14.06.2022 | Архиереи

Мефодий (Смирнов)

 31 декабря 1803 – 30 августа 1814


Родился в семье священника Троицко-Георгиевской церкви г. Вереи Алексея Сергеевича Смирнова. Каменный храм, построенный на месте старого в 1789 г., был разрушен в 50-х гг. XX в. Священник Алексей был командирован в «Комиссию для увещания» в Гжатскую пристань, где он служил в Богоявленской (Казанской) церкви (1734-1737), затем — в Александровском уезде Владимирской епархии: в Николаевском храме с. Дерюзино и в Николаевской церкви с. Малое Алексино (бывшие вотчины Троице-Сергиевой лавры). В последнем храме (не сохранился) впоследствии служил и брат Мефодия священник Никита Смирнов, именем которого подписано сочинение «История о достопамятном Флорентинском соборе, по части унии, каковая предпринята была для соединения Восточной церкви с Западною… из достоверных писателей, а особливо из Сильвестра Сиропула, собранная» (СПб., 1805). Митрополит Евгений (Болховитинов) писал, что Мефодий издал эту книгу «под именем родного брата» (Евгений. Словарь. С. 71).

По желанию своего отца, выпускника Троице-Сергиевской семинарии, Мефодий учился в ней в 1774-1782 гг. По указанию Московского митрополита Платона (Левшина) поступил в МДА и поселился в московском Греческом во имя святителя Николая Чудотворца монастыре для изучения греческого языка. Митрополит Платон стал покровителем Мефодия 25 декабря 1782 г. митрополитом Платоном пострижен в монашество и рукоположен во диакона. 10 февраля 1783 г. назначен префектом и библиотекарем семинарии, 25 декабря 1783 г. рукоположен во иерея и определен ректором, «богословия учителем» и соборным иеромонахом лавры. По окончании курса 22 августа 1786 г. определен учителем греческого и еврейского языков в лаврской семинарии. Истолковательное, догматическое и деятельное богословие преподавал на латинском языке. В лаврской церкви в честь Сошествия Святого Духа на апостолов Мефодий служил на греческом языке.

Мефодий был 1-м русским переводчиком трудов мч. Иустина Философа на русский язык. В 1783 г. в университетской типографии Н. И. Новикова на средства Мефодия была опубликована хрестоматия, которая включала «Апологию за христиан к Римскому сенату», «Апологию вторую за христиан к Антонину Пию», часть «Диалога с Трифоном иудеем» («каким образом дошел он до познания Бога и Христа») и приписываемые св. Иустину труды «О единовластительстве Божием» и «Повествование о древнем публичном христианском священнослужении», а также письмо свт. Василия Великого к свт. Григорию Богослову о пустынножительстве. В том же году и в той же типографии Мефодий опубликовал словарь новогреческого языка с краткой грамматикой и указаниями на происхождение некоторых слов.

В 1791 г. по представлению митрополита Платона, который указал на заслуги Мефодия в преподавании богословия и назвал его «умом проницательным и ученым» (ЧОЛДП. 1877. № 3. Мат-лы. С. 54), назначен ректором и «богословия учителем» Славяно-греко-латинской академии. 11 декабря 1791 г. утвержден в должности ректора. Множество прежних студентов Мефодия устремлялись туда, чтобы послушать лекции любимого наставника. Мефодий, «хотя и очень близко подражал Феофану Прокоповичу, но гораздо больше всех своих предшественников сумел развить элемент исторический и освободиться от скучного хлама схоластических тонкостей» (Знаменский. 1881. С. 761-762).

