14.06.2022 | Архиереи

Амвросий I (Протасов)

6 ноября 1826 –  1 июля 1831


Учился в Перервинской и Троицкой духовных семинариях. В 1790 г. окончил московскую Славяно-греко-латинскую академию, в которой благодаря митрополиту Платону (Левшину) был оставлен учителем риторики и поэзии. В 1794 г. принял монашество. С 1795 г. проповедник и учитель философии, с 19 августа 1797 г. префект академии. С 29 ноября 1798 г. архимандрит и настоятель санкт-петербургской Троице-Сергиевой мужской пустыни.

С 18 ноября 1799 г. ректор Александро-Невской академии. С 8 января 1800 г. наместник Александро-Невской лавры, с марта 1800 г. настоятель Валдайского мужского монастыря, с 4 июня 1802 г. настоятель Юрьева во имя вмч. Георгия Победоносца мужского монастыря с оставлением в прежних должностях. 10 января 1804 г. хиротонисан во епископа Тульского и Белёвского. С 7 февраля 1816 г. архиепископ Казанский и Симбирский, из-за интриг и доносов 6 ноября 1826 г. переведен на Тверскую и Кашинскую кафедру. Умер во время эпидемии холеры, похоронен близ Твери в Желтиковом мужском монастыре.

Амвросий вел подвижническую жизнь, был чужд тщеславию, щедро раздавал милостыню, отличался строгостью к подчиненным. Находясь на Казанской кафедре, боролся со взяточничеством епархиальных чиновников и малограмотностью духовенства. На базе КазДА, преподавание в которой Амвросий поднял на более высокий уровень, соответствующий статусу академии, была создана школа для клириков. Амвросий вел работу по христианскому просвещению малых народов Поволжья. В программу КазДА помимо изучения татарского языка было введено изучение чувашского и марийского языков. После открытия Библейского общества в Казани (20 янв. 1818) менее чем за 4 года были сделаны переводы Нового завета на чувашский, марийский, мордовский и удмуртский языки, которые рассылались по 5 экземпляров во все «инородческие» села. Предлагая перевести на языки малочисленных народов некоторые богослужебные книги, Амвросий предоставил в Святейший Синод вариант литургии на марийском языке, который был оставлен без внимания.

Обладая невыразительной внешностью (малый рост, некрасивое лицо, полнота) и слабым голосом, Амвросий стал известнейшим проповедником своего времени. Ломая устоявшиеся традиции проповедничества, Амвросий логической последовательности противопоставил яркую образность, а монотонному чтению написанного текста — живое свободное изложение. «Слово на случай присяги судей в Тульской губернии» (1815) принесло ему всероссийскую известность. Обличая пороки, Амвросий мастерски показывал ничтожность всякого мирского стяжания и суеты перед светом евангельской Истины.

Материалы сайта Православная энциклопедия

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.