03.11.2023 | Епархия

В канун праздника Казанской иконы Божией Матери митрополит Амвросий совершил праздничное бдение в Казанской церкви в Медном

Казанская икона — незыблемое напоминание о милости Божией Матери к Русской земле, о заступничестве Ее за нашу страну в тяжелейшие для России годы. В церковный календарь день 4 ноября вошел как празднование Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году.

3 ноября, накануне празднования в честь Казанского образа Пресвятой Богородицы, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил всенощное бдение в церкви Казанской иконы Божией Матери в с. Медном Калининского района. Архиерею сослужили благочинный IV Тверского церковного округа протоиерей Александр Хомяк, настоятель Казанского храма священник Владимир Кадочников, протоиерей Даниил Алыев, настоятель Никольского храма в Красной Слободе г. Твери иерей Иоанн Березюк, руководитель административного секретариата Тверской епархии иерей Сергий Будков, диакон Иоанн Зорин, протодиакон Роман Соколов, диакон Михаил Быков, диакон Сергий Карпенко, диакон Николай Кувшинов, иеродиакон Антоний (Шкурметов). 

Перед входом архиерея встретили дети воскресной школы храма и поздравили с приездом. 

На богослужении пел хор храмового комплекса Новомучеников и исповедников Российских с. Санино под руководством Илии Капрелянца.

В конце вечерни архипастырь со служащим духовенством совершил праздничную литию. 

На вечерне митрополит Амвросий помянул всех, за кого подавались записки через сайт епархии и через епархиальный магазин «Талант». 

С чудотворной Казанской иконой Божией Матери, явленной в 1579 году, Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы. Эта победа послужила мощным импульсом для возрождения Российского государства. А икона стала предметом особого почитания. Уверенность, что благодаря именно заступничеству Божией Матери была одержана победа, была столь глубока, что князь Пожарский на собственные деньги специально выстроил на краю Красной площади Казанский собор. По указу царя Алексея Михайловича, правящего в 1645–1676 годах, было установлено обязательное празднование 4 ноября как дня благодарности Пресвятой Богородице за Ее помощь в освобождении России от поляков.

После богослужения митрополит Амвросий обратился к молящимся с архипастырским словом:

Казанский образ Пресвятой Богородицы известен на Руси очень давно. Это самая почитаемая икона. Ею благословляли на брань. Она была практически в каждом доме. Перед ней во дни сомнений молились люди, во дни всеобщих бед и испытаний к Богородице прибегали все. Мы знаем историю, которая связана с завтрашним днем, — об изгнании польско-литовского нашествия и о спасении Москвы образом и благословением Казанской иконы Пресвятой Владычицы нашей. Перед этой иконой молился и Пётр I перед Полтавским сражением, и Александр Суворов, и многие-многие люди, которые чувствовали ответственность на своих плечах за судьбу Отечества. И много раз Пресвятая Владычица являла Свою милость через буквально чудесное спасение от гибели народа Божия. В XXI веке одним из таких чудес было восстановление Казанского собора в Казани. На том месте, где эта икона была прежде явлена. Но еще было несколько чудес на рубеже XX–XXI веков, о которых рассказали мне известные многим из нас люди — ныне здравствующие епископ Верейский Пантелеимон, протоиерей Владимир Воробьёв и уже перешедшие в мир иной отец Всеволод Шпиллер и отец Димитрий Смирнов.

У нас на Тверской земле, в Куршинурском районе, одним из исповедников XX века был человек по имени иеромонах Павел (Троицкий). Он вернулся из заключения, где выжил, и прибыл на Тверскую землю, и находился часть жизни своей именно у нас, здесь, и очень почитал Пресвятую Богородицу и икону Ее Казанскую. У него был удивительный подвиг в этом заключении. Из всех перечисленных мною людей, священнослужителей, здравствующих и уже почивших, никто его никогда не видел. Но они имели общение через письма, которые посылали через посылку. Это была целая система отношений, в которых отец Павел никак себя не обнаруживал. Для тех, кто его видел где-то там, где он жил, он был человеком, не носящим имя иеромонаха Павла. И только один человек — его келейница, которая сопровождала его в ссылке и помогала ему обустраивать нелегкую жизнь после нее, только она его знала, только она с ним общалась, и она через других людей передавала эти письма. И как мне рассказывали и владыка Пантелеимон, и отец Владимир Воробьёв, были такие невероятные случаи, когда они задавали какие-то вопросы, приходил посыльный, они передавали ему свои письма с вопросами, но он тут же отдавал им письма с ответами на предыдущие вопросы, в которых содержались и ответы на вопросы, которые были переданы только что. 

