30.01.2022 | Епархия

В Торжке освящена церковь в честь Живоначальной Троицы

30 января, в Неделю 32-ю по Пятидесятнице, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий посетил приход Троицкого храма в г. Торжке. Глава митрополии совершил Великое освящение Троицкой церкви и Божественную литургию. Во время освящения в престол была положена часть мощей священномученика Фаддея, архиепископа Тверского. 

На малом входе за усердные труды на благо Святой Церкви архипастырь наградил настоятеля храма священника Александра Данилина правом ношения камилавки. 

В Неделю 32-ю по Пятидесятнице было прочитано Евангелие об исцелении Иисусом Христом слепого, сидящего у дороги и просящего милостыню (Лк 18:35–43). После Евангельского чтения архипастырь произнес проповедь:

Так бывает, что, видя несправедливость или что-либо, представляющееся нам неправильным и ложным, мы раздражаемся. И этот гнев порой даже кажется нам праведным. Иногда мы хотим даже расправиться каким-либо образом с теми, кто совершает эти дурные поступки. И порой этот гнев так застилает нам глаза, так ослепляет наше сердце, что мы забываем о своем христианстве, забываем о Христе и вступаем на путь войны. Мы даже не видим путей мира, мы жаждем справиться со всеми проблемами как можно скорее. Мы забываем или не хотим помнить о том, что худой мир всегда лучше доброй ссоры. Тем более даже худой мир лучше самой благородной войны. Забываем, что зло всегда порождает только зло, и, избирая войну с тем, что нам представляется злом, вместо выбора мирного решения, мы сами становимся тем, с чем боремся.

Рассказ об исцелении слепого в таком случае может рассказать нам о том, как нам выбраться из этого внутреннего противоречия, как вновь узреть Истину, как вновь освободиться ее посредством. Исцеляя Иерихонского слепого, Христос говорит ему: «Вера твоя спасла тебя» (Лк 18:42). Так и нас спасти может наша вера, ведь она говорит нам о любви, о мире, о доброте. Она является тем основанием, на котором зиждется нравственный императив, требующий от нас всегда видеть в другом — со-человека, собрата, того, кто сотворен по образу и подобию Божию. 

За богослужением возносились особые молитвы о прекращении эпидемии коронавируса, о врачах и болящих,  о завершении строительства Спасо-Преображенского собора г. Твери. 

На Херувимской песни были помянуты о здравии и об упокоении все, за кого через сайт епархии были поданы онлайн-просьбы о поминовении.

Глава митрополии поздравил всех пришедших на богослужение со знаменательным для прихода днем Великого освящения храма:

Сегодня поистине особое событие в жизни этого прихода, которое запомнится всем на всю жизнь. Освящение храма иногда сравнивают с Крещением ребенка. Храм часто сравнивают с человеком, а человека с храмом. Неслучайно и святой апостол Павел говорит о том, что мы призваны быть храмами Духа Святого. Ребенок, когда рождается, конечно, является полноценным человеком. Он дышит тем же воздухом, взирает на ту же красоту, сотворенную Богом, вкушает ту же пищу, что и все младенцы, но для начала пути спасения не хватает одного — Святого Крещения и Миропомазания. В храме, в котором совершается Святая Литургия и другие Таинства Церкви, конечно же, всё устроено и приготовлено для этого Но для того, чтобы духовная жизнь храма была завершенной, для того, чтобы Евхаристия совершалась на освященном престоле, необходимо, конечно же, совершить чин Великого освящения. И сегодня, после лет возрождения этого храма и устройства святого престола, мы с вами по милости Божией стали свидетелями и участниками этого события. Сегодня мы молились о тех, кто этот храм создал, о тех, кто его воссоздал, о тех, кто сделал всё, чтобы здесь совершалось богослужение, о его жертвователях, о неравнодушных прихожанах и, конечно, о тех, кто сегодня его освящал и молился за этим освящением. И самая главная молитва была о том, чтобы Господь простил всем нам грехи вольные и невольные, ведь без этого разрешения, без раздирания рукописания наших личный грехов невозможно спасение. 

Я хотел бы сегодня особенно поздравить настоятеля и прихожан храма Живоначальной Троицы в Торжке с Великим освящением. Я знаю, отец Александр, о том, что этот храм был и до Вашего прихода во многом уже воссоздан, но и Вам здесь пришлось потрудиться. Тогда, когда я направлял Вас в Торжок, Вы не знали о том, в какой храм я Вас направляю, не имели понятия о том, что это за место, какие Вас там ожидают обстоятельства и условия. Но в святом и  пастырском доверии Богу выражается вера. Так же и Авраам, когда Господь его посылал в неизведанную землю, слушал Его голос и следовал Его благословению. И даже тогда, когда Он ему для испытания его веры повелел своего родного сына принести в жертву, Авраам ни в чем не сомневался. И дело дошло уже до принесения в жертву, до пролития крови, когда Господь, испытав веру Авраама, остановил его руку, и вместо человека был принесен в жертву агнец.