1 января 1792 г. Мефодий был возведен в сан архимандрита ставропигиального училищного Заиконоспасского в честь Нерукотворного образа Спасителя московского мужского монастыря. По другим сведениям, в начале 90-х гг. XVIII в. возведен в сан архимандрита и назначен ректором (Первухин. 1901. С. 163). В том же году по распоряжению императрицей Екатерины II участвовал в комиссии по рассмотрению сомнительных и подозрительных печатных и письменных книг. Тогда же гр. К. Г. Разумовский пожертвовал Академии 3500 р. В начале 1793 г. ряд английских богословов через русского посланника в Лондоне гр. С. Р. Воронцова обратились к митрополиту Платону с вопросами об отличии православной Церкви от западной, о крещении, о почитании святых и икон по книге французского кальвиниста Л. Дютана «Папская Церковь: О некоторых разногласиях и средствах воссоединения христианских Церквей» (Dutens L. De l’Église, du pape, de quelques points de controverse, et des moyens de réunion entre toutes les église chrétiennes. Gen., 1781). Мефодий подготовил ответы с замечаниями на 24 вопроса. Его труд был переведен на английский язык и напечатан в Лондоне (Смирнов. 1855. С. 333). Ряд авторов приписывают «Примечания» самому митрополиту Платону (Снегирёв И. М. Начертание жизни и деяний Московского митрополита Платона. М., 1818. Кн. 1. С. 7-20, 75-76; Глазева А. С. Отношение Московского митр. Платона (Левшина) к католичеству и к Католической Церкви // Вестн. ПСТГУ. Сер. 2: История. История РПЦ. 2010. Вып. 3(36). С. 15-16). Вероятно, Мефодий активно помогал преосвященному Платону в составлении ответов (Первухин. 1901. С. 163). В 1794 г. по желанию императрицы Синод сделал Мефодию запрос о составе Четьих-Миней и об источниках, которыми пользовался при их составлении митрополит Московский свт. Макарий.

B 1792 г. на открытом собрании Славяно-греко-латинской академии Мефодий зачитал свое толкование на Послание ап. Павла к Римлянам. Тем самым Мефодий положил начало переводам Священного Писания на русский язык. В 1794 г. в московской Синодальной типографии был напечатан его труд «К Римляном Послание св. ап. Павла с толкованием». Его перевод и комментарий выдержали 3 издания (1794, 1799, 1815). По словам Мефодия, «апостол, применяя слово свое к свойству сего народа и сожительствовавших ему иудеев, написал оное послание хитрословесным и многообразного умствования исполненным слогом, да и поместил в нем все главные и существенные догматы веры и нравоучения назидательнейшие». В предисловии Мефодий назвал евангельские писания «вечными памятниками спасительных деяний и учений, каковыми Христос и его апостолы явили себя миру», и привел свидетельства древних церковных писателей (св. Климента, папы Римского, Климента Александрийского и др.) о св. Павле и его Посланиях, включая цитаты из них, подчеркнул их богодухновенность. Мефодий утверждал, что ориентировался прежде всего на греческий текст и святоотеческие толкования. «Древний и высокий слог славянский», по его мнению, «затрудняет уразумение писания Павла», поэтому он переложил текст «гражданским наречием», ссылаясь на «древнейшие примеры». Мефодий включил в свой труд «историческое известие» о Риме. Он пересказал также общее содержание «Послания к римлянам» — об оправдании верой и о необходимости миролюбивого и благочестивого жития (К Римляном Послание св. ап. Павла с толкованием. С. III-VIII). Основную часть составили изложение по главам и перевод стихов с параллельными церковнославянским («библейским») и русским («гражданским») текстами с комментариями, примечаниями и ссылками. В конце книги прилагалась карта мест, упоминаемых в Новом завете. К другим богословским трудам Мефодия данного периода относится книга на основе выступления на диспуте «Рассуждение о Пасхе…» (1793), в котором он отвечал на вопросы о разнице между иудейской и христианской Пасхой, о том, когда и по каким правилам христиане стали праздновать свою Пасху. Книга неоднократно переиздавалась как пособие для духовных училищ.

14 февр. 1794 г. Мефодий был вызван в Санкт-Петербург для совершения богослужений и проповеди Слова Божия и назначен архимандритом Новоспасского московского в честь Преображения Господня монастыря. 22 февраля указом императора Павла I, внимание которого Мефодий обратил на себя проповедями, выдержанными в духе митрополита Платона, назначен для присутствия в Синоде. 5 мая вступил в члены Синода, а 10 мая того же года был представлен митрополитом Гавриилом (Петровым) императрице.

4 мая 1795 г. Высочайшим указом Мефодий был «пожалован во епископа в Воронеж» и 21 мая в санкт-петербургском Казанском соборе (церкви Рождества Пресвятой Богородицы) хиротонисан во епископа Воронежского и Черкасского. 15 июля 1795 г. прибыл в Воронеж, 20 июля в кафедральном Благовещенском соборе (разрушен в 50-х гг. XX в.) состоялись его торжественная встреча горожанами и первые служба и проповедь. Мефодий  ликвидировал беспорядки в епархиальных делах, возникшие вследствие отсутствия в епархии на протяжении 1 года и 3 месяцев архиерея.

