14.06.2022 | Архиереи

Филарет (Дроздов), святитель

15 марта 1819 – 26 сентября 1820


В миру Дроздов Василий Михайлович, родился 26 декабря 1782 года в городе Коломне Московской губернии в семье диакона Михаила Федоровича Дроздова. До девяти лет воспитанием ребенка занимались его благочестивые родители.

В 1791 году он поступил в Коломенскую духовную семинарию, в которой учился до ее закрытия в 1799 году, после чего перешел в Троице-Сергиеву Лаврскую семинарию, находившуюся под особым покровительством митрополита Платона (Левшина), который оказал большое влияние на судьбу и развитие будущего митрополита Филарета.

В Троицкой семинарии Дроздов учился в философском и богословском классах с марта 1800 по 1803 год. По окончании семинарии 21 ноября 1803 года, после проведенного лично митрополитом Платоном экзамена, но был назначен учителем греческого и еврейского языков в той же лаврской семинарии.

30 августа 1806 года перемещен на высший класс — пиитический и назначен проповедником при Лавре. Митрополит Платон оказывает новому проповеднику знаки исключительного внимания и расположения, дарит ему разные вещи, делает своим иподиаконом, а 14 января 1808 года утверждает учителем высшего красноречия и риторики. Митрополит Платон писал о своем любимом ученике: «Я пишу по-человечески, а он пишет по-ангельски».

Митрополит Платон стал убеждать молодого учителя принять монашество. Он не сразу согласился на эти убеждения. В течение двух лет он проверял свои склонности, советовался с родителями, молился и только в июле 1808 года подал прошение о пострижении его в монашество.

16 ноября 1808 года он был пострижен в монашество с именем в честь прав. Филарета Милостивого в Трапезной церкви Троице-Сергиевой Лавры наместником Лавры архимандритом Симеоном (Крыловым-Платоновым).

21 ноября 1808 года рукоположен во иеродиакона митрополитом Платоном.

1 марта 1809 года по указу Святейшего Синода вызван в Санкт-Петербург и определен инспектором Санкт-Петербургской духовной семинарии с занятием кафедры философских наук в звании бакалавра академии.

28 марта 1809 года рукоположен во иеромонаха митрополитом Амвросием (Подобедовым); 9 марта определен на должность ректора Александро-невского уездного училища, учрежденного при той же семинарии, с оставлением в прежних должностях в семинарии.

8 февраля 1810 года переведен бакалавром богословских наук в Санкт-Петербургскую духовную академию, где сначала преподавал догматическое богословие и церковную историю, а с 21 июля того же года историю и древности церковные. Здесь, на кафедрах Петербургской академии, развернулись его необычайные разносторонние дарования, его изумительная работоспособность, дисциплинированность, способность четко выполнять все налагаемые на него обязанности. Слова и поучения его с церковной кафедры обращали на него всеобщее внимание глубиной постановки богословских вопросов, широтой их трактовки, яркостью образов, точностью языка.

8 июля 1811 года возведен в сан архимандрита «за отличие в проповедывании слова Божия».

Он приобретал все большую известность как в кругах духовных, так и светских. Так, в Петербурге главными покровителями его стали такие влиятельные лица, как первенствующий член Святейшего Синода митрополит Амвросий и обер-прокурор Синода князь А.Н. Голицын. Они стали облекать его полным доверием и возлагать на него различные поручения.

В июле 1811 года по назначению Комиссии духовных училищ производил ревизии петербургских духовных семинарий и училищ.

В начале 1812 года от Комиссии духовных училищ имел поручение образовать для учеников, окончивших Санкт-Петербургскую семинарию класс чтения Св. Писания и св. отцов и руководства к прохождению священнослужительных должностей.

11 марта 1812 года определен ректором Санкт-Петербургской духовной академии и профессором богословских наук, а 27 марта назначен настоятелем Новгородского Юрьева монастыря. С этого же времени по званию ректора присутствовал в Санкт-Петербургской духовной консистории.

В академии архимандрит Филарет учредил образцовые порядки, послужившие руководящим примером и для других академий. Он заново переработал и представил на утверждение академический устав. Вместе с тем он переработал устав для духовных семинарий, уездных и приходских училищ, выполнив всю эту работу без помощников в шесть недель. Впоследствии Филарет сам говорил, что он никогда так много не работал, как в свою бытность ректором академии, и считал себя свободным от занятий, когда у него, по его собственным словам, «за раз было только одно дело на руках, а не три или пять».

