30 октября в храмах Русской Православной Церкви служатся заупокойные богослужения по всем православным христианам, безвинно богоборцами убиенным или безвинно пребывавшим в заключении. Дата поминовения установлена Священным Синодом Русской Православной Церкви в сентябре 2021 года. На заседании 23–24 сентября 2021 года Синод благословил в дополнение к ежегодному поминовению пострадавших в годы гонений за веру Христову на территории России 30 октября совершать заупокойные богослужения о всех православных христианах, безвинно богоборцами убиенных или безвинно пребывавших в заключении.
Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил в этот день Божественную литургию в храме преподобного Серафима Саровского на Волынском кладбище (мкр. Соминка) г. Твери. Архиерею сослужили благочинный II Тверского церковного округа протоиерей Вадим Желябовский, настоятель храма протоиерей Геннадий Подгорный, настоятель храма в честь Усекновения главы святого Пророка Иоанна Предтечи г. Твери протоиерей Александр Свиридов, клирик Воскресенского собора г. Твери протоиерей Михаил Королев, клирик Архиерейского подворья — Вознесенского собора г. Твери священник Сергий Шерстобитов, настоятель храма в честь блаженной Ксении Петербургской г. Твери священник Димитрий Рябов, клирик храма в честь благоверных князей Бориса и Глеба г. Твери священник Димитрий Козмейчук, временно исполняющий обязанности настоятеля храма в честь великомученика Никиты г. Твери священник Максим Казван, клирик храма в честь иконы Божией Матери «Владимирская» г. Твери священник Сергий Дроздов, клирик собора Воскресения Христова г. Твери священник Максим Желябовский, протодиакон Роман Соколов, диакон Михаил Быков.
Храм преподобного Серафима Саровского построен на месте массовых захоронений расстрелянных в 1930–1950-х годах. В 2005 году во время проведения восстановительных работ в пострадавшем от поджога храме преподобного Серафима Саровского под основанием сгоревшего притвора, в траншее, были обнаружены останки 79 расстрелянных. Приход занимается изучением периода массовых политических репрессий XX века, связанных с Тверской Волынью. Одно из последних изданий «Новомученики и исповедники Волынской слободы в XX веке» составил в 2018 году тверской краевед Сергей Погорелов. На западной стене храма в 2005 году была открыта мемориальная плита в память о безвинно убиенных в 30–50-х годах XX века.
В Серафимовском храме особо почитается священномученик Илия Громогласов, он был расстрелян и погребен в общей могиле на Волынском кладбище в 1937 году. Причислен к лику новомучеников и исповедников Церкви Русской на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
На богослужении молились прихожане и гости, в числе которых директор МБОУ СОШ № 34 В.П. Панкова.
За богослужениями пел хор храма преподобного Серафима Саровского под управлением Ольги Рубановой.
На заупокойной ектении были помянуты расстрелянные и похороненные на Волынском кладбище, а также все во дни лихолетья безвинно убиенные, страдания и истязания претерпевшие, в изгнании и заключении горькую смерть принявшие, чьи имена известны лишь Господу.
По запричастном стихе с проповедью обратился протоиерей Геннадий Подгорный.
После Литургии архиерей совершил в храме панихиду по репрессированным и убиенным, перед которой обратился со словом:
Мы живем в мире, где память поколений оставляет следы, иногда невидимые, но глубокие, как шрамы. Репрессии прошлого века не просто уничтожили судьбы — они изменили саму ткань нашей народной памяти. Страх перед наказанием, перед обвинением не только самого человека, но и его семьи, соседей, всех, кто осмеливался проявить милосердие, создал поколенческую память, которая научила отворачиваться от тех, кто споткнулся. Этот страх пропитал наше общество, и, возможно, даже сегодня мы чувствуем его влияние.
Мы видим это и в наши дни, когда люди, столкнувшись с обвинениями, потерей положения или даже подозрениями, оказываются в полном одиночестве. Коллективное осуждение, неприятие и равнодушие к оступившемуся — это тот груз, который мы несем с собой из прошлого. Это тот же механизм, который сегодня мы осуждаем на Западе, называя его культурой отмены, но как это знакомо нам.
Но разве может быть такое среди нас, учеников Христа? Господь сказал: «По тому узнают, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин 13:35). Это любовь, которая не ищет своего, не торжествует в неправде, но радуется истине, это та любовь, которая сильнее осуждения, сильнее страха, сильнее смерти. Мы призваны не отворачиваться, не осуждать, но прощать и поддерживать.
Затем на месте перезахоронения останков расстрелянных в годы массовых репрессий, у южной стороны храма, была совершена заупокойная лития.
Перед входом на территорию храма, справа, на столбе ограды была открыта и освящена памятная доска, посвященная священномученику Илии Громогласову, пресвитеру Тверскому, расстрелянному по ложному приговору 4 декабря 1937 года. Ему был пропет тропарь, затем архипастырь прочел молитву новомученику и во время пения величания окропил памятную доску святой водой.
