса бывшего здесь Савватьева монастыря, в древности носящего имя своего основателя — преподобного Савватия, пустынника Тверского, игумена Оршинского, нового чудотворца (+1434). Комплекс «Савватьева пустынь» состоял из Сретенского собора с колокольней и приделом в честь святителя Николая Чудотворца и церкви Знамения Богородицы. Он был построен в конце 1670-х гг. 

29 октября приход Знаменской церкви в Савватьеве посетил глава Тверской митрополии митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. Владыка совершил Божественную литургию в сослужении благочинного IV Тверского церковного округа протоиерея Александра Хомяка, настоятеля Знаменской церкви протоиерея Андрея Егорова, настоятеля Вознесенского храма с. Дудино Калининского района священника Валерия Юкина, руководителя административного секретариата Тверской епархии священника Сергия Будкова, диакона Иоанна Зорина, протодиакона Романа Соколова, клирика храма диакона Алексия Гаврилова, диакона Михаила Быкова, диакона Николая Кувшинова, иеродиакона Антония (Шкурметова).

За богослужением пел хор храма под управлением И.И. Лазаревой.

После Евангелия глава митрополии произнес проповедь:

Сейчас, в эпоху информации, когда источников знаний в нашем арсенале огромное количество, мы можем особенно понять важность желания знать и понимать. Информации много, знаний много, книг много и много обучающих курсов, видеолекций и программ, но человек становится поверхностным, хватается за многое, будучи влеком вечной жаждой знания, но перестает углубляться. Я не говорю про каждого, но и не про каждого говорит Господь в сегодняшней притче: ибо иное семя возросло, другое зачахло, а третье и вовсе не дало всход.

На сугубой ектении возносились прошения о восстановлении мира, об Отечестве нашем, о болящих. Архипастырь прочитал молитву о восстановлении мира. 

На заупокойной ектении община помолилась о новопреставленной Валентине, маме настоятеля храма протоиерея Андрея Егорова, 9 дней со дня кончины которой пришлось на сегодняшнее воскресенье. 

По заамвонной молитве архипастырь совершил литию по новопреставленной Валентине и освятил в память о ней коливо. 

После Литургии архипастырь поздравил всех с праздником, поблагодарил за молитвы и упомянул в своем слове о важности поминовения усопших: 

Сегодня было очень трогательно молиться в этом небольшом храме в окружении ликов святителей, которые были моими предшественниками. И когда взираешь на их лица, конечно, понимаешь, насколько далеко отстоишь от их мудрости, святости, образованности и, конечно, от того времени, в которое наша Церковь была совсем иной. Мы, люди XX и XXI века, немного застали и времена, когда Церковь была отодвинута совсем на периферию общественной жизни нашего государства, а сегодня являемся свидетелями того, как Церковь вновь возносится на свещницу церковную. Но это никогда не происходит каким-то искусственным образом. Многое зависит от нас, людей церковных, от того, насколько мы будем верны своему призванию и насколько мы сами будем гореть и светить этому миру. 

Сегодня такая возможность светить на высокой свещнице есть, но и мгла, которая надвигается со всех сторон, тоже велика. Секуляризация всего мира происходит грандиознейшими темпами — темпами, которые, наверное, никогда не были известны человечеству, благодаря тем ресурсам, которые человечество получило, — средствам массовой информации и другим технологиям. Но все эти технологии — это как нож, которым можно и хлеб резать, и трапезу предлагать, и человека убить. Поэтому от нас, людей, зависит то, как мы будем использовать все эти технологии, интернет-ресурсы и прочие современные достижения человечества. Дай Бог, чтобы это использовалось во благо, а не во вред. К сожалению, в процентном соотношении сегодня люди, которые получили их в руки, используют эти средства чаще всего в своих личных и корыстных целях, не поступаясь тем, что это вредит другим людям и всему миру. 

