14.06.2022 | Архиереи

Григорий (Постников)

28 июля 1831 – 1 марта 1848


Родился в семье диакона Петра Фёдорова. В 1805 г. окончил Перервинскую духовную семинарию, в 1809 г.- Троицкую духовную семинарию, в 1814 г.- СПбДА со степенью магистра богословия, во время учебы получил фамилию Постников. 25 августа 1814 г. принял монашеский постриг, 27 августа был рукоположен во диакона, 28 августа — во иерея. Одним из наставников Григория был свт. архимандрит Филарет (Дроздов; впоследствии митрополит Московский), оказавший на него большое влияние. По предложению митрополита Филарета в 1814 г. Григорий занял место академического библиотекаря, пополнил библиотеку многими ценными изданиями. С 17 августа 1814 г. бакалавр академии, с 13 октября того же года действительный член конференции СПбДА, с 19 марта 1816 г. инспектор. 29 марта 1817 г. Григорию была присвоена степень доктора богословия за сочинение о пророках «Commentatio de prophetis in genere». 29 июля 1817 г. посвящен в сан архимандрита и назначен настоятелем Иосифова Волоколамского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря. 1 октября того же года стал экстраординарным профессором СПбДА, а 2 мая 1819 г.- ректором и ординарным профессором.

Продолжая традиции свт. Филарета (Дроздова), Григорий поддерживал в академии строгий порядок, усовершенствовал учебные программы, методы обучения, улучшил материальное положение студентов. Преподавал богословские науки, Священное Писание, английский язык. Еще в 1816 г. Григорий был назначен вице-президентом Российского библейского общества, участвовал в переводе Священного Писания на русский язык; став ректором, возглавил переводческий процесс в СПбДА. Впосл. выступал против закрытия Российского библейского общества. Григорий первым начал преподавать богословие на русском языке. Тексты Священного Писания также цитировал и разбирал на занятиях со студентами на русском языке, что было тогда новым явлением. Лекции Григория в печатном или рукописном виде расходились по многим духовным академиям и семинариям. Для распространения в обществе богословских знаний предлагал разрешить всем независимо от пола, возраста и сословия присутствовать на публичных лекциях в академии, хотя этот проект не был осуществлен. С 21 августа 1821 г. состоял членом Комиссии духовных училищ, отстаивал лекционную систему преподавания в Духовных академиях, оспаривая сторонников обучения по классическим книгам.

Приобретал для СПбДА необходимую богословскую литературу, увеличил выписку светских периодических изданий («Сын Отечества», «Русский инвалид», «Вестник Европы», «Журнал изящных искусств», «Московские ведомости» и мн. др.). Трудами Григория было положено начало официальной духовной журналистике в России: в 1821 г. он основал при академии один из первых в стране духовных журналов — «Христианское чтение». В нем в 1822 г. печатались статьи Григория, написанные на основе лекций,- «Учение о Боге, поколику Он есть Един» и «Учение о Боге-Отце, Сыне Божием и Святом Духе, или о Святой Троице». По словам протоиерея Г. Флоровского, «самостоятельного» в трактатах Григория «мало, но важен был уже сам живой голос и манера автора». Григорий цитировал в них английских богословов.

7 мая 1822 г. в Казанском соборе в Санкт-Петербурге Григорий был хиротонисан во епископа Ревельского, викария Санкт-Петербургской епархии, одновременно он стал управлять Санкт-петербургской Троице-Сергиевой пустынью. Активно боролся с нецерковным мистицизмом, в 1825 г. стал президентом Комитета для рассмотрения вредных (мистических) книг. 4 января 1825 г. получил назначение на самостоятельную Калужскую и Боровскую кафедру, начал заниматься миссионерской деятельностью среди старообрядцев. 27 мая 1827 г. избран почетным членом конференции СПбДА, в том же году вызывался для присутствия в Святейшем Синоде, член Синода со 2 марта 1829 г. С этого периода проводил бо́льшую часть времени, кроме летних месяцев, в Санкт-Петербурге, в 1837 г. по болезни уволен из Святейшего Синода. С 3 марта 1828 г. архиепископ Рязанский и Зарайский, с 25 июля 1831 г.- Тверской и Кашинский. Возглавлял торжество обретения мощей свт. Митрофана Воронежского (7 августа 1832). Собрал в Твери противораскольническую библиотеку, восстановил находившийся в запустении Оршин в честь Вознесения Господня монастырь. При отъезде из епархии пожертвовал в Тверскую духовную семинарию 497 книг, за что в 1850 г. получил благодарность Синода, в который снова стал вызываться с этого года.