А иногда были и такие случаи, когда он их о чем-нибудь предупреждал. Они не понимали, о чем речь, а потом, через какое-то время, они обнаруживали его прозорливость и понимали, что он не просто так давал им советы. Они не знают до сих пор к нему дорогу. Он скрыл себя полностью. Никто из ныне живущих людей, кроме уже почившей келейницы, не знал, где похоронен иеромонах Павел (Троицкий). Но все его чада к величайшему чуду относят и создание по его молитве и благословению Свято-Тихоновского гуманитарного университета, и ту огромную работу, которую через больницу святителя Алексия в Москве совершает Церковь, и ту социальную работу, которую благословил отец Павел. И к этому можно относиться как чуду, которое совершилось по молитвам иеромонаха Павла (Троицкого) перед Казанской иконой Божией Матери, которую он очень почитал и всем завещал молиться перед ней, говоря о том, что по этой молитве Божия Матерь будет многое еще слышать и многое совершать. Вот такие удивительные истории рассказывают ныне здравствующие люди о временах, казалось бы, не столь далеких и одновременно далеких от нас, особенно для молодого поколения.

Но все эти рассказы вдохновляют нас и подвигают к любви к Божией Матери и почитанию Ее самого известного образа на Руси — Казанского, который мы ныне чтим в надежде, что и нас Пресвятая Богородица услышит, и по молитвам таких подвижников, как отец Павел, исполнит все наши прошения, и поможет каждому из нас, и нашему Отечеству подаст всесильную помощь, вразумление и утешение.

Благословляя паству, архипастырь пожелал всем прихожанам молитв и заступления Пречистой Матери Божией.

После богослужения была совершена заупокойная молитва на месте погребения почившего настоятеля храма протоиерея Игоря Седова.

***

В пе­ри­од поль­ско­го на­ше­ствия (1605–1612), в Смут­ное вре­мя, Рус­скую Цер­ковь воз­глав­лял ве­ли­кий ис­по­вед­ник Пра­во­сла­вия — свя­щен­но­му­че­ник Ер­мо­ген, Пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Ру­си, по­чи­та­тель Ка­зан­ской ико­ны Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, ав­тор «Ска­за­ния» о ней и служ­бы ей.

В труд­ные дни, ко­гда Москва бы­ла за­ня­та по­ля­ка­ми, а по стране ши­ри­лись усо­би­цы и нестро­е­ния, непре­клон­ный стра­да­лец за свя­тую ве­ру и Оте­че­ство, на­хо­дясь под стра­жей, су­мел тай­но от­пра­вить в Ниж­ний Нов­го­род воз­зва­ние: «Пи­ши­те в Ка­зань мит­ро­по­ли­ту Еф­ре­му, пусть по­шлет в пол­ки к бо­ярам и к ка­зац­ко­му вой­ску учи­тель­ную гра­мо­ту, чтобы они креп­ко сто­я­ли за ве­ру, уни­ма­ли гра­беж, со­хра­ня­ли брат­ство и как обе­ща­лись по­ло­жить ду­ши свои за дом Пре­чи­стой, и за чу­до­твор­цев, и за ве­ру, так бы и со­вер­ши­ли. Да и во все го­ро­да пи­ши­те… вез­де го­во­ри­те мо­им име­нем». Ни­же­го­род­цы от­клик­ну­лись на при­зыв Пер­во­свя­ти­те­ля. Со­бран­ное опол­че­ние воз­гла­вил князь Ди­мит­рий Ми­хай­ло­вич По­жар­ский.

При­со­еди­нив­ши­е­ся к опол­че­нию ка­зан­ские дру­жи­ны при­нес­ли с со­бой спи­сок с Ка­зан­ской чу­до­твор­ной ико­ны, ко­то­рый в Яро­слав­ле пе­ре­да­ли кня­зю Ди­мит­рию. Пре­свя­тая Вла­ды­чи­ца взя­ла опол­че­ние под Свое по­кро­ви­тель­ство, и Ее за­ступ­ле­ни­ем бы­ла спа­се­на Рос­сия.