23 сентября 1795 г. Мефодий освятил после расширения Тихвино-Онуфриевскую церковь в Воронеже (Горьковский В. П., прот. Тихвино-Онуфриевская ц. // Воронежская старина. 1908. Вып. 7. Прил. С. 107). В том же году по распоряжению преосвященного был перестроен загородный Свято-Троицкий дом. 11 февраля 1796 г. Мефодий освятил Знаменский придел Покровской церкви (собора) в Воронеже, в том же году Мефодий благословил устройство генералом от кавалерии гр. Денисовым Успенской церкви в Добринской слободе. При Мефодии на средства жертвователей продолжалось строительство соборной колокольни, хотя 24 января 1797 г. ему пришлось за финансовые нарушения упразднить строительную комиссию. Также Мефодий закрыл крестовую церковь святой Софии и вместо нее устроил и 14 октября 1797 г. освятил церковь во имя апостолов Петра и Павла. 27 июня 1799 г. Мефодий освятил каменную Петропавловскую церковь (разрушена в 30-40-х гг. ХХ в.) в пригородном с. Таврово (ныне в черте Воронежа). В 1798 г. по распоряжению Мефодия была «запечатана» по причине ветхости Вознесенская церковь Причт, лишившийся доходов, добился у преосвященного разрешения на продолжение службы, вопрос о ремонте был отложен.

Воронежская духовная семинария в лице Мефодия обрела просвещенного начальника и достигла образцового устройства. Мефодий выявил необоснованные траты средств, выделенных на нужды семинарии при его предшественниках. В 1795 г. он учредил словесный, нотный и уставный класс, а в 1796 г.- класс рисования и гражданской архитектуры. В 1798 г. Мефодий ходатайствовал в Синоде об ассигновании 13 895 р. 96 к. на возведение рядом со зданием семинарии каменного флигеля для проживания учеников, размещения хлебни, кладовых и погреба, но получил отказ. Преимущественно воспитательное значение имела учрежденная Мефодием бурса, устав которой он издал. Показательно, что при Мефодии преподаватели практически не покидали семинарию. Архиерей покровительствовал префекту Е. А. Болховитинову, авторитет которого в академии был выше, чем у ректора архимандрита Амвросия (Келембета). При Мефодии возник просветительский кружок местной интеллигенции, получивший название «Болховитиновский кружок». В связи с указом Синода от 7 мая 1797 г. об умножении учеников в семинарии Мефодий предложил завести в уездных городах, и прежде всего в г. Острогожске, малые духовные училища, выделив средства из штата Воронежской семинарии, что и было осуществлено. Проживание учеников там обходилось дешевле, чем в Воронеже. В мае 1798 г. при участии Мефодия была открыта губернская типография.

В 1797 г. Мефодию пришлось вмешаться в конфликт в воронежском в честь Покрова Пресвятой Богородицы женском монастыре, возникший между дочерью генерал-майора Бехтеевой, жившей в своем отдельном доме, и игуменией Серафимой. Он повелел выселить из обители тех, кто не входил в число насельниц, включая прислужниц Бехтеевой, поскольку «неприлично монастырю, чтобы жить с такою свитою, и притом надобно самим трудиться». В феврале 1798 г. по представлению Мефодию настоятелями задонского в честь Рождества Пресвятой Богородицы и Лебедянского во имя Святой Троицы монастырей были утверждены архимандриты. В 1798 г. Мефодий учредил мужскую богадельню на 13 человек в задонском Богородицком монастыре и женскую на 12 чел. в воронежском Покровском монастыре. 19 июля 1798 г. к Воронежской епархии был приписан Валуйский в честь Успения Пресвятой Богородицы и во имя святителя Николая Пристанский монастырь (ПС. 1914. № 1. С. 63-64).