1 марта 1848 г. назначен архиепископом Казанским и Свияжским. Особое внимание уделял миссионерской деятельности, которая велась по 3 направлениям: среди старообрядцев, мусульман и язычников (среди чувашей, черемисов (марийцев) и вотяков (удмуртов)). Будучи сторонником просвещения иноверцев, отрицал метод принуждения. Для обращения раскольников использовал почитаемые у старообрядцев книги, заботился об укреплении единоверчества, но выступал против особой единоверческой иерархии. Возглавил учрежденный в 1847 г. комитет для перевода богослужебных книг на татарский язык. В результате трудов комитета в 1852-1856 гг. были напечатаны переводы литургии, Часослова и Нового завета. С 1852 г. при духовно-учебных заведениях Казанской епархии появились классы по расколу, в 1854 г. Григорий возглавил в Санкт-Петербурге подготовку священников различных епархий к миссионерской деятельности. По его настоянию были открыты миссионерские отделения при Духовных Академиях и семинариях в Санкт-Петербурге, Москве, Казани и Киеве. С 1855 г. в Казани начал выходить журнал «Православный собеседник», материалы которого должны были помочь борьбе со старообрядчеством.

Являясь крупным церковным специалистом по истории старообрядчества, Григорий собирал старообрядческие рукописи и секретные отчеты Министерства внутренних дел. Миссионерский и догматико-полемический характер имели его книги «Истинно древняя и истинно православная Христова Церковь: Изложение в отношении к глаголемому старообрядству» (СПб., 1854, 1883. 2 ч.) и «Ответ единоверца старообрядцу на его возражения» (СПб., 1857). В этих трудах Григорий раскрывал причины раскола, опровергал обвинения, предъявляемые Православию старообрядцами, предлагал совместно обсудить все спорные вопросы. При жизни Григория первая книга издавалась 4 раза.

По ходатайству Григория в КазДА была передана древняя библиотека Соловецкого в честь Преображения Господня монастыря (ныне в РНБ), послужившая активизации научных исследований в Казани. Для подготовки специалистов для научного описания библиотеки Григорий пригласил в академию В. И. Григоровича. Архиепископ пожертвовал в КазДА собственные книги.

26 августа 1856 г. Григорий участвовал в короновании императора Александра II Николаевича и был возведен в сан митрополита. 1 октября того же года переведен на Новгородскую и Санкт-Петербургскую кафедру и с этого времени состоял первоприсутствующим членом Синода. Благодаря усилиям Григориям выросло число духовенства в епархии, митрополит освятил Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге (30 мая 1858), а также храмы в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Санкт-петербургском Новодевичьем в честь Воскресения Господня монастыре и во имя святых Захарии и Елисаветы при богадельне Елисеевых (1856), свт. Григория в Троице-Сергиевой пустыни и в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи при доме призрения престарелых бедных женщин гр. Кушелёва-Безбородко (1857), во имя святых Константина и Елены при гимназии Человеколюбивого общества и св. Павла исповедника при Александро-Невском духовном училище (1858), в честь Воскресения Господня в М. Коломне (1859).

При содействии Григория православные богослужебные книги переводились на финский язык, т. к. многие православные финны были вынуждены пользоваться лютеранскими молитвенниками и посещать кирхи. Переводами с 1849 г. занимался преподаватель СПбДС Т. Фриман, с 1858 г. эту деятельность возглавил архимандрит Павел (Лебедев; впоследствии архиепископ Казанский). В 1860 г. Григорий активно участвовал в переводе Ветхого завета на русский язык, осуществленном при СПбДА. Заботясь о христианском просвещении, в 1857 г. основал при СПбДС журнал «Духовная беседа», предназначенный для всех мирян, более актуальный и доступный, чем «Христианское чтение». В нем впервые стали печататься официальные документы духовного ведомства. По инициативе Григория при СПбДА стали издаваться «Переводы византийских историков», был преобразован Духовно-цензурный комитет. В 1858 г. митрополит перевез в библиотеку академии библиотеки Софии Святой собора в Новгороде и Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря.

В декабре 1858 г. представил в Синод проект создания миссионерского института со сроком обучения 7 лет, под который была отведена мыза в с. Грузине Новгородской губернии (проект не был реализован). Старался противодействовать вольномыслию и западным либеральным идеям. В конце 1858 — начале 1859 г. высказывался против массового посещения православными проповедей Сояра в католическом соборе св. Екатерины в Санкт-Петербурге. В 1859 г. Григорий объявил конкурс на фундаментальное сочинение, доказывающее истинность православного вероисповедания и опровергающее западные вероучения, в качестве поощрения выделил 3,5 тыс. р. из своих средств.

Григорий проповедовал за каждым богослужением, обращался к слушателям с простым, кратким, но емким наставлением. В каждой епархии вменял в обязанность местным пастырям читать проповеди, в Санкт-Петербурге заботился о развитии проповеднического таланта у студентов, добился расширения круга храмов, где они могли читать свои проповеди. Собирал со всей России певчих для хора Александро-Невской лавры, сам выбирал сочинения для исполнения, ценил столповое пение.

Состоял членом Санкт-Петербургской академии наук с 1821 г., почетным членом по отделению русского языка и словесности с 1841 г. и общего собрания Академии наук с 1856 г., почетным членом императорского Археологического общества (1851), Казанского (1857) и Санкт-Петербургского университетов (1858). 24 октября 1856 г. Григорий был назначен главным попечителем Человеколюбивого общества, почетным членом которого состоял с 1824 г. За активную деятельность в обществе трижды получал благодарность императора в 1858-1860 гг. Григорий был награжден орденами св. Владимира 2-й степени (1822), св. Анны 1-й степени (1826), св. Александра Невского (1839) и алмазными знаками к нему (1852), св. Андрея Первозванного (1859) и др., а также греческим орденом Спасителя Большого Креста.

