12.09.2021 | 750-летие епархии

Чудотворные иконы, прославление тверских святых, монастыри

(Накануне Петровских реформ)

В конце XVII в. на русский престол взошел Пётр I, который прославился как великий новатор и реформатор, «прорубивший окно в Европу». Действуя из соображений государственной пользы, он радикально переформатировал государственно-церковные отношения и оказал существенное влияние на религиозную сферу жизни русского общества.

Накануне реформ тверская земля в XVI-XVII вв. находилась в составе Московского государства. В этот период на ней прославились чудесами несколько икон Божией Матери и началось общецерковное прославление тверских святых, открылись новые монастыри.

Чудотворные иконы

В 1539 г. в Оковецкой волости недалеко от г. Ржева явилась Оковецкая (Ржевская) икона Пресвятой Богородицы. Инок Стефан при большом стечении народа обнаружил железный крест, а также небольшую икону, на которой была изображена Божия Матерь с Богомладенцем и предстоящим Николаем Чудотворцем. Обретение святыни сопровождалось необычным сиянием, и в течение недели после этого около трёх десятков недужных получили исцеление. Об этих чудесах донесли митрополиту московскому Иоасафу, который после удостоверения в подлинности произошедшего благословил поставить на месте явления Божией благодати две церкви. Одну было решено посвятить Происхождению Честных Древ Креста Господня, а другую – Богоматери Одигитрии с особым приделом во имя святителя и Чудотворца Николая. Для освящения храмов из столицы прибыли священнослужители со всеми необходимым для совершения богослужений: утварью, иконами, облачением, книгами и колоколами.

В 1541 г. чудесно обретённые святыни были принесены в столицу для освящения храма, построенного в честь Оковецкой иконы Божией Матери. После этого образ и крест около полугода находились в московском Успенском соборе, а затем были отправлены обратно на ржевскую землю. В торжественных проводах приняли участие Предстоятель Русской Церкви, сонм московского духовенства, юный государь Иоанн Васильевич, а также множество народа. В столичном храме в честь Ржевского образа Богоматери остался список почитаемой иконы.

11 июля (24 июля по новому стилю) установлено празднование Ржевской иконы Богородицы. Этот образ уже много веков почитается жителями Верхневолжья, и сегодня храм в честь Оковецкой иконы Божией Матери является кафедральным собором Ржевской епархии.

Приблизительно в 1554 г. произошло чудо, связанное с Владимирской (Селигерской) иконой Пресвятой Богородицы, которая была келейным образом преподобного Нила Столобенского. В то время угодник Божий подвизался на о. Столобном. Однажды к святому пришли грабители, потребовали денег, и подвижник на это ответил, что всё его сокровище находится в углу кельи. Когда святотатцы вошли внутрь и увидели в углу икону, то внезапно были поражены слепотой. По месту, где произошло чудо, данный образ был назван Селигерской иконой Богоматери.

По преданию, не позднее второй половины XV в. началось почитание Выдропужской (Выдропусской) иконы Божией Матери.Этот образ находился в храме села Выдропужск (Выдропусск), которое сегодня входит в состав Спировского района Тверской области. Начало особого почитания данной иконы связано с чудесным происшествием: образ уцелел в пожаре и даже не был повреждён огнём. В 1471 г. во время похода великого князя Ивана III на Новгород икона была украдена и оказалась в одном храме близ Мурома. Однако Божией Матери оказалось неугодно такое насильственное перемещение Её образа, и когда перед святыней стали совершать молебен, произошло невероятное: церковь затряслась, и налетел вихрь, который унес икону обратно в её родной храм. Когда о весть чудесном возвращении образа дошла до похитителя, то он отправился в Выдропужск, чтобы поклониться Божией Матери и принести публичное покаяние.