Желаю, чтобы мы, христиане, оставались таковыми, несмотря ни на какие изменения в нашей общественной жизни, государстве или всём человечестве. Сегодня я уже говорил о том, как необходимо нам, людям, изучать Священное Писание и размышлять над ним. Потому что Священное Писание — это тот не поврежденный ничем взор, которым человек может смотреть на то, что происходит с ним, с окружающими людьми и со всем тем, что находится вокруг. Если мы уберем эту призму, через которую мы можем смотреть, тогда всё будет искажено, помрачено и представится совсем в ином свете. И это будет подвигать людей к огромным ошибкам и личным, и, в масштабе, более большим, нежели личным. 

Сердечно благодарю отца настоятеля. Я знаю, дорогой отец Андрей, что Вы недавно проводили в путь всея земли свою маму, рабу Божию новопреставленную Валентину. Сегодня мы молились о ее упокоении, и очень трогательно и одновременно примерно Ваше поминовение своей усопшей родительницы. Сегодня Вы предложили коливо, а с коливом вместе и подвигли к молитве. 

К сожалению, сегодня, в наше время, люди забыли о тех, кто уходит в мир иной. О наших усопших сродниках. О тех, кто оставил этот мир. Даже в советское время благодаря той инерции, которая сохранялась еще от предшествующих поколений, воспитавших людей в памяти и в благоговейном почитании своих усопших сродников, была совсем иная картина. А сегодня: человек умер, попал в морг, где-то в морге его, может быть, по-быстрому, кое-как сокращенно отпели, отвезли на кладбище, закопали и всё, о нем забыли. 

Хорошо помню, как еще в детстве, в юношестве своем пономарил и пел в храме. Тогда записок об упокоении было не то что намного больше, а это были почти все записки об упокоении. Люди жили будущим веком, они понимали, что, если они молятся о сродниках своих, а, может быть даже не понимая, они делали это, — они распространяют свою молитву на жизнь будущего века. И они понимали, что будущее не здесь, не завтра, не послезавтра, не через месяц, не через год, не через десять лет, будущее там — за порогом времени и вечности. И на это будущее они работали и жили здесь, в сегодняшнем настоящем. И поминали всех усопших, и записки подавали всегда о них, и столы ломились от приношений в родительские субботы. Потому что эти приношения как бы сами умершие преподносили всем, кто потом их получал, через руки живущих ныне людей, их боголюбивых и почитающих своих родителей сродников. Мне хотелось бы, чтобы это вернулось в нашу жизнь; чтобы христианское погребение было не только у тех, кто является носителем священного сана или монашеского чина или близкими родственниками священников или архиереев, но у всех членов прихода христианской общины; чтобы как мы начинали жизнь свою в храме, получив Святое Крещение и Миропомазание, и проходили ее в храме, молясь и освящаясь Таинствами церковными и, прежде всего, Святой Евхаристией, так и заканчивали ее в храме, когда наше бренное тело приносилось бы под своды церковные, под которыми пелась бы надгробная песнь. И именно из храма провожался бы человек в путь всея земли. А потом и 9 дней, и 40 дней, а в то время даже и 20 дней, и полгода, и год со дня преставления почившего сродника обязательно бы сопровождались церковной молитвой и приношением в разные храмы и монастыри. 

Я наблюдаю с большой скорбью, что мы сегодня являемся свидетелями какого-то непонимания, глубокого заблуждения и, я бы сказал, трагически неправильного отношения к своим усопшим сродникам и друзьям. Когда главное — венки какие-то принести, слова какие-то сказать. Но ведь главное слово — это слово молитвы, слово к Богу. А главный венок — это свеча, возжженная об упокоении, это коливо, принесенное об упокоении и освященное в память о почившем человеке, это приношения и молитва на его могиле, совершаемая и в день его тезоименитства, и в день его преставления, и в Радоницу, и в родительские субботы, когда священник посещает кладбище. Ведь так всегда и было. Но, к сожалению, это почти прекратилось. Священник приходит на кладбище в родительскую субботу, а его никто на могилу не приглашает, чтобы послужить литию. 

