Изображенные на иконе святитель Арсений, епископ Тверской и великий князь Михаил Ярославич (1272—1318) держат в руках Тверской кремль. В центре возвышается собор Преображения Господня. Эти святые часто изображались вместе, как духовные покровители города. Белокаменная Тверь с золотыми вратами, шатрами на башнях и позолоченными главами собора изображена как будто вознесенной от земли их молитвой — святые высоко поднимают град как приношение Христу.
Святитель Акакий Тверской, почитаемый на Тверской земле как местночтимый святой, родился в 1482 г. в семье священника. Укрепившись в решении удалиться от мира, он вступил в число монашествующих, причём постриг в ангельский чин над ним совершил преподобный Иосиф Волоцкий. Будущий епископ подвизался в Волоколамском монастыре и впоследствии принес в дар её библиотеке большое количество книг.
В 1522 г. Акакий был возведен на тверскую кафедру. Документы показывают его регулярным участником многих Соборов, которые решали важные общецерковные вопросы. Так, святитель присутствовал на самом известном Соборе XVI в. – Стоглавом (1551 г.), а также на Соборах 1547 и 1549 гг., на которых к лику святых были причислены епископ Арсений Тверской, преподобный Макарий Калязинский и князь Михаил Ярославич. В 1564 г. Собор в Москве решал вопрос о предоставлении предстоятелю Русской Православной Церкви права носить белый клобук; в силу преклонного возраста и плохого состояния здоровья владыка Акакий не смог приехать, поэтому прислал от себя повольную грамоту.
В 1531 г., во время нахождения святителя Акакия на тверской кафедре, в Отроч монастырь был прислан в заточение пре подобный Максим Грек, который провёл здесь около 20 лет. Архипастырь относился к узнику с большой симпатией и сердечным участием: приглашал к себе, вместе с ним трапезничал и всячески выказывал ему своё уважение и поддержку. Во время нахождения в тверской обители пленник имел возможность писать и благодаря этому оставил около десятка сочинений и посланий богословского, назидательного и полемического характера.
В период до 1537 г. владыка Акакий много сделал для украшения Спасо-Преображенского кафедрального собора. Владыка проявлял о нем заботу уже в первые годы своего архипастырского служения, однако еще важнее оказалось то, что было сделано после 1537 г., когда Тверь в очередной раз выгорела. Беда не обошла стороной и главный храм епархии – по свидетельству источника, он сильно пострадал от масштабного пожара; среди прочего, сгорели
Святитель Акакий приложил немало усилий для восстановления храма и придания ему былой красоты; в частности, благодаря радению епископа собор был снабжен множеством икон, которые были обложены золотом и серебром. Успешность восстановления поврежденной святыни в 1546 г. смог лично оценить юный Иван IV Васильевич, когда молился в тверском кафедральном храме.
В 1555 г. владыка Акакий принимал участие в хиротонии первого архиерея для казанской кафедры – архиепископа Гурия. В 1564 г., незадолго до смерти, епископ освятил тверскую церковь «Белая Троица» – самый древний из сохранившихся до наших дней храм г. Твери. Умер архипастырь в 1567 г. и был погребён в Желтиковом монастыре.
Преемником святителя Акакия на тверской кафедре стал епископ Варсонофий, который почитается в лике общерусских святых как Казанский чудотворец. Родился он приблизительно в 1495 г. в Серпухове в семье священника, его мирское имя доподлинно неизвестно. В 1512 г. во время нападения крымских татар юноша был захвачен в плен, в котором провел 3 года; за это время он сумел выучить язык данного народа и познакомился с его религиозными воззрениями.
После освобождения Варсонофий принял постриг в московском Андрониковом монастыре, где познакомился с епископом Акакием; кстати, тверской владыка предсказал ему, что тот будет его преемником по кафедре. За свои заслуги Варсонофий был возведен в сан архимандрита, а после создания в 1555 г. Казанской епархии был направлен туда вместе с архиепископом Гурием. Благодаря знанию татарского языка и основ ислама, Варсонофий успешно занимался миссионерством и стал одним из главных сотрудников казанского владыки в деле христианского просвещения местного населения. Около 1557 г. он при финансовой поддержке царя Ивана IV Васильевича основал в Казани Спасо-Преображенский монастырь, в котором с самого начала была учреждена архимандрития.
В 1567 г. на Московском соборе Варсонофий получил назначение на тверскую кафедру, на которой пробыл несколько лет. В 1570 г. (или 1571 г.) по причине преклонного возраста и телесных недугов святитель ушел на покой и вернулся в Казань в основанный им Спасо-Преображенский монастырь, где и скончался 11 апреля 1576 г. Уже в 1595 г. были обретены его нетленные останки (вместе с мощами архиепископа Гурия) и установлен день церковного почитания. Неизвестным была составлена служба святителям Гурию и Варсонофию (некоторые приписывают авторство митрополиту Димитрию Ростовскому), а будущий патриарх Гермоген написал их житие.
В очень непростое время во главе Тверской епархии оказался архиепископ Феоктист, прославленный в лике угодников Божиих как священномученик. Он был возведен на тверскую кафедру в 1603 г., но пробыл на ней всего несколько лет. В эпоху Смутного времени целый ряд русских городов не признал воцарения Василия Шуйского и примкнул к мятежникам, однако Тверь – во многом именно благодаря увещеваниям своего архипастыря – осталась верна государю и оказала вооруженное сопротивление неприятелю.
Когда в 1607 г. в Старицком монастыре скончался патриарх Иов, то архиепископ Феоктист совершил его отпевание.
Закончил свои дни тверской владыка трагично: в 1608 г. в ходе Смуты он был взят в плен, привезли в Тушино (ставку самозванца Лжедмитрия II), в 1609 г. (или 1610 г.) бежал из плена, но был настигнут в пути и после страшных мучений убит.
Окончание следует
Дмитрий Беговатов, кандидат исторических наук
Часть I — https://tvereparhia.ru/news/tverskie-svjatiteli-v-spase-zlatoverhom/