Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский (Максимович) — один из самых почитаемых праведников Русского Зарубежья.
Святитель (в миру — Михаил Максимович) по праву считается одним из столпов русского православного зарубежья. Он родился в Харьковской губернии и с детства испытывал тягу к духовной жизни. Говорят, даже любимым занятием маленького Миши была «игра в монастырь», когда он рядил своих солдатиков в иноческие одежды и давал им различные послушания.
В 1920 году Михаил вместе с семьей эвакуировался в Крым, откуда отправился сначала в Константинополь, а затем — в Югославию. Там он закончил юридический факультет Белградского университета и даже какое-то время поработал в полиции, но потом все-таки осуществил давнее стремление и поступил на богословский факультет того же университета. В 1926 году первый первоиерарх РПЦЗ митрополит Антоний (Храповицкий) постриг будущего святителя в монашество с именем Иоанн.
В 1934 году Архиерейский Синод РПЦЗ направляет отца Иоанна епископом в Шанхай. Там владыка становится настоящим отцом для многочисленной русской паствы. Он создает приют для детей, которых сам собирает на городских улицах, при его деятельном участии развивается церковная жизнь. В годы японской оккупации во время Второй мировой войны, когда новые власти тайно убили нескольких лидеров русской диаспоры за отказ сотрудничать с ними, святой Иоанн стал единственным, кто согласился возглавить общину, несмотря на опасность. А после прихода к правлению коммунистов в Китае именно он добился разрешения вывезти паству на филиппинский остров Тубабао.
Новая волна русской эмиграции в США в 1949 году тоже началась благодаря владыке Иоанну. Именно он убедил американский конгресс одобрить закон, разрешающий принять несколько тысяч русских беженцев. Сам же архиерей переехал в Америку лишь за несколько лет до кончины, а до этого служил в Западной Европе, где снискал любовь и уважение не только русской паствы, но и местного населения. В Северную Америку владыка был направлен в 1962 году с предписанием возглавить кафедру в Сан-Франциско. Там он и прослужил до кончины в 1966 году.
Русская Зарубежная Церковь канонизировала святого Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского в 1994 году, а в 2008-м на Архиерейском соборе Русской Православной Церкви он был прославлен для общецерковного почитания.
В Русской Америке есть еще немало людей, которые знали владыку, и мне посчастливилось общаться со многими из них. Для них он — просто владыка, один из самых близких людей, поддержку которого они чувствуют до сих пор.
Истории, рассказанные ими, наверное, можно было бы назвать совпадениями, но как говорил сам святой Иоанн, в жизни ничего не бывает случайного. То, как мне довелось познакомиться с этими людьми, тоже в какой-то степени случайность: один в разговоре мимоходом упомянул другого, тот — третьего. Совершенно незнакомые мне люди охотно соглашались делиться воспоминаниями, хотя для них я — всего лишь «голос из телефона».
Почетный настоятель Покровского собора в городе Наяк протоиерей Георгий Ларин знал владыку Иоанна еще по Шанхаю, получал от него письма в Австралии, а затем встречался с ним в США. В том, что батюшка может рассказывать о любимом владыке часами, я убедился на собственном опыте, чему очень рад: отец Георгий — настоящий кладезь историй о святом Иоанне. Он говорит, что чувствует его присутствие в своей жизни каждый день:
«Я как будто беседую с владыкой, молюсь ему. В моей жизни были совершенно необъяснимые вещи, и я верю, что они случались по его молитвам. Мы никогда не терпели ущерба, всегда находились друзья и добрые люди, которые помогали, и я все время чувствую помощь святого Иоанна.
Например, когда я в конце 1960-х годов начал служить в Наяке, у нас была очень маленькая община, приход был бедный. Американцы смеялись, что у священника не жалованье, а какая-то подачка. Однажды деньги кончились совсем, и в ближайшие пару дней надеяться на их появление не стоило, а у нас не было молока и даже хлеба. И вдруг мы с матушкой приходим домой и… видим на пороге именно эти продукты! Вероятно, кто-то ехал из Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле и по дороге завернул к нам. Это произошло много лет назад, но я до сих пор даже не знаю, кто это был. И верю, что все было по молитвам владыки.