Начиная с XVI в. с этим образом Богородицы начали совершаться крестные ходы: икону приносили из Выдропужска в Торжок и оставляли в городе на несколько дней. Она пользовалась настолько большой любовью народа, что в 1630 г. между жителями Выдропужска и Торжка возник спор из-за того, где она должна находиться. В итоге в торжокский Преображенский собор перенесли подлинный чудотворный образ, а в Выдропусск был передан список, специально для этого сделанный в Москве.

После революции Преображенский собор оказался закрыт, а хранившийся в нём чудотворный образ Божией Матери бесследно пропал. До нашего времени сохранился список этой иконы.

 В XVII в. произошло чудо, связанной с иконой Божией Матери «Тучная гора». В это время образ принадлежала роду Волчаниновых, но в доме обладателя иконы царила нездоровая атмосфера. Доведенная до отчаяния женщина хотела совершить самоубийство, однако в последний момент ей явился инок и велел помолиться перед образом Божией Матери «Тучная гора». В итоге несчастная была спасена, а в доме прекратилась семейная рознь.

В тверском Оршином монастыре особо почитался чудотворный список Костромской Феодоровской иконы Божией Матери. Это была копия той иконы, которой мать первого государя из династии Романовых, инокиня Марфа, благословила на царство своего сына Михаила Феодоровича.

Прославление тверских святых

В XVI-XVII вв. было прославлено несколько тверских святых, которые жили в предшествующие столетия. Точный подсчёт количества подвижников и угодников Божиих невозможен, т.к. в годы Смуты погибло множество монахов и мирян, имена которых не дошли до нас.

В 1521 г. были обретены мощи преподобного Макария Калязинского, и в 1547 г. на Московском Соборе было утверждено общецерковное почитание святого. В этом же году иноком Калязинского монастыря было написано житие подвижника, которое отличалось содержательностью и высоким качеством текста. Спустя некоторое время тот же автор составил повесть об обретении мощей святого и о чудесах, которые были с ним связаны.

На Соборе 1549 г. было установлено празднование памяти благоверного князя Михаила Ярославича Тверского и преподобного Саввы Вишерского. Тогда же были рассмотрены их жития, которые на тот момент уже существовали; в итоге тексты были одобрены и включены в Четьи-Минеи.

В 1572 г. состоялось обретение мощей преподобного Ефрема Новоторжского, и в 1580-е гг. началось его почитание как местного святого. В 1621 г. было установлено общецерковное почитание подвижника, однако очень скоро данное решение было отменено. Вновь как общерусский святой Ефрем Новоторжский стал рассматриваться лишь недавно – после включения его в Собор Тверских святых (1979 г.).

В 1611 г. в кашинской Успенской церкви был обнаружен гроб с останками княгини Анны Кашинской. В 1649 г. совместным решением царя и патриарха мощи благоверной инокини Анны Кашинской были освидетельствованы тверским архиепископом Ионою. В 1650 г. состоялась канонизация святой: мощи осмотрели повторно, после чего они были перенесены в каменный Воскресенский собор г. Кашина. На торжестве присутствовала царская семья во главе с государем, а также ростовский митрополит. Во время перенесения мощей каменный гроб с телом княгини нёс царь Алексей Михайлович и бояре. Вскоре после этого появилось житие Анны Кашинской, а также Повесть об обретении её мощей. В середине XVII в. были составлены две службы святой – на день обретения мощей и на праздник их перенесения.

Однако всего спустя четверть века благоверная княгиня была деканонизирована: в 1677-1679 гг. патриарх Иоаким и Собор русских иерархов постановили отменить её почитание. Такое необычное решение стало частью церковной политики в рамках борьбы со старообрядчеством. Формальным основанием стало расхождение текста жития с летописными данными и Степенной книгой, однако исследователи указывают на два других аспекта, которые были прямо связаны со старообрядческой проблематикой. Во-первых, благословляющая рука княгини была сложена в двуперстие, а во-вторых, в составлении её жития принимал участие один из видных раскольнических деятелей. Несмотря на решение Собора 1677-1679 гг. об отмене почитания княгини, в Твери и Кашине оно продолжалось.