Именным указом от 10 апреля 1799 г. (указом Синода от 13 апреля того же года) Мефодий был переведен на Коломенскую и Тульскую кафедру. 8 мая после литургии в воронежском соборе при огромном скоплении народа он произнес прощальную речь и отбыл в Коломну (Слово к воронежской пастве. 1799). 16 октября того же года указом императора Павла I был утвержден доклад Синода о создании Тульской епархии в границах учрежденного в 1777 г. Тульского наместничества (с 1797 — губерния). 31 декабря 1799 г. Мефодий был определен епископом Тульским и Белёвским. 19 декабря указом Синода Мефодию предписывалось «заведовать только церквами Тульской губернии и саму кафедру перенести в г. Тулу, в Предтечев монастырь». Сдав дела настоятелю коломенского Голутвина монастыря, Мефодий с 40 служителями архиерейского дома и 26 певчими архиерейского хора 8 февраля 1800 г. переехал из Коломны в Тулу. Они привезли с собой то, что хранилось в ризнице, а также утварь и домовое имущество. Архиерейский дом с крестовой церковью был размещен в тульском Иоанно-Предтеченском монастыре (в 1805 упразднен). В первый по прибытии воскресный день, 12 февраля, Мефодий с городским духовенством совершил крестный ход из Предтеченского монастыря в Успенский кафедральный собор, где совершил Божественную литургию и благодарственный молебен. В отдельном здании была открыта консистория. Все члены бывшей Коломенской консистории по причине перехода их в ведомство Московской епархии были заменены духовенством Тульской епархии. Мефодий стал основателем Тульской духовной семинарии, которую перевели из Коломны со всем имуществом и первоначально поместили в деревянном доме на Павшинской улицы в ожидании окончания строительства каменного корпуса губернаторского дома, который был отдан гражданским начальством в ведение епархии. Занятия в семинарии начались в 1801 г. Затем по ходатайству архимандрита Галактиона (Пономарёва), 1-го ректора, духовную школу перевели в каменные строения на Посольской улице, где она размещалась до 1821 г. Таким образом, в отдельных зданиях расположились консистория и семинария, кроме того, были приобретены летняя дача и ризница, а также закуплена утварь для архиерейского служения на пожертвования, почти без добавления средств от казны. Был достроен кладбищенский храм на окраине Чулковской слободы (ныне в черте Тулы). В связи с шумными народными гуляниями в день праздника Сошествия Святого Духа на апостолов по инициативе Мефодия храм в июле 1801 г. был освящен, но не в честь этого праздника, как изначально предполагалось, а во имя вмч. Димитрия Солунского. «Образ мыслей этого ученейшего архипастыря стал краеугольным камнем, а характер и направление его разносторонней деятельности послужил как бы программой деятельности его преемников почти на все столетие существования епархии, так мудро и твердо им основанной»,- подчеркивал историк Тульской епархии Н. И. Троицкий (Троицкий. 2002. С. 69).

15 сентября 1801 г. в связи с участием в торжествах коронации императора Александра I и его миропомазания, Мефодий был награжден орденом св. Анны 1-й степени. С 4 декабря 1803 г. являлся членом Синода. Благодаря поддержке обер-прокурора князя А. Н. Голицына, который познакомился с Мефодием в период своей опалы при императоре Павле I, епископ «сосредоточил в своих руках многие нити» церковного управления.

31 декабря 1803 г. именным Высочайшим указом Мефодий был определен епископом Тверским и Кашинским и членом Синода. 1 мая 1804 г. возведен в сан архиепископа. С 1808 г., став одним из наиболее видных деятелей духовно-учебной реформы, часто посещал Санкт-Петербург. В этот период им была написана по-латыни и издана в Москве ранее не освещавшаяся в России тема церковной истории первых 3 веков по Р. Х. (Liber historicus. 1805), за которую 23 марта 1806 г. указом императора Александра I Мефодий был награжден орденом св. Александра Невского и бриллиантовым крестом на клобук. Несмотря на глубокую эрудицию автора, историк А. П. Лебедев отмечал чрезмерную сухость изложения, излишнюю заостренность полемики с протестантами и недостаточную глубину рассмотрения некоторых тем (например, гонений на христиан, учения святых отцов) (Лебедев. 1895. С. 9-10). В изданные в 1809 г. в московской Синодальной типографии «в разных местах проповеданные» 13 «Поучительных слов» вошли, в частности, в ранее опубликованные отдельными изданиями «Слово о судьбах и пределах Божиих… в день Благовещения Богоматери» (М., 1801), «Слово на Новый 1802 год, и на случай вступления в должность, новоизбранных судей и чиновников Тульской губернии» (М., 1802, 1804), «Слова в день Успения Божией Матери, проповеданные в С.-Петербурге «в домовой его церкви»» (СПб.,1804, 1805), «Слово на день Покрова Божией Матери» (СПб., 1805), «Слово на день Вознесения Господня» (СПб., 1805), «Слово на освящение храма» (СПб., 1807), «Слово в неделю Православия» (СПб., 1808). В посмертное издание «Поучительных слов» 1823 г. вошли проповеди в Неделю ваий, в Святой и Великий пяток, во дни Пасхи, Преполовения, Святой Троицы, Преображения Господня, архангела Михаила, Рождества Христова, в день рождения вел. кн. Михаила Павловича и в Неделю 3-ю Великого поста.