Он стоял во главе перевода Библии на русский язык. Это дело, в котором более всех потрудился архимандрит Филарет, составляет славу и украшение его имени. Но не все с сочувствием отнеслись к этому новому делу. Архимандрит Фотий, бывший в 1814 году студентом 1 курса Петербургской академии, не сочувствовал переводческой деятельности архимандрита Филарета, но признавал его выдающиеся способности, как ректора и профессора. Вот как описал он архимандрита Филарета в своей автобиографии:

«Филарет был… росту среднего, смугл видом, власы средние темнорусые, браду долгую имел, лицом всегда светел, весел быть казался, у него были глаза острые, проницательные, вид постен, строг и приятен; поступь у него была нескорая, важная. Голос тих, тонок, но ясен; речь внятная, говорил остро, высоко, премудро, но все более к уму, менее же к сердцу. Свободно делал изъяснение священных писаний: как бы все лилось из уст его. Привлекал учеников так к слушанию себя, что когда часы кончались ему преподавать, всегда оставалось великое усердие слушать его еще более без ястия и пития. Оставлял он сильные впечатления от учений своих — всем казалось истинно, приятно, совершенно его учение… Оратор мудрый, красноречивый, писатель искусный. Все доказывало, что он много в науках занимался… Сила, красота, достоинство и слава Духовной Академии был один Филарет».

Изумлявшая всех работоспособность и эрудиция архимандрита Филарета быстро выдвигали его вперед. В 1814 году Комиссией духовных училищ было выработано Положение об ученых степенях действительных и почетных, и первым действительным доктором богословия в России стал ректор Петербургской академии архимандрит Филарет (13 августа 1814). В мотивировке предоставления ему докторской степени говорилось, что он удостаивается ее на основании «светлейших доказательств учености, священной и церковной, представленных в академических чтениях, в церковных речах, а особенно в классических сочинениях, и увенчанных искренним осуществлением на деле христианского учения». Через две недели после получения высшей ученой степени, 27 августа 1814 года архимандриту Филарету была назначена пожизненная пенсия в размере 1500 рублей в год; 30 августа того же года он был назначен членом Комиссии духовных училищ.

В июне и июле 1815 года ревизовал Московскую духовную академию и семь семинарий: Новгородскую, Тверскую, Владимирскую, Ярославскую, Костромскую, Спасо-Вифанскую и Московскую, а также ряд находящихся на пути его следования уездных и приходских училищ.

В марте 1816 года по указу Святейшего Синода определен настоятелем Московского Новоспасского монастыря с оставлением при академии; 2 июня назначен членом Комитета для решения судебных дел о лицах духовного звания грекороссийского исповедания в Финляндии; 16 июля утвержден членом совета императорского человеколюбивого общества.

3 марта 1817 года назначен членом Строительного комитета при Санкт-Петербургской духовной академии; 7 апреля — членом Главного Правления училищ; в июле произвел ревизию Санкт-Петербургской семинарии.

23 июля 1817 года определен епископом Ревельским, викарием Санкт-Петербургской епархии с оставлением за ним должности ректора академии и управляющего Новоспасским монастырем.

5 августа 1817 года хиротонисан во епископа Ревельского. Хиротония состоялась в Троицком соборе Александро-Невской лавры в Петербурге.

15 марта 1819 года переведен на Тверскую епархию с возведением в сан архиепископа и назначением членом Святейшего Синода.

26 сентября 1820 года назначен архиепископом Ярославским и Ростовским. Все время управления Ярославской епархией, в продолжении 9 месяцев и 1 недели, жил в Санкт-Петербурге на Ярославском подворье.

С 3 июля 1821 года — архиепископ Московский, священноархимандрит Свято-Троицкой Сергиевой лавры и присутствующий в Московской Синодальной конторе.

28 октября 1822 года уволен от звания члена Главного правления училищ.

22 августа 1826 года возведен в сан митрополита.

Скончался 19 ноября 1867 года. Погребен в Троице-Сергиевой лавре, в приделе Свято-Духовной церкви, устроенном во имя Филарета Милостивого в память пятидесятилетия служения Филарета в епископском сане.

Был прославлен в лике святителей на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 29 ноября-2 декабря 1994 года. Ныне мощи святителя Филарета находятся в Храме Христа Спасителя в Москве.

Материалы сайта Древо — открытая православная энциклопедия

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.