В завершение заупокойных богослужений архипастырь освятил коливо и обратился к молящимся:
Благодарю вас за молитву о тех, чьи имена мы не знаем, но именно эти люди составляли славу, честь и силу нашего Отечества, нашей Тверской земли. К глубокому сожалению, в результате великой трагедии в XX веке во множестве своем они были уничтожены богоборцами и палачами.
В прошлом году на территории музея в Медном, на месте упокоения умученных и убиенных, были установлены бюсты гонителей нашей Церкви и отдававших приказы об убийствах. После этого я благословил священнику больше не ходить на это место, а совершать молитву об упокоении всех тех, кто был расстрелян и там похоронен, именно в храме. До тех пор, пока будут стоять изображения тех, кто уничтожал наш народ, мы не придем на это место. Бог им Судия. Царство Небесное и вечный покой всем тем, кто безвинно пострадал и ныне, верим, пребывает вместе с новомучениками и исповедниками Церкви Русской. Верим, что и они помолятся о нас и испросят нам прощения грехов.
Затем в приходском доме общины преподобного Серафима Саровского прошла поминальная трапеза, во время которой об истории Волынского кладбища и захоронениях репрессированных и расстрелянных в 30–50-е годы ХХ века рассказал писатель, краевед и автор книги «Подвиг новомучеников и исповедников Волынской слободы (г. Тверь) в XX веке» Сергей Погорелов. На трапезе присутствовали священнослужители, прихожане, представители научного и врачебного сообществ.
Архипастырь в сопровождении благочинного II Тверского церковного округа протоиерея Вадима Желябовского и настоятеля храма на Волынском кладбище протоиерея Геннадия Подгорного посетил учебные классы воскресной школы, находящиеся в приходском доме, и ознакомился с библиотекой школы и работами учащихся, занимающихся в иконописном классе.
В тот же день состоялось поминовение невинных жертв репрессий ХХ века в Спасо-Преображенском кафедральном соборе, в храмах и обителях Тверской епархии. Традиционно в этот день в Казанском храме в Медном было совершено заупокойное богослужение, за которым пели и молились участники общества православной молодежи Тверской епархии. В предыдущие годы заупокойное богослужение в День памяти жертв политических репрессий совершалось на месте расстрелов в Медном, на территории комплекса памяти жертв репрессий и расстрелянных «Медное». После установки в 2023 году на территории комплекса памяти жертв репрессий «Медное» бюстов людей, которые подписывали расстрельные приговоры, — И. Сталина, В. Ленина, М. Калинина, Ф. Дзержинского, Я. Свердлова, С. Кирова — заупокойные богослужения на территории музея в Медном по благословению правящего архиерея были прекращены.
В 2003 году, когда Русская Православная Церковь отмечала столетний юбилей прославления в лике святых преподобного Серафима Саровского, было получено благословение на строительство храма в честь этого святого в районе Волынского кладбища г. Твери. Волынское кладбище стало основным местом погребения усопших жителей Заволжского посада на рубеже XVII–XVIII столетий и было приписано к приходу храма Благовещения Пресвятой Богородицы (ныне не сохранившегося).
27 сентября 2003 года, в праздник Крестовоздвижения, на месте предполагаемого храма был установлен поклонный крест. Проект храма выполнил архитектор Валерий Курочкин на основе датированных 1671 годом обмерных чертежей деревянной церкви, которая стояла в погосте Нектарьево, близ Твери, на р. Тьме. 27 октября 2003 года был совершен чин закладки храма.
История строительства храма имеет немало драматических страниц: крест неоднократно ломали, были попытки поджога строящегося храма. При восстановлении храма после пожара было решено вернуться к первоначальному проекту и завершить общее возведение храма преподобного Серафима Саровского со стройной колокольней в формах XVII века.
14 июня 2005 года при устройстве нового фундамента трапезной части, при работе экскаватора, на глубине 1,5–2 метров были обнаружены останки более семи десятков человек. Плотность захоронения оказалась очень велика, так как они покоились всего в 4 кубометрах земли. Хорошо сохранились не только кости, но даже фрагменты обуви (кирза, галоши кустарного производства) и одежды. Прокуратура Заволжского района Твери возбудила уголовное дело по статье 105 УК РФ (убийство). Специалистами судебно-медицинской экспертизы после исследования вещественных доказательств было дано заключение, в котором останки идентифицированы как принадлежащие людям, погибшим насильственной смертью в результате пулевого ранения в голову. Время их нахождения в земле составило 50–70 лет, что указывало на их происхождение в период массовых политических репрессий XX века.
30 октября 2005 года в храме преподобного Серафима Саровского состоялось отпевание пострадавших, а на западной стене храма была открыта мемориальная плита в память о безвинно убиенных в 30–50-х годах XX века.
Пресс-служба Тверской епархии