Казанская икона — незыблемое напоминание о милости Божией Матери к Русской земле, о заступничестве Ее за нашу страну в тяжелейшие для России годы. В церковный календарь день 4 ноября вошел как празднование Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году.
3 ноября, накануне празднования в честь Казанского образа Пресвятой Богородицы, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил всенощное бдение в церкви Казанской иконы Божией Матери в с. Медном Калининского района. Архиерею сослужили благочинный IV Тверского церковного округа протоиерей Александр Хомяк, настоятель Казанского храма священник Владимир Кадочников, протоиерей Даниил Алыев, настоятель Никольского храма в Красной Слободе г. Твери иерей Иоанн Березюк, руководитель административного секретариата Тверской епархии иерей Сергий Будков, диакон Иоанн Зорин, протодиакон Роман Соколов, диакон Михаил Быков, диакон Сергий Карпенко, диакон Николай Кувшинов, иеродиакон Антоний (Шкурметов).
Перед входом архиерея встретили дети воскресной школы храма и поздравили с приездом.
На богослужении пел хор храмового комплекса Новомучеников и исповедников Российских с. Санино под руководством Илии Капрелянца.
В конце вечерни архипастырь со служащим духовенством совершил праздничную литию.
На вечерне митрополит Амвросий помянул всех, за кого подавались записки через сайт епархии и через епархиальный магазин «Талант».
С чудотворной Казанской иконой Божией Матери, явленной в 1579 году, Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы. Эта победа послужила мощным импульсом для возрождения Российского государства. А икона стала предметом особого почитания. Уверенность, что благодаря именно заступничеству Божией Матери была одержана победа, была столь глубока, что князь Пожарский на собственные деньги специально выстроил на краю Красной площади Казанский собор. По указу царя Алексея Михайловича, правящего в 1645–1676 годах, было установлено обязательное празднование 4 ноября как дня благодарности Пресвятой Богородице за Ее помощь в освобождении России от поляков.
После богослужения митрополит Амвросий обратился к молящимся с архипастырским словом:
Казанский образ Пресвятой Богородицы известен на Руси очень давно. Это самая почитаемая икона. Ею благословляли на брань. Она была практически в каждом доме. Перед ней во дни сомнений молились люди, во дни всеобщих бед и испытаний к Богородице прибегали все. Мы знаем историю, которая связана с завтрашним днем, — об изгнании польско-литовского нашествия и о спасении Москвы образом и благословением Казанской иконы Пресвятой Владычицы нашей. Перед этой иконой молился и Пётр I перед Полтавским сражением, и Александр Суворов, и многие-многие люди, которые чувствовали ответственность на своих плечах за судьбу Отечества. И много раз Пресвятая Владычица являла Свою милость через буквально чудесное спасение от гибели народа Божия. В XXI веке одним из таких чудес было восстановление Казанского собора в Казани. На том месте, где эта икона была прежде явлена. Но еще было несколько чудес на рубеже XX–XXI веков, о которых рассказали мне известные многим из нас люди — ныне здравствующие епископ Верейский Пантелеимон, протоиерей Владимир Воробьёв и уже перешедшие в мир иной отец Всеволод Шпиллер и отец Димитрий Смирнов.
У нас на Тверской земле, в Куршинурском районе, одним из исповедников XX века был человек по имени иеромонах Павел (Троицкий). Он вернулся из заключения, где выжил, и прибыл на Тверскую землю, и находился часть жизни своей именно у нас, здесь, и очень почитал Пресвятую Богородицу и икону Ее Казанскую. У него был удивительный подвиг в этом заключении. Из всех перечисленных мною людей, священнослужителей, здравствующих и уже почивших, никто его никогда не видел. Но они имели общение через письма, которые посылали через посылку. Это была целая система отношений, в которых отец Павел никак себя не обнаруживал. Для тех, кто его видел где-то там, где он жил, он был человеком, не носящим имя иеромонаха Павла. И только один человек — его келейница, которая сопровождала его в ссылке и помогала ему обустраивать нелегкую жизнь после нее, только она его знала, только она с ним общалась, и она через других людей передавала эти письма. И как мне рассказывали и владыка Пантелеимон, и отец Владимир Воробьёв, были такие невероятные случаи, когда они задавали какие-то вопросы, приходил посыльный, они передавали ему свои письма с вопросами, но он тут же отдавал им письма с ответами на предыдущие вопросы, в которых содержались и ответы на вопросы, которые были переданы только что.
