14.06.2022 | Архиереи

Иона II (Павинский)

21 июля 1821 – 6 ноября 1826


Сын сельского священника. Обучался в Олонецкой духовной семинарии в Петрозаводске, затем в Александро-Невской духовной семинарии, где среди его сокурсников были М. М. Сперанский, А. А. Орнатский (впоследствии Пензенский епископ Амвросий), А. И. Телятев (впоследствии Донской архиепископ Афанасий), Ф. Г. Русанов (впоследствии митрополит Феофилакт, экзарх Грузии), Г. И. Мансветов. 23 марта 1793 г. Новгородский и Санкт-Петербургский митрополит Гавриил (Петров) рукоположил Павинского во диакона к Исаакиевскому собору Санкт-Петербурга, а в 1797 г.- во иерея к церкви при российском посольстве в Копенгагене. Назначение на службу за границей было обусловлено, в частности, тем, что Павинский свободно владел немецким, французским, английским языками. В 1802 г. он был возведен в сан протоиерея и назначен настоятелем церкви во имя праведных Захарии и Елисаветы в Санкт-Петербурге, в 1803 г. переведен настоятелем в церковь во имя святых Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Одновременно с 1806 г. служил законоучителем православного Закона Божия в Иезуитской коллегии в Санкт-Петербурге. В 1808 г. Павинский стал духовником великой княжны Екатерины Павловны, младшей и любимой сестры императора Александра I. Вместе с ней выехал в Тверь, куда ее муж, принц Георгий Петрович Ольденбургский, был назначен генерал-губернатором. Когда в начале 1813 г. Екатерина Павловна последовала за императором Александром I в заграничный поход русской армии, Павинский остался в России. 24 декабря 1813 г. был пострижен в монашество, через несколько дней возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Новоиерусалимского в честь Воскресения Христова монастыря. В 1814 г. по инициативе Ионы и на средства гр. Ю. П. Литты придел свт. Андрея Критского при Воскресенском соборе был возобновлен и переименован во имя прп. Иулия и вмц. Екатерины, небесных покровителей графа и его супруги. 24 августа 1816 г. Иона встречал в Новоиерусалимском монастыре императора Александра I (приветственная речь настоятеля опубликована). С 9 марта того же года был также членом Московской синодальной конторы.

17 июня 1817 г. Иона был назначен, а 22 июля того же года в Москве митрополитом Московским Августином (Виноградским) хиротонисан во епископа Орловского и Севского. В первый же год архиерейского служения Иона преобразовал Орловскую духовную семинарию (находилась в Севске), ввел в ней 3 отделения, из низших классов семинарии учредил особые училища. Основал Орловское духовное уездное и приходское училище, которое разместилось при орловском в честь Успения Пресвятой Богородицы мужском монастыре, а после его упразднения с 1820 г.- при архиерейском доме.

В сентябре 1817 г. император Александр I, с которым архиерей был лично знаком, будучи еще придворным священником, посетил Орёл, после чего туда была переведена из Севска архиерейская кафедра. Сохранился рассказ о том, что послужило прямым поводом для перевода кафедры. Встречаясь в Орле с епископом и городским духовенством, император спросил Иону: «А, вы здесь, отец Иван? Как же вам живется в Орле?» Преосвященный рассказал, что проживает не в Орле, а в Севске, за городом. «Отчего же вы, отец Иван, не живете в Орле? Разве здесь нет монастырей?» — удивился Александр I, на что Иона ответил, что в Орле монастырей действительно нет, а есть только «монастырешки». 28 февраля 1818 г. Иона отправил в Святейший Синод доношение, в котором изложил свои аргументы против нахождения архиерейской кафедры и семинарии в Севске. 3 января 1820 г. на имя Ионы поступил указ, в котором Синод дозволял перевести кафедру и семинарию в Орёл, третьеклассный орловский Успенский монастырь обратить в архиерейский дом («с переведением штата сего монастыря в Мценский Петропавловский монастырь»), устроить в Орле новый каменный архиерейский корпус («по представленному плану, на который по смете исчислено 59 135 рублей, отнесть на счет строительного по Государству капитала»), а архиерейский дом в Севске со всеми угодьями «оставить загородным домом, так как в Орле нет угодий, кои бы могли заменить положенные к архиерейским домам угодья». Уже 25 февраля 1820 г. Иона рапортовал в Синод о выезде консистории из Севска в Орёл.