Монастыри

Следует сказать, что, судя по некоторым данным, на тверской земле в период её нахождения в составе Московского государства возникает свыше 80 новых монастырей и пустыней (под последней понимается келья, скит или даже целый монастырь, которые располагаются в пустынной местности и находятся на далёком расстоянии от основного монастырского поселения). Впрочем, необходимо признать, что относительно численности новых обителей в научной литературе порой встречаются цифры, которые оказываются в разы меньше приведенных. Так, И. К. Смолич говорит лишь об 11 монастырях, которые появляются на тверской земле в XVI-XVII вв.; вероятно, в данном случае речь идет лишь о тех обителях, которые просуществовали достаточно долго и регулярно упоминаются в более позднее время.

К сожалению, во многих случаях время возникновения монастыря известно лишь с точностью до века, а порой можно констатировать только то, что он был основан ранее какой-то даты, но когда именно, сказать невозможно. Среди наиболее известных обителей, которые появляются в XVI-XVII вв., необходимо особо выделить три монастыря.

Выше уже отмечалось, что время возникновения Старицкого Успенского мужского монастыря датируется историками по-разному. Согласно одной версии, обитель была основана в 1110 г., в XIV в. уничтожена и возобновлена лишь в XVI в. По другой версии, монастырь был создан (а не возобновлён) старицким князем Андреем Ивановичем. В этом случае относительно даты появления обители можно утверждать лишь то, что это произошло в первой половине XVI в., но не позже 1537 г.

 С 1551 г. архимандритом Старицкого Успенского монастыря на протяжении 2,5 лет был Герман (Садырев-Полев), который позже, в 1564 г., был поставлен архиереем на казанскую кафедру. Князь Андрей Курбский, современник Ивана Грозного, сообщает о том, что архиепископ Герман в 1566 г. даже был избран на место Предстоятеля Русской Православной Церкви, однако практически сразу был заменён митрополитом Филиппом (Колычевым); впрочем, достоверность данного свидетельства у исследователей вызывает сомнения.

Одним из самых известных и значимых монастырей тверской земли является Нилова Столобенская Богоявленская мужская пустынь, расположенная на озере Селигер. Обитель возникла на острове Столобном, где 27 лет подвизался преподобный Нил. При жизни святой стремился к максимальному отречению от мира, поэтому он не оставил после себя монашеской общины. Встречающееся иногда в научной литературе упоминание о том, что монастырь возник в 1528 г., ошибочно: оно относится ко времени начала подвигов Нила, но не ко времени создания иноческого общежития. Лишь через 40 лет после смерти преподобного на месте его трудов возникает обитель.

Основателем Ниловой пустыни стал иеромонах Герман – насельник Николо-Рожковского монастыря, расположенного по соседству с островом Столобным. Герман хотел составить житие святого Нила и потому часто посещал место его подвигов, общался с жителями окрестных селений. В конце концов он поселился на острове вместе с иноком одного из новгородских монастырей. В промежутке между 1591 г. и 1594 г. здесь была построена деревянная церковь в честь Богоявления с приделом в честь Василия Блаженного, что дало толчок к созданию обители. В 1594 г. с разрешения патриарха Иова возникает общежительная Нилова пустынь, и её первым настоятелем стал иеромонах Герман. 

В Смутное время монастырь был разорен интервентами, и это бедствие усугубилось неурожаем, что поставило монахов в крайне тяжёлое положение. Подъёму обители способствовал её новый игумен Нектарий (Теляшин), который с детства находился в числе насельников пустыни и уже в возрасте 28 лет стал ее настоятелем. Его мудрость и подвижническая жизнь снискали ему уважение у светской знати, влиятельных церковных деятелей и даже у царя Михаила Фёдоровича, из-за чего в обитель начали поступать богатые пожертвования. Благодаря этому в монастыре разворачивается активное деревянное строительство, налаживается хозяйство, формируется богатая ризница и библиотека, в Москве и Новгороде открываются подворья. Игумен Нектарий завёл порядок безвозмездного приема паломников, и этому правилу обитель старалась следовать и в последующее время.