Это мне напомнило историю, которую я ребенком слышал от родителей в Шанхае. Однажды в детском приюте, о котором заботился владыка, совсем не осталось продуктов, и воспитанников нечем было кормить. Воспитатели рассказали ему об этом, он помолился, и вскоре в дверь постучал человек, который безвозмездно привез еду».
Одним из тех, кто находился рядом с владыкой в последний день его земной жизни, был тогда 14-летний прислужник, а ныне давний прихожанин Свято-Николаевского собора в Сиэтле Сергей Кальфов — сын чтеца и регента того же собора Георгия Кальфова, у которого на руках скончался владыка Иоанн. Он сослужил архиепископу за его последней литургией, он же нес его посох, когда тело владыки переносили из приходского дома в храм.
Сергей Георгиевич точно помнит день и час кончины владыки — суббота, 2 июля, 16.30. Много лет спустя, ровно в это же время с ним произошла удивительная история, которую он связывает с молитвами святого Иоанна:
«Для меня владыка — очень близкий человек, святой, которого я знал с детства. Когда возникают какие-то проблемы, я говорю: „Владыка, помоги!“
Много лет спустя после смерти владыки я искал новую работу. Найти ее было очень трудно. У меня было несколько собеседований, но все они заканчивались ничем. Вдруг в субботу, 2 июля в 16.30 — точь-в-точь время кончины владыки! — раздается звонок. И работодатель сообщает, что берет меня. Чудо это или нет? Я думаю, чудо, и верю, что владыка мне помог.
Для меня эта история стала важным уроком: благодаря ей я понял, что святой Иоанн слышит наши молитвы и часто дает нам тихие намеки на тот путь, который нам следует выбрать».
Ныне 95-летний житель канадского города Ванкувер Патрик Брэдин (в православном крещении Андрей), как и отец Георгий Ларин, знал владыку Иоанна еще по Шанхаю. И как Сергей Кальфов, находился с ним рядом в Сиэтле в последний день его земной жизни. За давностью лет он не очень хорошо помнит те события, но его дочь Ариадна Маккенна рассказала вроде бы простую, на первый взгляд, но пронзительную историю, в которой она тоже видит чудо по молитвам святого Иоанна:
«Мой папа повстречал владыку Иоанна в Шанхае в 1938 году. Тот спросил его, хочет ли он стать православным. Папа согласился, и владыка предложил ему в следующее воскресенье прийти в церковь и найти там настоятеля. Вскоре мой папа принял Крещение.
После Второй мировой войны папа переехал в Канаду. Владыка попросил общих знакомых разыскать его в Ванкувере и привести в церковь. Так он оказался в Свято-Воскресенском соборе.
Со временем мои родители приобрели дом, в котором прожили практически всю совместную жизнь. С возрастом им стало сложнее обслуживать себя, но мы с братом помогали им. Мама после инсульта была прикована к инвалидному креслу и не могла подниматься на верхние этажи. Мы очень беспокоились по этому поводу, ведь по сути она стала заключенной в собственном доме.
Тем не менее, родители даже и слышать не хотели о переезде. Однако в 2018 году в один день все изменилось: из-за протечки трубы у них случился настоящий потоп. Пока мы с братом наводили там порядок, они согласились временно переехать в пансионат для пожилых людей. Это произошло апреле, а в сентябре моей мамы не стало.
Но самое интересное заключается в том, что этот пансионат находится… прямо рядом с тем местом, где когда-то находилась Свято-Воскресенская церковь! Та самая, в которую владыка много лет назад предложил ходить моему папе.
Для всех нас стало Божиим благословением то, что нам удалось найти это место и что родители согласились туда переехать. Папа живет здесь до сих пор. У меня нет никаких сомнений в том, что святой Иоанн Шанхайский имеет к этому отношение. На глаза навертываются слезы всякий раз, как я думаю об этом. Здесь моей отец, которому сейчас 95 лет, живет свободной жизнью и может делать то, что он хочет. Я уверена, что все это происходит по благословению владыки».