Однако Ионе не удалось дождаться окончательного благоустройства архиерейского дома в Орле, т. к. 21 июля 1821 г. в сане архиепископа он был переведен на Тверскую и Кашинскую кафедру. По благословению Ионы были построены каменные храмы: Знаменский в с. Капшине Калязинского уезда, Михаило-Архангельский на погосте Архангельское Корчевского уезда, Борисоглебский (1822-1833) в с. Любодицы и Владимирский (1825) в с. Толстикове Бежецкого уезда, Покровский (1824) в с. Кимра Корчевского уезда, Свято-Троицкий (1825) близ дер. Княжиха Бежецкого уезда, благоустроен Преображенский храм в с. Красном Старицкого уезда и др. Будучи доверенным лицом министра духовных дел и народного просвещения кн. А. Н. Голицына, 26 февраля 1823 г. Иона был назначен членом Святейшего Синода и с этого времени проживал в Санкт-Петербурге. Некоторое время занимал должность вице-президента Российского Библейского общества, был одним из 3 архиереев, подписавших составленное митрополитом Московским свт. Филаретом (Дроздовым) предисловие «К христолюбивым читателям. По случаю издания всего Нового Завета на одном русском наречии» к изданию 1823 г. Иона восторженно отзывался о переводах Российского Библейского общества, замечал, что переводчики «и на русском наречии не отступили от величественной простоты сего божественного слова и не заимствовались нигде и ни в чем от прикрас кичливой словесности века» (Чистович. 1857. С. 32). Был известен склонностью к мистицизму; свящ. Феодосию Левицкому, проживавшему в 1823-1824 гг. на Тверском Синодальном подворье в Санкт-Петербурге, рекомендовал для чтения и изучения журнал «Сионский вестник», сочинения И. Г. Юнга-Штиллинга. Считался противником Новгородского и Санкт-Петербургского митрополита Серафима (Глаголевского), который в 1824 г. предлагал императору вывести Иону из состава Синода. Архимандрит Фотий (Спасский) обвинял Иону в масонстве, отступлении от Православия. Биограф архиепископа Амвросия (Протасова) протоиерей В. И. Жмакин ошибочно утверждал, что Иона, проводя ревизию Казанской епархии, устроил гонения на архиепископа Амвросия, хотя на самом деле ревизию проводил Астраханский архиепископ Иона (Василевский).

В феврале 1826 г. в Твери Иона встречал гроб с телом императора Александра I, совершал заупокойные богослужения в кафедральном Преображенском соборе.

6 ноября 1826 г. Иона был назначен архиепископом Казанским и Симбирским вместо архиепископа Амвросия (Протасова). В середине января 1827 г. прибыл в Казань. В 1827 г. крещеные татары Свияжского и Тетюшского уездов подали на имя императора Николая I 14 прошений с 6 тыс. подписей о том, чтобы им разрешили исповедовать ислам (прошения спровоцировали решение Казанской палаты гражданского суда, признавшей, что одна татарская девушка была крещена насильно; ей было разрешено остаться мусульманкой). В том же году в дер. Варангуши Царёвококшайского у. состоялось массовое языческое моление марийцев с принесением в жертву более 50 голов скота, подавляющее большинство участников моления были крещеными. Это обстоятельство было поставлено в вину Ионе. Ему предписывалось, «избрав священнослужителей с отличной нравственностью, твердыми познаниями в догматах христианской веры, твердо знающих татарский язык», отправить их увещевать отпадающих крещеных татар (Можаровский. 1873. С. 43). Архиерей писал в Синод, что в Казани нет священников, знающих татарский язык, и перепоручил это задание миссионерам, передав им переводы Священного Писания, выполненные Российским Библейским обществом. Подавляющее большинство татар, подписавших прошения, согласились остаться христианами под угрозой административных и уголовных репрессий. Император Николай I был недоволен Ионой и хотел переместить его в другую епархию, чего не произошло из-за кончины архиепископа.

Иона был награжден многими орденами, в т. ч. святого князя Александра Невского.

С конца 1827 г. болел, редко совершал богослужения. Удрученный «телесными недугами и душевной скорбию об отпадающих» Иона скончался в своей келье в казанском в честь Преображения Господня монастыре. Отпевание в Преображенском соборе обители (кафедральный Благовещенский собор был на ремонте) совершил в сослужении духовенства Казани епископ Вятский Кирилл (Богословский-Платонов). Похоронен в Благовещенском соборе у южной стены, рядом с могилой Казанского архиепископа Павла (Зернова). Могила Ионы сохранилась.

Материалы сайта Православная энциклопедия

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.