20.09.2022 | Церковь и мир

8 (21) сентября. Рождество Пресвятой Богородицы

Праздник установлен, по всей вероятности, в Иерусалиме, не ранее середины V века и не позднее начала VII века, — он еще не упоминается в армянском переводе иерусалимского Лекционария, зафиксировавшем состояние богослужебной традиции Иерусалима на 439 год, но уже присутствует в грузинском переводе того же Лекционария, выполненном не позднее 614 года.

Далее праздник распространялся, по всей видимости, именно из Иерусалима. Этим можно объяснить следующий удивительный факт: тропарь праздника, «Рождество Твое, Богородице Дево…», хорошо известен не только в православной, но и в католической традиции, где он служит антифоном Magnificat, то есть Песни Пресв. Богородицы, на 2-й вечерне (вторая вечерня — та, которая совершается не накануне, а в сам день праздника).

Кроме того, тропарь Рождества Пресв. Богородицы присутствует в иерусалимских сборниках, тогда как привычные нам тропари других важнейших праздников, как правило, имеют константинопольское происхождение и не засвидетельствованы в древнейших богослужебных книгах Иерусалима.

И в древнем иерусалимском гимнографическом сборнике — Тропологии (или, по-грузински, Иадгари), и в константинопольском уставе Великой церкви, и в латинском грегорианском хорале тропарь предписано петь на 1-й глас. Однако в современной Минее для тропаря указан 4-й глас. Очевидно, это обусловлено влиянием тропаря Рождеству Христову, который сходно начинается и содержит тот же образ Христа как Солнца правды (отсылающий к Книге пророка Малахии, гл. 4: «Для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце праведности и исцеление в лучах Его, и вы выйдете и взыграете, как тельцы упитанные»), но поется на 4-й глас.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.