Когда я был еще школьником, тогда не было так много священников. У нас был один священник на огромную округу, и ему было запрещено выходить за пределы храма. Тогда всё то, что он не мог сделать в советское время, брали на себя боголюбивые верующие люди, бабушки, которые читали псалтирь, мирским чином совершали литию на могиле. Я хорошо помню, как, будучи школьником, приходил на кладбище в день родительской субботы и на Радоницу и нас в течение всего дня буквально нарасхват приглашали по могилкам, мы совершали заупокойную молитву, литию мирским чином. И люди так трепетно относились к памяти своих усопших. Потому что это и есть настоящая любовь. Не искусственные цветы, которых не должно быть вообще на могилах. Искусственные цветы — это ложь. Настоящие цветы — это и есть знак любви, это символ жизни. Но, прежде всего, молитва, возжженная свеча и богослужение с приглашением священника, которое мы называем заупокойной литией, которую мы тоже совершали ныне неоднократно по Вашей почившей маме, дорогой отец Андрей. И несмотря на по-человечески, конечно, понимаемую, разделяемую земную скорбь, мы одновременно радуемся, что у нее есть такой сын, священнослужитель, который приносит Бескровную Жертву, который подвигает и других, и даже архиерея, на молитву о своей маме. И она из мира горнего, радуется и благословляет Вас и молится за Вас. Молитва матери, как говорит народная мудрость, со дна моря достает. И тогда, когда мама жива, и тогда, когда она у Бога, — она всё равно продолжает молиться. Пусть для нас непонятно, недоступным образом, но эта жизнь продолжается, потому что смерти нет. Ее победил Христос.

Я сердечно хотел бы поблагодарить сегодня Александра Валерьевича Лукьянчука, прихожанина этого святого храма. Дорогой Александр Валерьевич, Вы очень много делаете для того, чтобы наше общество было более здоровым как духовно, так и физически. К сожалению, не только страсти духовные, но и другие страсти захватили сегодня особенно молодое поколение. Это, прежде всего, те зависимости, в которых почему-то люди ищут решение своих проблем, — алкогольная и особенно губительная во всех смыслах и приводящая к деградации и к смерти зависимость наркотическая. Я знаю, что Вы очень много делаете для того, чтобы людям дать понять, насколько это опасно, насколько это страшно не только для человека, но и для всей нашей страны. Потому что, безусловно, у нашего Отечества есть немало врагов, завидующих нашей территории, и красоте Богом данной природы, и тем возможностям, которые есть. И для того, чтобы это всё умалить, ослабить, а потом и поработить, необходимо прежде всего ослабить людей, а то и уничтожить их физически. Поэтому именно извне приходит к нам распространение наркотиков, а люди, к сожалению не осоленные солью евангельской, не умеющие находить способы преодолевать какие-то перипетии жизни, которые на самом деле, особенно в молодом возрасте, перипетиями не являются, это всё надумано, — они бросаются во все тяжкие и наносят непоправимый трагический вред и себе, и родным, и обществу. Спасибо Вам за то, что Вы в Церкви с Богом и совершаете эти труды.

Во внимание к активному соработничеству с Тверской епархией в противодействии распространению зависимостей и в попечении о лицах, находящихся в местах лишения свободы митрополит Амвросий  наградил медалью священномученика Фаддея, архиепископа Тверского, I степени руководителя Тверского регионального отделения Международной общественной организации «Всемирный Русский Народный Собор» А.В. Лукьянчука. 

После Литургии митрополит Амвросий совершил освящение часовни преподобного Савватия, пустынника Тверского (+1434), при входе в его пустыньку (место его пустынных подвигов). Часовня восстановлена на историческом месте, где она находилась до разорения богоборцами в 1930-х гг. По местному преданию, часовня стояла на месте, куда выходил из своего уединения преподобный Савватий к приходившим к нему для духовных бесед современных ему подвижников благочестия, среди которых упоминаются «братья» Савватия: преподобные Савва, Варсонофий, Нектарий Тверские, Савва Вишерский, Ксенофонт Тутанский и Зосима Клинский, а также и святитель Арсений Тверской.