Благодарю Вас за тот пример веры и доверия Богу, который Вы явили и мне, и своим прихожанам. Святые апостолы, когда получали жребий, куда им идти проповедовать, не рассуждали о том, какие условия их ожидают, где им жить, чем питаться. Они принимали этот жребий как от руки Божией, и Господь всё им давал. Священнослужитель, который так же, с доверием, совершает свое служение и даже подчас начинает с совсем пустого места, — он тоже никогда не остается без утешения Божия. И даже если ему необходимо какое-то время потерпеть неустройства бытовые и иные, он обязательно получает свою награду. И самое главное в этом — это добродетель терпения. Терпением мы получаем очень много в жизни. Терпеливый человек благословен. Терпеливый по благословению и ради Церкви сугубо благословен.

Сердечно благодарю всех благодетелей и прихожан этого храма за вашу помощь настоятелю, за те понимание и любовь, с которыми вы приняли его и которые, конечно, будут умножаться. Храм расположен на территории, где захоронены многие люди. Я уже не раз в разных ситуациях, и в храме, и вне его пространства, рассказывал о своих наблюдениях. Тогда, когда я был еще ребенком, и не было много церквей, люди собирались в деревенских хатах молиться, даже без священников. Я хорошо помню, что верующие люди того поколения очень большую заботу свою сердечную проявляли об ушедших своих родителях, о тех своих родственниках или знакомых, которые уже ушли в мир иной. И тогда в наших храмах было намного больше записок для поминовения о упокоении, а не о здравии, потому что люди жили будущим, которое простирается за границы нашего временного бытия. И они, молясь о своих усопших сродниках, понимали, что тем самым они как бы вносят залог на будущее, в вечность; что те сродники, которые у Бога обрели дерзновение, — они их встретят на границе времени и вечности и проведут в уготованные обители. Вот сегодня, совершая поминовение во время Херувимской песни тех людей, имена которых были поданы на сорокоуст, я вновь увидел совершенно обратную картину. Раз в десять больше сегодня подается имен о здравии, чем о упокоении наших сродников. О чем это говорит? Конечно, благословенно и благородно молиться о здравии тех людей, которые болеют и нуждаются в Божием утешении. Но это еще и картина того, чем мы сегодня живем и что является для нас сегодня актуальным. А актуальным, к сожалению, даже для нас, христиан, сегодня является жизнь временная, скоропреходящая. И мы приносим молитвы свои Богу о здоровье, о благополучии, об устройстве, о жилье, о работе, об исцелении своих ближних от алкоголизма и наркомании — это всё тоже хорошо, но при этом мы почти совершенно забыли о наших усопших сродниках, знакомых и родных; то есть мы заботимся больше о том, что временно, мы осуетились, обмирщились и полагаем центром своей жизни не Христа и Его Царство, а свой комфорт, бытовой, материальный или даже душевный, что тоже не отрицается Богом. Господь как на детей на нас смотрит, и Он тоже нам в этом помогает. Но когда иерархия ценностей нарушается, когда всё становится с ног на голову, тогда и в жизни нашей многое идёт не так.

Здесь, в храме, который является одновременно и кладбищенским храмом города Торжка, мне хотелось бы вновь и вновь призвать вас, дорогие братья и сестры, помнить о том главном будущем, которое ожидает всех нас и в котором уже находятся прежде усопшие отцы, матери, братья и сестры наши, и постоянно молиться о них дома, в церкви, подавать прошения о молитве за Литургией, за панихидой, ставить о них свечи. Очень быстро наша жизнь земная закончится; мы не успеем оглянуться, а вечность будет продолжаться всегда. И вот то, насколько мы позаботимся о тех, кто был прежде нас, будет неким залогом того, что и о нас кто-то, возможно, позаботится, потому что этот пример молитвы об усопших мы никак иначе не сможем передать, если сами не будем молиться о них. А даже если и некому будет молиться о нас, тогда Господь и наши молитвы об усопших примет и обязательно воздаст за них в день Судный. 

Мне хотелось бы пожелать, чтобы в этом храме Живоначальной Троицы всегда совершалась такая молитва. И не только прихожане, и захожане, и жители Торжка, но и все, кто сюда прибывает, задумывались о вечности, о том будущем, которое древнерусским человеком всегда мыслилось за пределами, за границей нашего земного бытия, а не так, как мы сегодня понимаем, — завтра, послезавтра или через год. Я благодарю настоятеля и всех помощников за труды в этом святом храме и желаю, чтобы он дальше благоукрашался Божиим содействием и, конечно же, благодаря усилиям тех людей, которые помогают этому храму. И, конечно же, самое главное — чтобы здесь была мирная и дружная община во Христе, чтобы эта община являла пример жизни во Христе.