В 1667 г. игумен Нектарий (Теляшин), будучи в Москве, скончался. Отпевал его антиохийский патриарх Макарий с сонмом русского и греческого духовенства в присутствии царя Алексея Михайловича.

За два года до этого, в 1665 г., деревянная Нило-Столобенская пустынь полностью выгорела, после чего была начата подготовка к возведению каменного Богоявленского собора. В 1667 г. при преемнике Нектария игумене Германе появилась возможность приступить к постройке храма над гробницей преподобного Нила, и в ходе работ были открыты его нетленные мощи. После этого слава обители ещё больше умножилась, и монастырь получил средства для продолжения каменного строительства.

Главными святынями Нило-Столобенской пустыни на всё последующее время стали мощи преподобного Нила, его келейная икона Божией Матери Селигерская, а также образ святого Нила, который был написан в 1595 г. иноками Оршинской обители. Со временем монастырь стал местом, куда стремились паломники со всех уголков России. Практически все русские цари и императоры, начиная с Михаила Фёдоровича Романова, вносили в обитель богатые пожертвования, и их примеру следовали представители русской знати. Многие иноки Нило-Столобенской пустыни впоследствии становились игуменами других монастырей, а некоторых хиротонисали во епископы.

В конце XVI в. в царствование государя Фёдора Иоанновича под Тверьювозникла ещё одна обитель, которая существует до сих пор – это Николаевский Малицкий мужской монастырь. Точная дата его основания неизвестна, но можно утверждать, что он появился в промежутке между 1584 и 1595 гг. Название «Малицкий» было дано обители из-за речки Малицы, которая огибала ее. «Николаевским» монастырь был наречён в честь чудотворного образа святителя Николая, который хранился в обители, однако сказать, как и когда он в ней появился, невозможно. В 1675 г. монастырь полностью выгорел, и после того как икона Николая Чудотворца была найдена на пепелище нетронутой огнём, она стала особо почитаться верующими. Сразу после пожара в обители начинается строительство большого пятиглавого трехпрестольного собора.

В XVI-XVII вв. на тверской земле не только создавались новые монастыри, но также активно развивались те обители, которые возникли в предшествующие века. Впрочем, в этой связи необходимо упомянуть об особой роли Смутного времени, которое стало общенациональной трагедией. Оно поставило российскую государственность на грань катастрофы, принесло России страшное разорение, и такая беда не могла не затронуть монашеские общины.

Так, интервентами был разорен древний Новоторжский Борисоглебский монастырь. Макариевский Калязинский монастырь в годы Смуты также сильно пострадал от неприятелей: после нескольких попыток штурма враги сумели взять обитель и сожгли её, предварительно разграбив; одной из самых заметных потерь стала серебряная рака, в которой почивали мощи преподобного Макария. Что касается последующего времени, то известно, что в 1630-е гг. данный монастырь управлялся игуменом, занимал 42-е место в ряду наиболее крупных монастырей России, и настоятель данной обители обычно приглашался в Москву для участия в церковных Соборах. В начале 60-х гг. XVII в. Калязинский монастырь входил в число наиболее богатых в государстве: по количеству крестьянских дворов в своих вотчинах (более 1400 дворов) он занимал 13-е место среди всех обителей в стране. Уже в середине XVII в. монастырь был настолько хорошо укреплен, что когда в 1659 г. русское войско было разбито крымскими татарами и создалась угроза продвижения неприятеля к Москве, царь Алексей Михайлович предложил патриарху Никону временно перебраться из Новоиерусалимского монастыря в Калязинский под защиту его стен.

Относительно Отроч монастыря известно, что в 1630-е гг. он возглавлялся архимандритами, занимал высокое 29-е место в перечне обителей России, и его настоятель также приглашался в Москву на Соборы.