К святыням Савватьева относятся: 

  • пустынька с пещерой преподобного Савватия в лесном массиве на окраине д. Савватьево. Здесь же есть святой прудик и колодец преподобного Савватия;
  • усыпальница (крипта) под алтарем Знаменской церкви с хранящимися здесь останками монахов Савватьевой пустыни, среди которых, предположительно, находятся мощи преподобных Савватия, Евфросина и Нектария Тверских под спудом.

Приход Знаменской церкви в Савватьеве планомерно развивает рекреационную зону. Беседка с детской площадкой расположена у храма. У берега реки Орши планируется небольшая парковая зона. Здесь уже оборудована детская игровая площадка и зоны отдыха для родителей с детьми. Поэтому теперь очень многие приезжают к храму не только помолиться, но и отдохнуть семьями. Над берегом реки Орши оборудована открытая терраса, где можно проводить различные мероприятия или просто отдохнуть на скамейке и поразмышлять о жизни.

Савватьевский монастырь был упразднен в 1764 году по указу Екатерины II, и савватьевские церкви стали числиться приходскими. Однако само место по-прежнему называлось «Савватьев монастырь» или «Савватьева слобода».

Археологические раскопки 2009 года, показали, что Знаменская церковь была поставлена в XVII веке на месте древнего монастырского некрополя, вероятно, на месте захоронения основателя и первого игумена этого монастыря преподобного Савватия Тверского.

В 2001 году на фундаменте Знаменской церкви начали строить новую, в традициях псковского зодчества, со звонницей, а 28 июня 2003 года на месте разрушенного Сретенского собора воздвигнут поклонный крест.

К сожалению, весь комплекс построек бывшего Савватьева монастыря был разрушен в 1936 году. В годы гонений со стороны советской власти православные верующие продолжали ходить к своему заступнику — преподобному Савватию, но уже не в савватьевские храмы, а на пещеру, расположенную неподалеку в лесном массиве на окраине деревни. 

Первые шаги по возрождению поруганной святыни начались в середине 1990-х годов. В августе 2000 года был обретен колодец, который находился вблизи пещеры и был вырыт самим преподобным Савватием еще в XIV веке. В земле был обнаружен старый колодезный сруб 1822 года. 3 сентября 2000 года восстановленный колодец был освящен. В том же году было получено благословение архиепископа Тверского и Кашинского Виктора на восстановление главной святыни Савватьевой пустыни — Знаменской церкви, где под спудом находились мощи преподобного Савватия Тверского. Вскоре здесь под небольшим слоем дерна нашелся и фундамент разрушенной Знаменской церкви. За образец постройки был взят новгородский храм святого апостола Иоанна Богослова на Витке (1383–1384), что соответствует новгородскому северо-западному архитектурному типу, поскольку храм посвящен новгородской иконе «Знамение». 4 апреля 2004 года, спустя ровно три года с начала проведения восстановительных работ, на купол Знаменской церкви был установлен крест. В 2007 году начались работы по реконструкции здания. 15 марта 2013 года в реконструированном здании Знаменской церкви возобновились богослужения. Летом того же года началась роспись храма снаружи, а в 2015 году начата роспись внутреннего объема храма, которая продолжается до сих пор. На протяжении последних пяти лет идет благоустройство и благоукрашение храмового пространства. В ближайших планах возведение мраморного иконостаса и устройство новых хоров для певчих. Изготавливается каменный престол, Великое освящение храма запланировано на  07.05.2024 — на 590–летие со дня блаженной кончины преподобного Савватия Тверского (+1434).

Пресс-служба Тверской епархии

Фотогалерея

Смотреть все фото
Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.