Вел строгий, аскетический образ жизни, отличался щедрой благотворительностью. 1 июня 1860 г. простудился во время выноса тела почившего в Александро-Невской лавре Таврического архиепископа Елпидифора (Бенедиктова) и заболел. 22 июня Херсонский архиепископ Димитрий (Муретов) в сослужении 4 епископов, протопресвитеров В. Б. Бажанова и В. И. Кутневича и сонма священнослужителей совершил отпевание Григория в присутствии императора Александра II и великих князей Константина, Николая и Михаила Николаевичей. Григорий был погребен на клиросе Свято-Духовской церкви лавры, могила уничтожена после закрытия храма в 1935 г.

Иконография

Изображений Григория сохранилось не много. На живописном портрете (РИАМЗ), написанном в конце 50-х — начале 60-х гг. XIX в. в мастерской Н. В. Шумова в составе галереи портретов Рязанских архиереев, Григорий представлен в бытность архиепископом Рязанским: в темной рясе и высоком черном клобуке с крестом, на груди — панагия, знаки и звезды орденов св. Александра Невского и св. Владимира 2-й степени, в правой руке — книга, в левой — светлые четки. Он средних лет, с длинными прямыми волосами до плеч и короткой, немного тронутой проседью бородой, тонкими, аристократическими чертами лица, взгляд обращен в сторону. Скорее всего портрет выполнен на основе более раннего оригинала, где были использованы натурные наблюдения художника.

Данная иконографическая традиция продолжается в портрете, который был создан после 1859 г. в Санкт-Петербурге (возможно, копия) (Епархиальное управление С.-Петербургской епархии — ПЭ. 2000. Т. РПЦ. С. 432): митрополит изображен в белом клобуке, с орденами св. Андрея Первозванного и св. Владимира, волосы темные, с сединой, кисть правой руки положена на левую. С небольшими отличиями в деталях (добавлен греческий орден Спасителя Большого Креста, в руках — книга) этот извод воспроизведен на эстампе 2-й пол. XIX в. с монограммой мастера (B J) и с факсимиле автографа архипастыря под изображением (ГИМ).

На 3-м живописном портрете, написанном после 1859 г. (с 1864 хранился в Валаамском Преображенском монастыре, значился в описях ризницы 1875, 1912 гг.; в настоящее время — в Нововалаамском монастыре в Финляндии), иерарх изображен в последние годы жизни тоже сидящим в кресле, с совершенно седыми волосами и украшающими грудь высокими наградами; индивидуальная характеристика облика достаточно условна. В последний год жизни Григория из мастерской А. И. Траншеля вышла литография П. Ф. Бореля (ГРМ), отмеченная, несомненно, большим портретным сходством (Религиозный Петербург / ГРМ. СПб., 2004. С. 427).

На петербургском эстампе 1858 г. (РНБ), изданном Д. Белинским «в пользу бедного духовенства», имеется изображение Григория в рясе и клобуке, с благословляющей десницей и четками в левой руке. После кончины митрополита с неизвестного оригинала выполнена тоновая литография 1860 г. в рамках издания В. Ф. Тимма (РГБ, ЦАК МДА — Тимм В. Ф. Рус. худож. листок: Указ. СПб., 1860. № 27; Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 4. Стб. 131), на которой Григорий представлен фронтально в рост в окружении иподиаконов, в саккосе и митре, с панагией и орденами поверх омофора и с архиерейским жезлом в правой руке, внизу помещены зарисовки мест жизни и погребения Санкт-Петербургских архиереев. Всего существовало не менее 6 литографированных портретов Григория, в т. ч. 1857 г. А. Козлова, напечатанный у И. Шевалье (экземпляр находился в собрании В. Я. Адарюкова), эстамп ок. 1871 г. К. Эргота, а также изображение митрополита в гробу по рис. Бореля с фотографии К. Х. Давингова (Адарюков, Обольянинов. Словарь портретов. С. 260-261). Портрет Григория находился в келье прп. Макария Оптинского (Жизнеописание оптинского старца иеросхим. Макария. М., 1997. С. 68).

Как член Святейшего Синода, по указу императора в 1832 г. возглавлявший торжества обретения мощей свт. Митрофана Воронежского, Григорий изображен в ряде живописных и графических произведений, посвященных этому событию. Как правило, внешность архиерея в подобных работах совершенно лишена индивидуальности. Документальный характер имеет только поднесенный царю рисунок 1832 г. Ф. Ф. Чурикова (ГРМ — Рус. мон-ри: Искусство и традиции. [СПб.], 1997. С. 170-171), точно переведенный в гравюру в 1839 г. И. В. Ческим (варианты в ГРМ, ЦАК МДА), где небольшие фигуры 2 святителей в белых облачениях на дальнем плане замыкают крестный ход с мощами нового чудотворца.

Материалы сайта Православная энциклопедия

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.