А иногда были и такие случаи, когда он их о чем-нибудь предупреждал. Они не понимали, о чем речь, а потом, через какое-то время, они обнаруживали его прозорливость и понимали, что он не просто так давал им советы. Они не знают до сих пор к нему дорогу. Он скрыл себя полностью. Никто из ныне живущих людей, кроме уже почившей келейницы, не знал, где похоронен иеромонах Павел (Троицкий). Но все его чада к величайшему чуду относят и создание по его молитве и благословению Свято-Тихоновского гуманитарного университета, и ту огромную работу, которую через больницу святителя Алексия в Москве совершает Церковь, и ту социальную работу, которую благословил отец Павел. И к этому можно относиться как чуду, которое совершилось по молитвам иеромонаха Павла (Троицкого) перед Казанской иконой Божией Матери, которую он очень почитал и всем завещал молиться перед ней, говоря о том, что по этой молитве Божия Матерь будет многое еще слышать и многое совершать. Вот такие удивительные истории рассказывают ныне здравствующие люди о временах, казалось бы, не столь далеких и одновременно далеких от нас, особенно для молодого поколения.
Но все эти рассказы вдохновляют нас и подвигают к любви к Божией Матери и почитанию Ее самого известного образа на Руси — Казанского, который мы ныне чтим в надежде, что и нас Пресвятая Богородица услышит, и по молитвам таких подвижников, как отец Павел, исполнит все наши прошения, и поможет каждому из нас, и нашему Отечеству подаст всесильную помощь, вразумление и утешение.
Благословляя паству, архипастырь пожелал всем прихожанам молитв и заступления Пречистой Матери Божией.
После богослужения была совершена заупокойная молитва на месте погребения почившего настоятеля храма протоиерея Игоря Седова.
В период польского нашествия (1605–1612), в Смутное время, Русскую Церковь возглавлял великий исповедник Православия — священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси, почитатель Казанской иконы Пресвятой Богородицы, автор «Сказания» о ней и службы ей.
В трудные дни, когда Москва была занята поляками, а по стране ширились усобицы и нестроения, непреклонный страдалец за святую веру и Отечество, находясь под стражей, сумел тайно отправить в Нижний Новгород воззвание: «Пишите в Казань митрополиту Ефрему, пусть пошлет в полки к боярам и к казацкому войску учительную грамоту, чтобы они крепко стояли за веру, унимали грабеж, сохраняли братство и как обещались положить души свои за дом Пречистой, и за чудотворцев, и за веру, так бы и совершили. Да и во все города пишите… везде говорите моим именем». Нижегородцы откликнулись на призыв Первосвятителя. Собранное ополчение возглавил князь Димитрий Михайлович Пожарский.
Присоединившиеся к ополчению казанские дружины принесли с собой список с Казанской чудотворной иконы, который в Ярославле передали князю Димитрию. Пресвятая Владычица взяла ополчение под Свое покровительство, и Ее заступлением была спасена Россия.
Огромные трудности испытывали русские войска: внутреннюю вражду, недостаток оружия и продовольствия. В осеннюю непогоду двинулось русское воинство на штурм Москвы, находившейся в руках поляков.
Трехдневный пост и усердная молитва перед Казанской иконой Божией Матери преклонили Господа на милость. В осажденном Кремле находился в то время в плену прибывший из Греции, тяжело больной от потрясений и переживаний, архиепископ Элассонский Арсений (впоследствии архиепископ Суздальский; † 1626, 13 апреля). Ночью келия святителя Арсения вдруг озарилась Божественным светом, он увидел преподобного Сергия Радонежского (память 5 июля и 25 сентября), который сказал: «Арсений, наши молитвы услышаны; предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость; заутра Москва будет в руках осаждающих и Россия спасена».
Как бы в подтверждение истинности пророчества архиепископ получил исцеление от болезни. Святитель послал известие об этом радостном событии русским воинам. На следующий день, 22 октября 1612 года, русские войска, воодушевленные видением, одержали крупную победу и взяли Китай-город, а через 2 дня — Кремль.
В воскресенье, 25 октября, русские дружины торжественно, с крестным ходом, пошли в Кремль, неся Казанскую икону. На Лобном месте крестный ход был встречен вышедшим из Кремля архиепископом Арсением, который нес Владимирскую икону Богородицы, сохраненную им в плену. Потрясенный свершившейся встречей двух чудотворных икон Богородицы народ со слезами молился Небесной Заступнице.
По изгнании поляков из Москвы князь Димитрий Пожарский, по данным Никоновской летописи, поставил святую Казанскую икону в своей приходской церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы на Лубянке в Москве. Позже иждивением князя-патриота на Красной площади был воздвигнут Казанский собор. Святая икона, бывшая в войсках Пожарского при освобождении Москвы, в 1636 году перенесена была в новоустроенный храм. Ныне этот святой образ находится в Богоявленском Патриаршем соборе Москвы.
Пресс-служба Тверской епархии