Священник Александр Данилин обратился с ответным словом к правящему архиерею и поблагодарил его за архипастырский визит, освящение храма и заботу об общине. 

После богослужения митрополит Амвросий преподал каждому из пришедших в храм архипастырское благословение. Детям было роздано сладкое угощение. 

Прихожане храма благодарили архиерея за назначение настоятелем храма священника Александра Данилина, в котором они обрели пример молитвы, веры, искренности и честности. Благочинный Торжокского церковного округа отметил, что с назначением отца Александра в Троицкую церковь Торжка   жизнь этого прихода  и других, приписанных к нему храмов, наконец обрела второе дыхание —  после трудов протоиерея Леонида Новикова, который вместе с соратниками в 1992 году начал восстановление храма и запомнимся всем знавшим его как яркий, авторитетный и образованный священнослужитель, опытный духовный наставник.

После богослужения глава митрополии подписал 4 антиминса для приписанных храмов, в которых священник  Александр Данилин  также является настоятелем. 

У притвора храма месте с прихожанами митрополит Амвросий пропел молитву «Отче наш» и благословил общую трапезу. 

Справочная информация:

Митрополиту Амвросию сослужили: протоиерей Николай Алексеев, священник Александр Данилин, иеромонах Агапит (Евдокимов), священник Сергий Будков, протодиакон Михаил Мельник, иеродиакон Геласий (Чистяков). 

За богослужением молился временно исполняющий обязанности главы города Торжка С.В. Кулагин.

Богослужебные песнопения исполнил мужской квартет  под руководством Владимира Шутенкова. 

***

Согласно «Писцовой книге» Торжка, составленной П. Нарбековым и Б. Фадеевым в 1625 году, Троицкая церковь являлась храмом древнего Троицкого монастыря, строителем которого был старец Александр. По предположению, церковь была деревянной.

В монастырской Троицкой церкви на богослужения собирались более 60 крестьян, приписанных к обители, а сама обитель владела пахотными и сенокосными землями. В 1668 году царь Алексей Михайлович одарил монастырь угодьями, пожаловав ему именную грамоту. В 1687 году Троицкую обитель приписали к Новгородскому архиерейскому дому святой Софии и в ней, как и в других православных монастырях, в трудах и молитвах неспешно текла жизнь иноков.

Монастырский храм со временем обветшал, поэтому в 1760 году, разобрав прежний, выстроили новую каменную церковь, освятили ее главный (холодный) придел в честь Троицы Живоначальной, а придел в трапезной (теплый) — во имя икон Пресвятой Богородицы «Знамение» и «Утоли моя печали». 

В 1765 году в результате секуляризационной реформы императрицы Екатерины II старинный Троицкий монастырь был упразднен и преобразован в одноименный кладбищенский храм, в котором отпевали умерших прихожан. В 1790 году церковь перестроили, а в 1849 году на пожертвования торжокских купцов к ней пристроили двухъярусную колокольню. Фасады церкви выбелили и провели внутренние реставрационные работы — обновили стенопись, устроили новый иконостас, расположив в нем старинные местночтимые иконы Пресвятой Троицы, святителя Николая Чудотворца и две иконы Пресвятой Богородицы «Знамение» из первого, монастырского храма. Предположительно, в тот же период территорию кладбища оградили и устроили въездные ворота, сохранившиеся до наших дней.

В настоящее время на Троицком кладбище уже не хоронят, по решению городского исполкома его закрыли в 1972 году. Многих старинных надгробий некрополь лишился.

К началу XX столетия причт храма состоял из священника и псаломщика, прихожанами были жители деревни Дальняя Троица и четырех окрестных деревень. 

В 1930-х годах приход был разогнан, ценности вывезены. В здании церкви хранились архивные документы, а позднее его отдали под колхозный склад. Здание храма позже оставили в запустении, и оно постепенно разрушалось. 

Возрождение храма началось в 1990-е годы. Тогда инициативный торжокский художник Евгений Мушкин сумел найти единомышленников, вместе с которыми начал работы по восстановлению заброшенного храма. А уже в 1993 году местные власти возвратили Троицкую церковь Тверской епархии.

В настоящее время отремонтированный храм действует, и, как и прежде, собираются на богослужения прихожане. 

Пресс-служба Тверской епархии

Фотогалерея

Смотреть все фото
Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.