В день отдания праздника Преображения Господня глава Тверской митрополии посетил подворье Свято-Успенского Старицкого монастыря в д. Родня Старицкого района.
Каменная Успенская церковь в Родне была построена в 1844 году на средства местного помещика Евграфа Николаевича Ланского. Это ранний храм в русском стиле, близкий к образцовым проектам К.А. Тона. В интерьере сохранились остатки масляной живописи, исполненной старицким живописцем Петром Жуковым в 1903 году. Церковь действовала до 1933 года, затем вновь с 1947 по 1950 год. Позже использовалась под склад, с начала 2000-х годов были попытки создать общину. С апреля 2012 года храм приписан к Старицкому Успенскому монастырю. На берегу Волги, на значительном расстоянии от Успенской церкви, сохранилась деревянная часовня в честь пророка Илии, устроенная около 1868 года из восьмерика старой деревянной церкви. Часовня построена крестьянином Артемием Жуковым в память избавления императора Александра II от покушений в 1866 и 1867 годах.
В настоящее время в Родне идут работы по восстановлению церкви. Начиналось восстановление в 2010 году — с беспокойства местных жителей по поводу протекающей в церкви крыши. Было подано прошение в Тверскую епархию о внесении церкви в реестр действующих храмов Тверской области. На восстановление храма собирают всем миром.
В церкви установлены купола, кресты, имеется небольшая звонница, очищена и восстанавливается дорога и прилегающее кладбище. В 2021 году восстановлены деревянные полы. В 2022 году восстановлено электричество и старинное печное отопление. Главный престол храма посвящен Успению Божией Матери, южный придел — в честь Богоявления Господня, северный придел — в честь святителя Николая, архиепископа Мирликийского, Чудотворца.
26 августа, в последний день празднования Преображения Господня, в преддверии праздника Успения Пресвятой Богородицы, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил Божественную литургию в Успенской церкви с. Родня. Архиерею сослужили: наместник Николо-Малицкого мужского монастыря архимандрит Борис (Тулупов), наместник Старицкого Свято-Успенского мужского монастыря игумен Дамаскин (Леонов), благочинный Старицкого церковного округа, настоятель Ильинской церкви г. Старицы протоиерей Владимир Марценюк, насельник Старицкого Свято-Успенского мужского монастыря иеромонах Нектарий (Андреев), настоятель собора в честь благоверных князей Бориса и Глеба г. Старицы и храма в честь великомученицы Параскевы Пятницы г. Старицы священник Николай Колесников, диаконы Иоанн Зорин, Михаил Быков, Николай Кувшинов, иеродиакон Антоний (Шкурметов).
За богослужением пел хор Успенской церкви д. Родня под управлением Ольги Шубаковой.
На сугубой ектении возносились молитвы о восстановлении мира и об Отечестве. Архипастырь прочитал молитву о прекращении вражды и восстановлении мира.
На заупокойной ектении возносились молитвы об упокоении Святейшего Патриарха Алексия II, о почивших архипастырях, пастырях и о почивших настоятелях и клириках храма в честь Успения Пресвятой Богородицы в д. Родня, о новопреставленных.
После заамвонной молитвы в центре храма перед иконой Преображения Господня владыка со служащим духовенством совершил славление. Архипастырь благословил молящихся иконой Преображения и занес праздничный образ в алтарь в знак того, что дни попразднства великого двунадесятого праздника подошли к концу.
Митрополит Амвросий поздравил всех со знаменательным событием — с первой архиерейской Литургией за почти две сотни лет:
Свидетельствую о своей радости, которую испытал от нынешнего нашего молитвенного общения во Христе Иисусе Господе нашем, совершив практически за двухсотлетнюю историю первое архиерейское богослужение в этом святом храме в честь Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии — праздника, который мы будем молитвенно торжествовать через два дня.
В сегодняшнем Апостольском чтении апостол Павел в своем Послании к Коринфянам радуется о том, что христианскую общину составляют люди, которые понимают, что без Бога они никто и ничто. Он пишет им: Бог избрал немного из вас мудрых, немного из вас сильных, немного из благородных по происхождению. Но Бог избрал немудрое мира сего, чтобы посрамить мудрое, Бог избрал слабых, чтобы посрамить сильных, Бог избрал неблагородных, незнатных людей, ничего как бы не значащих, чтобы посрамить значащее с точки зрения мира сего.