Тверской Христорождественский монастырь в XVII в. переживал трудные времена. В ходе Смутного времени он был настолько сильно разорен интервентами, что долго не мог оправиться от нанесённого удара. Некоторое время обитель даже не имела колоколов, из-за чего «звонарям» приходилось бить по доске. Благодаря помощи царя Алексея Михайловича в 1640-1650-е гг. в монастыре велось деревянное строительство – была построена двухпрестольная церковь и возведена ограда. В конце XVII в. в обитель была передана Тихвинская икона Божией Матери, которая прославилась как чудотворная и стала главной святыней монастыря.

Тверской Желтиков монастырь в XVI в. продолжал развиваться, и его статус был повышен: по ходатайству святителя Акакия Тверского в обители была утверждена архимандрития. В 1637 г. Успенский собор был разобран и построен заново, однако освящен он был лишь в 1655 г. Примечательно, что по указанию патриарха Никона правый придел храма был посвящен создателю монастыря, епископу Арсению Тверскому.

Что касается Вознесенского Оршина монастыря, то, как уже отмечалось ранее, сведения о первых двух веках его истории практически отсутствуют. Время его расцвета приходится на XVI столетие. Судя по отрывочным сведениям, в XV-XVI вв. монастырь был значительным и многолюдным, подтверждением чего служит тот факт, что он управлялся архимандритами. Известно, что в XVI в. Вознесенский собор обители был перестроен в камне и расписан, а в 1567 г. его освятил святитель Варсонофий Тверской. Примечательно, что это единственный храм в Тверской епархии, о котором имеется бесспорно достоверная информация, что в нём священнодействовал епископ Варсонофий.

Насельники Оршина монастыря были известны как искусные иконописцы. В 1595 г. двумя иноками обители, Иовом и Нифонтом, была написана икона преподобного Нила Столобенского со словесного описания лиц, лично знавших святого. В 1667 г. при открытии мощей подвижника обнаружилось сильное сходство между ликом, изображенным на иконе, и реальным лицом праведника. Созданные оршинскими иконописцами образы преподобного стали ориентиром для будущих мастеров при изображении данного святого.

Судя по масштабу земельных владений, Оршин монастырь в начале XVII в. был многолюдным и относился к числу крупных обителей в Тверской епархии. К сожалению, в Смутное время обитель сильно пострадала: в период польско-литовской интервенции и народных волнений монастырь служил оборонительным рубежом и дважды пережил осаду. Точных данных о времени разорения нет: согласно одной версии, это произошло в 1606 и 1612 гг., согласно другой – в 1603 и 1611 гг., третья точка зрения – 1609 и 1612 гг. В результате обитель дважды была захвачена, значительно повреждена и после двух разорений пришла в упадок. И всё же, несмотря на это, в 1613 г. архимандрит Оршина монастыря Иосиф как представитель Тверской земли входил в число лиц, которые подписали Уложенную грамоту об избрании на царство Михаила Фёдоровича Романова.

Следующие 200 лет истории обители крайне скудно освещены в письменных источниках, поэтому можно добавить лишь то, что в 1640-1650-е гг., при тверском архиепископе Ионе, Оршин монастырь приписывается к Тверскому архиерейскому дому.

Следует отметить, что в «московский» период истории Тверской епархии на её территории прослеживается присутствие и влияние обителей, которые находились за границами канонической области местного епископа. В источниках встречаются упоминания о монастырях, которые располагались в Тверской епархии, но при этом были приписаны к обителям, находящимся за ее пределами.

Помимо этого, в Тверской епархии также присутствовали хозяйственные подразделения и объекты собственности сторонних монастырей. Например, в XVI в. на ее территории упоминаются села Троице-Сергиева монастыря, а также отдельные дворы, которые находились в Твери и Кашине. Кирилло-Белозерский монастырь также был представлен в Твери своими дворами, огородами и складами с солью. В XVII в. аналогичные владения имели Воскресенский Новоиерусалимский и Иосифо-Волоцкий монастыри, а также казанские, ростовские, нижегородские и некоторые другие обители.

Дмитрий Беговатов, кандидат исторических наук

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.