Евангельский рассказ об исцелении Господом Иисусом Христом слепого в Иерихоне может показаться лишь достаточно кратким рассказом об очередном чуде, совершённом Спасителем, об очередном подтверждении Его Мессианства. Но из этого короткого евангельского сюжета мы можем многому научиться, если постараемся соотнести себя и свою жизнь с этим рассказом.
Слепота бывает различная — не только физическая, но и умственная, и самая неприятная для верующих людей — слепота духовная. Порой человек рождается слепым, порой его делают таким обстоятельства. Но часто он как бы сам ослепляет себя: поддаваясь ли своим эмоциям или не желая видеть нечто ему неприятное, нечто его ужасающее.
Так бывает, что, видя несправедливость или что-либо, представляющееся нам неправильным и ложным, мы раздражаемся. И этот гнев порой даже кажется нам праведным. Иногда мы хотим даже расправиться каким-либо образом с теми, кто совершает эти дурные поступки. И порой этот гнев так застилает нам глаза, так ослепляет наше сердце, что мы забываем о своем христианстве, забываем о Христе и вступаем на путь войны. Мы даже не видим путей мира, мы жаждем справиться со всеми проблемами как можно скорее. Мы забываем или не хотим помнить о том, что худой мир всегда лучше доброй ссоры. Тем более даже худой мир лучше самой благородной войны. Забываем, что зло всегда порождает только зло, и, избирая войну с тем, что нам представляется злом, вместо выбора мирного решения, мы сами становимся тем, с чем боремся.
Рассказ об исцелении слепого в таком случае может рассказать нам о том, как нам выбраться из этого внутреннего противоречия, как вновь узреть Истину, как вновь освободиться ее посредством. Исцеляя Иерихонского слепого, Христос говорит ему: «Вера твоя спасла тебя» (Лк 18:42). Так и нас спасти может наша вера, ведь она говорит нам о любви, о мире, о доброте. Она является тем основанием, на котором зиждется нравственный императив, требующий от нас всегда видеть в другом — со-человека, собрата, того, кто сотворен по образу и подобию Божию.
Наша вера должна помочь нам увидеть свою слепоту, а значит, встать на путь прозрения. Наша вера понуждает нас обратиться ко Христу и во всём следовать Ему, Его учению и Его жизни, Его словам и Его поступкам, не поддаваясь на ослепляющие нас эмоции и желания, но всегда ориентируясь на свет Христовой Истины.
Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 30 января 2022 года. Неделя 32-я по Пятидесятнице, день памяти преподобного Антония Великого. Церковь Живоначальной Троицы в Торжке, Тверская область.