Через какое-то время римский философ-платоник Цельс, посмеиваясь над христианами, будет говорить о том, что христианство только для рабов, христианство только для людей необразованных, для людей, которые не состоялись в этой жизни. То же самое повторяла советская идеология в XX столетии. А апостол Павел, будучи образованнейшим человеком своего времени, радуется тому, что христианство возвышает любого человека. И в то время, когда он писал свое Послание к Коринфянам, около 60 миллионов человек в Римской империи были рабами — рабами, которые не имели абсолютно никаких прав, которых можно было продать за бесценок, унизить, избить и даже убить и при этом не иметь никаких последствий, потому что эти люди не имели цены в глазах так называемых сильных мира сего.
Христианство возвышает любого человека, независимо от происхождения, от материального достатка, от образования, возвещая о том, что Бог пришел спасти всех и прежде всего обращает Свой взор на тех, кто нуждается в Его участии в жизни. Потому что те, кто мнят себя мудрыми, сильными, высокого происхождения, обладающими властью, богатством или другими какими-то, с точки зрения мира сего, преимуществами, часто в гордыне своей сгорают и не понимают даже значения Творца мира в судьбе человеческой истории, не чувствуют пульс подлинной жизни, не нуждаются в Том, Кто сотворил этот мир, думая, что они сами являются центром этого мира. Но так было, так есть и так будет: Бог посрамляет их через немощных, ничего не значащих и так называемых немудрых мира сего. И об этом очень красноречиво в нашем Отечестве свидетельствует история ХХ века, и особенно история Церкви. Церкви, которая прошла через горнило испытаний, но выстояла, благодаря немощным, не сильным, не очень, может быть, образованным, не знатным, но во Христе красивым, по-настоящему сильным и великим людям — не по меркам мира сего, но по меркам евангельского восприятия.
И сегодня мы, совершая богослужение в этом святом храме, который до сих пор дышит своим великолепием, молитвами и верой тех, кто его создавал, кто здесь прежде нас молился, видим, что он воссоздается такими же скромными, нищими духом, а значит, нуждающимися в Боге людьми, а поэтому по-настоящему богатыми в Боге. Потому что нищие духом по-настоящему богаты, и богаты не своей гордыней, не своими мнимыми достоинствами, но богатством Христовым, богатством Царства Божия, богатством своей веры. И я благодарю тех людей, которые заботятся о воссоздании святого храма сего, которые собираются здесь даже тогда, когда нет священника, молятся и доверяют жизни свои Богу. В этом и состоит слава нашей Церкви — слава, которая исходит не от нас, людей, но от Того, Кто свыше. И эта слава привлекается верой пусть скромных, по логике мира сего, людей, но по-настоящему, по-евангельски благородных, по-евангельски сильных и по-евангельски мудрых. Я хочу сегодня поблагодарить всех тех, кто приходит в этот храм, кто любит его, кто заботится о нём, о его воссоздании и о том, чтобы здесь совершалась молитва.
Пусть Господь обращает Свой взор к вашим сердцам, исполняет благие желания ваши и благословляет дальнейшие труды по воссозданию этого Дома Божиего — замечательного, красивого, сохраняющего память о тех, кто его создавал, и о тех, кто здесь служил и молился. О некоторых из них, имена которых мы знаем из истории, мы сегодня молились, поминая их об упокоении. Ну и, конечно, Господь Сам ведает имена других, которые, может быть, и в земной человеческой истории как-то пропали, но у Бога никто не пропадает. У Бога всегда все известны, Бог знает имена всех и, конечно, принимает в Свои отеческие объятия всех, кто любит Его и Его Святую Церковь.
Во внимание к трудам на благо Успенского храма Архиерейскими благословенными грамотами награждены О.Р. Шубакова и Р.В. Захаров.
Архипастырь благословил молящихся в храме и подарил каждому по экземпляру своей книги «Добро пожаловать в Церковь».
По окончании службы рядом с храмом был организован чайный стол, за которым митрополит Амвросий пообщался с прихожанами.
Затем владыка посетил Успенский Старицкий монастырь, где помолился у места погребения первого Российского Патриарха святителя Иова, а также в крипте Введенского храма, где совершил заупокойную молитву о почившей братии и обо всех, кто был умучен в обители фашистами в годы Великой Отечественной войны.
Затем митрополит Амвросий посетил Ильинский храм Старицы и ознакомился с ходом научной реставрации фресок.
Пресс-служба Тверской епархии