Огром­ные труд­но­сти ис­пы­ты­ва­ли рус­ские вой­ска: внут­рен­нюю враж­ду, недо­ста­ток ору­жия и про­до­воль­ствия. В осен­нюю непо­го­ду дви­ну­лось рус­ское во­ин­ство на штурм Моск­вы, на­хо­див­шей­ся в ру­ках по­ля­ков.

Трех­днев­ный пост и усерд­ная мо­лит­ва перед Ка­зан­ской ико­ной Бо­жи­ей Ма­те­ри преклонили Гос­по­да на ми­лость. В оса­жден­ном Крем­ле на­хо­дил­ся в то вре­мя в пле­ну при­быв­ший из Гре­ции, тя­же­ло боль­ной от по­тря­се­ний и пе­ре­жи­ва­ний, ар­хи­епи­скоп Элас­сон­ский Ар­се­ний (впо­след­ствии ар­хи­епи­скоп Суз­даль­ский; † 1626, 13 ап­ре­ля). Но­чью кел­ия свя­ти­те­ля Ар­се­ния вдруг оза­ри­лась Бо­же­ствен­ным све­том, он уви­дел пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го (па­мять 5 июля и 25 сен­тяб­ря), ко­то­рый ска­зал: «Ар­се­ний, на­ши мо­лит­вы услы­ша­ны; пред­ста­тель­ством Бо­го­ро­ди­цы суд Бо­жий об Оте­че­стве пре­ло­жен на ми­лость; за­ут­ра Москва бу­дет в ру­ках оса­жда­ю­щих и Рос­сия спа­се­на».

Как бы в под­твер­жде­ние ис­тин­но­сти про­ро­че­ства ар­хи­епи­скоп по­лу­чил ис­це­ле­ние от бо­лез­ни. Свя­ти­тель по­слал из­ве­стие об этом ра­дост­ном со­бы­тии рус­ским во­и­нам. На сле­ду­ю­щий день, 22 ок­тяб­ря 1612 го­да, рус­ские вой­ска, во­оду­шев­лен­ные ви­де­ни­ем, одер­жа­ли круп­ную по­бе­ду и взя­ли Ки­тай-го­род, а через 2 дня — Кремль.

В вос­кре­се­нье, 25 ок­тяб­ря, рус­ские дру­жи­ны тор­же­ствен­но, с крест­ным хо­дом, по­шли в Кремль, неся Ка­зан­скую ико­ну. На Лоб­ном ме­сте крест­ный ход был встре­чен вы­шед­шим из Крем­ля ар­хи­епи­ско­пом Ар­се­ни­ем, ко­то­рый нес Вла­ди­мир­скую ико­ну Бо­го­ро­ди­цы, со­хра­нен­ную им в пле­ну. По­тря­сен­ный свер­шив­шей­ся встре­чей двух чу­до­твор­ных икон Бо­го­ро­ди­цы на­род со сле­за­ми мо­лил­ся Небес­ной За­ступ­ни­це.

По из­гна­нии по­ля­ков из Моск­вы князь Ди­мит­рий По­жар­ский, по дан­ным Ни­ко­нов­ской ле­то­пи­си, по­ста­вил свя­тую Ка­зан­скую ико­ну в сво­ей при­ход­ской церк­ви Вве­де­ния во храм Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы на Лу­бян­ке в Москве. Поз­же ижди­ве­ни­ем кня­зя-пат­ри­о­та на Крас­ной пло­ща­ди был воз­двиг­нут Ка­зан­ский со­бор. Свя­тая ико­на, быв­шая в вой­сках По­жар­ско­го при осво­бож­де­нии Моск­вы, в 1636 го­ду пе­ре­не­се­на бы­ла в но­во­устро­ен­ный храм. Ныне этот свя­той об­раз на­хо­дит­ся в Бо­го­яв­лен­ском Пат­ри­ар­шем со­бо­ре Моск­вы.

Пресс-служба Тверской епархии

Фотогалерея

Смотреть все фото
Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.