03.05.2024 | Епархия

В Спасо-Преображенском соборе совершена утреня с чином погребения Плащаницы Спасителя

Великая Суббота — самый противоречивый праздник в Православной Церкви: Христос Спаситель лежит во гробе, Воскресение не настало, но предпасхальная радость наполняет всё вокруг. В этот день Церковь вспоминает искупительный подвиг Богочеловека, Его сошествие во ад и оплакивает Его погребенное тело. В этот день Иосиф из Аримафеи, член синедриона, придя к Пилату, стал просить у него тело Иисуса для погребения. По обычаю римлян тела распятых оставались на крестах и становились добычей птиц, но с разрешения начальства можно было предавать их погребению. Иосиф купил плащаницу — длинное и ценное полотно. Тело Христа сняли с Креста, умастили его благовониями, обвили плащаницей и положили в новой погребальной пещере в саду Иосифа. Фарисеи знали слова Христа о Его Воскресении и, опасаясь, что апостолы похитят Тело Христа и скажут народу, что Он воскрес, выпросили у Пилата стражу, приставили ее ко гробу и гроб запечатали. 

3 мая митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил утреню Великой Субботы с чином погребения Плащаницы Христа Спасителя в Спасо-Преображенском кафедральном соборе Твери в сослужении соборного духовенства.

По окончании шестопсалмия под пение тропаря Великой Субботы «Благообразный Иосиф» архиерей совершил каждение вокруг Плащаницы — вышитой серебром пелены, на которой изображено бездыханное тело Господа.

Хор духовенства во главе с правящим архиереем пропел похвалы — погребальные тропари, пронизанные темой сотериологии, догматического учения Церкви об искупительном подвиге Иисуса Христа. Каждый тропарь окаймляет стих из 17-й кафизмы, которую Церковь предлагает для пения всякий раз во время погребения умершего. Природы Бога и человека неразлучны в Сыне Божием, поэтому тропари скорбят о погребенном как о совершенном Боге, а стихи Псалтири — как о совершенном человеке.

По сложившейся традиции первые тропари распеваются полностью, а остальные читаются духовенством. Митрополит Амвросий и клирики епархии читали тропари поочередно, а хор пел положенный стих из Псалтири.

По окончании пения похвалы было совершено каждение всего храма под пение тропарей по непорочных «Ангельский собор удивися», которые по обыкновению поются во время воскресной утрени. 

Ирмосы канона на утрене «Волною морскою» исполнил хор духовенства, а митрополит Амвросий прочитал тропари канона Великой Субботы.

После стихир на хвалитех было совершено Великое славословие перед Плащаницей. Под пение «Святый Боже» священники подняли Плащаницу, архиерей возложил на голову Евангелие и прошествовал под пеленой вокруг храма. Сонм духовенства, клира и мирян совершил крестный ход.

После уставных чтений из пророчеств о всеобщем воскресении мертвых, Апостольского и Евангельского чтений перед Плащаницей Спасителя была исполнена стихира на целование Плащаницы «Приидите ублажим Иосифа приснопамятного»:

Придите, прославим Иосифа, навеки памятного, ночью к Пилату пришедшего и Жизнь всех испросившего: «Отдай мне Сего Странника, Который не имеет, где главу приклонить; отдай мне Сего Странника, Которого ученик коварный предал на смерть; отдай мне Сего Странника, Которого Матерь, видя висящим на Кресте, с рыданиями взывала и по-матерински восклицала: “Увы Мне, Дитя Мое! Увы Мне, Свет Мой и Жизнь Моя возлюбленная! Ибо предсказанное в храме Симеоном в сей день сбылось: Мое сердце меч пронзил, но в радость о воскресении Твоем плач претвори!”» Поклоняемся страданиям Твоим, Христе. Поклоняемся страданиям Твоим, Христе. Поклоняемся страданиям Твоим, Христе, и святому воскресению!»

***

На утрене Великой Субботы поется 17-я кафизма. После каждого стиха кафизмы поются или читаются краткие песнопения, посвященные искупительному подвигу Спасителя, Его погребению, прославляющие Господа. Называются эти песнопения «похвалы». Кафизма разделяется на три части, или «статии», которые соответствуют разделению кафизмы на «славы». После каждой статии положена малая ектения. После третьей статии, прежде ектении, поются воскресные тропари «Ангельский собор удивися». При пении 17-й кафизмы с «похвалами» священнослужители с возжженными свечами стоят перед Плащаницей. 

После Великого славословия при пении «Святый Боже» Плащаница поднимается священнослужителями и обносится крестным ходом вокруг храма, чем изображается погребение Господа. По внесении Плащаницы обратно в храм поется тропарь «Благообразный Иосиф» и читается паремия, в которой рассказывается видение пророка Иезекииля о будущем воскресении мертвых. Затем следует чтение Апостола, в котором говорится, что Господь есть наша Пасха, наш Искупитель, и читается Евангелие, повествующее о запечатании гроба Господня и приставлении к нему стражи.

Пресс-служба Тверской епархии

Фотогалерея

Смотреть все фото
Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.