Во время управления Мефодием Тверской епархией, 5 ноября 1810 г., бежецким дьячком Иваном Александровым (родным братом критика П. А. Плетнёва) была по взаимному согласию похищена дочь местной помещицы, с которой он тут же обвенчался в городской Крестовоздвиженской церкви. Архиепископ не предпринял никаких репрессивных мер, примирил мать с дочерью и на следующий год возвел Александрова в сан диакона, сделав его членом бежецкого духовного правления (впоследствии тот в сане иерея служил в Вышнем Волочке).

5 декабря 1813 г. по инициативе библиотекаря Тверской семинарии В. Ф. Верещагина, стремившегося сделать себе карьеру, семинарист В. Никольский оклеветал 4 товарищей, не переведенных в философский класс, обвинив их в покушении на жизнь архиерея. Мефодий поверил этому, поскольку, будучи человеком трудолюбивым, строго относился к ленивым и невоспитанным ученикам. Он устраивал у себя дома обязательные диспуты, воспитанники представляли свои проповеди ему лично, останавливал перевод в высшие классы некоторых из тех, кого рекомендовали преподаватели, или исключал их, запрещал семинаристам отлучаться из своих квартир и посещать питейные заведения. В 1811-1812 гг. по его распоряжению ряд воспитанников были сданы в солдаты (Розанов Н. П. Покушение на жизнь Тверского архиеп. Мефодия // ИВ. 1887. № 10. С. 198-204).

В 1813 г. кн. Голицын объявил монаршее повеление о возвращении из Санкт-Петербурга с заседаний Синода в свои епархии Мефодия и архиепископа Феофилакта (Русанова). 30 августа 1814 г., в день увольнения по болезни на покой архиепископа Иринея (Клементьевского), Мефодий был назначен архиепископом Псковским, Лифляндским и Курляндским. В кратковременный период управления им епархией 9 сентября 1814 г. в Порхове состоялось открытие духовного приходского училища. Продолжалось обустройство архиерейского дома в бывшем псковском Снетогорском в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыре: 8 декабря 1814 г. после новой отделки, выполненной по распоряжению Мефодия, бывшая Никольская домовая церковь была освящена в честь Рождества Христова.

Мефодий, скончавшийся от «нервной горячки», был похоронен в подклете псковского Троицкого собора, рядом с могилой епископа Гедеона (Криновского). Надписи на гробнице не было (Князев А. С. Ист.-стат. описание Псковского кафедр. Троицкого собора. М., 1858. С. 24). Согласно завещанию, Мефодий повелел свои деньги (10 тыс. р.), хранившиеся в московском Опекунском совете, раздать нищим, значительную библиотеку передать в Троице-Сергиеву семинарию. Остальное имущество Мефодий завещал брату, коллежскому асессору П. А. Смирнову, автору жизнеописания Мефодия и книги «Описание простых и сложных лекарств, собранные из Российской фармакопеи» (М., 1807).

Мефодий, выделявшийся среди современников начитанностью и образованностью, был членом Российской академии, трудился над российским словарем. Н. С. Стеллецкий характеризовал его как «нестяжателя», ревностного поборника законности. Мефодий обладал прекрасными хозяйственными и организаторскими способностями, был доступен и открыт, строг в отношении пороков, но снисходителен к людям и прост в быту.

Материалы сайта Православная энциклопедия

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.