30 августа 1814 – 15 марта 1819
В миру Глаголевский Стефан Васильевич, родился в 1757 г. (по другим данным в 1763) в г. Калуге в семье причетника Космодамиановской церкви.
Первоначальное образование получил в Калужском духовном уездном училище. Затем продолжил его в Николо-Перервинской семинарии и в филологической семинарии ученого дружеского общества, основанного в Москве известными мистиками Новиковым и Шварцем. Окончил свое образование в Московской духовной академии и Московском университете.
С марта 1785 г. начал педагогическую деятельность учителем Троицкой семинарии.
В 1787 г. определен учителем риторики в Московской духовной академии и академическим катехизатором.
2 декабря 1787 г. пострижен в монашество в Заиконоспасском монастыре.
С 21 августа 1790 г. — префект Славяно-Греко-Латинской академии.
С 1791 г. — цензор печатных книг.
12 февраля 1795 г. возведен в сан архимандрита Московского Лужецкого монастыря и назначен членом Московской духовной консистории. В том же году вызван в Санкт-Петербург на чреду священнослужения и проповеди.
28 сентября 1798 г. назначен ректором Московской духовной академии и настоятелем Заиконоспасского монастыря.
25 декабря 1799 г. хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии Московским митрополитом Платоном.
29 января 1804 г. назначен епископом Вятским и Слободским.
7 июля 1805 г. переведен епископом Смоленским и Дорогобужским.
7 февраля 1812 г. переведен в Минск с возведением в сан архиепископа и назначением присутствующим членом Святейшего Синода.
С 30 августа 1814 г. — архиепископ Тверской и Кашинский, постоянный член Святейшего Синода и член комиссии духовных училищ.
С 15 марта 1819 г. — митрополит Московский и Коломенский.
С 19 июня 1821 г. — митрополит Санкт-Петербургский, Новгородский, Эстляндский и Финляндский и священноархимандрит Александро-Невской Лавры.
Боролся с масонскими и мистическими идеями. Он в союзе с Аракчеевым добился от государя низложения министра духовных дел кн. Голицына, склонного к поощрению этих идей. В борьбе с мистическими обществами митрополит держался охранительного направления.
В мае 1824 г. был избран председателем Библейского общества. На первом же заседании в комитете Библейского общества своим молчанием и угрюмым видом показал несочувствие делу и после отчета заметил: «так могут рассуждать только люди, не понимающие православия». В декабре того же года, под сильным давлением Шишкова и Аракчеева, он представил государю доклад о связи Библейского общества с мистическими лжеучениями и о необходимости его закрытия, что и было исполнено.
Во время восстания декабристов 1825 г. не устрашился идти к ним на площадь в полном облачении и увещевать их.
11 августа 1839 г. в приемной зале санкт-петербургского дома митрополита Серафима между другими просителями и жаждавшими благословения преосвященного стоял крестьянин, не обращавший на себя никакого внимания. Преосвященный, собравшийся ехать в Синод, вышел в свою залу, выслушивал просьбы, раздавал милостыню и благословение… Вдруг крестьянин (названный выше), к которому подошел митрополит, взмахнул рукой и закричав: «Еретик, сын антихриста!», — ударил его. Преосвященный в это время нагнул голову и удар пришелся более по клобуку, однако митрополит зашатался и был поддержан подбежавшими к нему служителями. Он сохранил все приличное его сану спокойствие. Отступив сначала спросил его: «За что ты меня ударил?» Но потом, как бы жалея, что сделал и этот вопрос, сказал: «Я тебя прощаю» и вышел из комнаты, не дав никакого приказания о крестьянине. Последний оказался сектантом-беспоповщиком.
К концу своего служения, слабый по силам и преклонный по летам, митрополит во всех делах имел помощников. В последние пять лет он уже не обладал ясностью ума, нигде не бывал, доступ к нему был почти невозможен. В самых крайних случаях его выводили под руки.
Скончался 17 января 1843 г. Погребен в Александро-Невской Лавре в церкви Св. Духа, перед местной иконой сошествия Св. Духа.
Усиленно заботился о поднятии дела проповедничества, наблюдал за чистотой и строгостью жизни монашествующих, за образом жизни учащих и учащихся в духовных учебных заведениях. Много внимания уделял просвещению, печатанию богослужебных книг.
Много заботы проявил святитель по устройству храмов, монастырей и духовно-учебных заведений. Стараниями митр. Серафима выстроен в г. Смоленске над Днепровскими воротами новый каменный храм, а чудотворная икона Божией Матери Одигитрии украшена им новою ризою.
Он сделал большие денежные пожертвования на храмы, монастыри и семинарии разных епархий.
Известен как духовный писатель. Пользовался большим уважением Московского митр. Филарета.
В то же время человек он был довольно своеобразный. Одевался обычно в три зипуна или полукафтанья, один короче другого. В комнатах его свободно летали канарейки, пение которых митрополит очень любил.
Труды