Изображенные на иконе святитель Арсений, епископ Тверской и великий князь Михаил Ярославич (1272—1318) держат в руках Тверской кремль. В центре возвышается собор Преображения Господня. Эти святые часто изображались вместе, как духовные покровители города. Белокаменная Тверь с золотыми вратами, шатрами на башнях и позолоченными главами собора изображена как будто вознесенной от земли их молитвой — святые высоко поднимают град как приношение Христу.
С древним Спасо-Преображенским кафедральным собором связано служение целого ряда выдающихся русских иерархов, и одно из главных мест среди них занимает Симеон, первый епископ Тверской; в исторических источниках он также упоминается как Симеон Полоцкий, т.к. еще до возведения на тверскую кафедру он какое-то время был архипастырем в этом западнорусском городе и успел даже основать там монастырь. По одной из версий, оставить Полоцк владыку заставило усиление католического влияния, которое происходило при всесторонней поддержке местного правителя. После вынужденного отъезда епископа, князь Ярослав Ярославич предложил ему перебраться в Тверь, и тот принял данное приглашение. На тверской кафедре он оказался в промежутке между 1264 и 1271 гг.
Летописи отмечают учёность епископа Симеона, его осведомленность в Священном Писании, смелость в деле проповеди и прямоту в обличениях сильных мира сего:
«Бяше учителен и силен книгами, князя не стыдяся пряся, ни велмож, излише же чтяше чин ереискыи и мнишьскыи, нищая же и сироты и вдовица жаловаше».
Среди его литературного наследия можно упомянуть «Семена епископа Тверского наказание» («Наставление»). Как отмечалось выше, он участвовал в закладке Спасо-Преображенского собора, но не дожил до окончания работ. Епископ Симеон скончался в начале 1289 г. (или 1290 г.) нашел упокоение в ещё недостроенном на тот момент храме.
Епископ Феодор II Добрый являлся тверским архиереем с 1342 по 1361 гг. Из-за непрестанных конфликтов между правителями княжества он в 1357 г. хотел оставить кафедру, однако митрополит киевский (московский) Алексий сумел отговорить его от этого шага, т.к. ценил его опытность и ревность в деле церковного служения. Впрочем, через несколько лет архипастырь всё же удалился от дел управления епархией, ушёл на покой и скончался 20 марта 1367 г. Его похоронили во Введенском приделе кафедрального собора рядом с епископом Андреем. Известно, что в конце жизни владыка Феодор поддерживал теплые дружеские отношения с Анной Кашинской, супругой Михаила Тверского, которая проявляла о нем заботу и помогала пожертвованиями.
Епископ Феодор II Добрый известен как участник знаменитого «спора о рае», который вёлся в середине XIV в. Второй стороной в этой дискуссии стал новгородский архиепископ Василий, который решил вразумить своего тверского собрата и потому обратился к нему с посланием. В этой полемике проявилась не только правильность вероучительных взглядов владыки Феодора, но и его высокая богословская образованность.
Епископ Арсений Тверской – выдающийся церковный деятель Тверской земли, труды и свершения которого были запечатлены в его «Житии». Примечательно, что сведений о нём до нас дошло гораздо больше, чем о многих других иерархах Руси, которые были его современниками. Год и место рождения святителя неизвестны; некоторые источники сообщают, что будущий архипастырь был уроженцем г. Твери и здесь же получил первоначальное образование, но более вероятным считается его южнорусское происхождение. Во второй половине XIV в. Арсений принял постриг в Киево-Печерском монастыре. Вероятно, уже в конце 1370-х – начале 1380-х гг. он познакомился с митрополитом Киприаном, и не исключено, что именно этот святитель совершил над ним монашеский постриг. Когда владыка Киприан был приглашен на кафедру в Москву, то он взял с собой Арсения в качестве архидиакона. Весьма вероятно, что, сопровождая киевского (московского) архиерея, Арсений встречался с преподобным Сергием Радонежским.
В 1390 г. святитель Киприан по просьбе князя Михаила Александровича ездил в Тверь для разбирательства дела тверского епископа Евфимия. Между местным владыкой и тверским правителем был затяжной конфликт: архипастырю многое ставилось в вину, и эта ситуация стала причиной приезда митрополита. Насколько правдивы были выдвинутые обвинения, не вполне ясно, однако против архиерея восстало всё духовенство, знать и народ. После того как митрополиту не удалось помирить епископа с князем, Евфимий был низложен с кафедры, лишён сана и отправлен в московский Чудов монастырь.
На освободившееся место в том же 1390 г. святитель Киприан по просьбе князя Михаила Александровича и тверитян рукоположил архидиакона Арсения. В последующие годы связь тверского епископа и киевского (московского) митрополита не прерывалась – они изредка посещали друг друга, а владыка Арсений, помимо этого, регулярно принимал участие в Соборах, которые проходили в Москве.
Епископ Арсений зарекомендовал себя как деятельный храмоздатель, и при нем происходит реконструкция «Спаса Златоверхого». Купол церкви был покрыт золотом, после чего собор стали называть «Спасом Златоверхим», а сама Тверь в последующие столетия в письменных памятниках нередко именовалась «Домом Всемилостивого Спаса». В 1394–1395 гг. на реке Тьмаке святитель основал Желтиков мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы (впрочем, по менее достоверным сведениям Арсений создал обитель еще до того, как был избран в епископы, и уже отсюда был призван на тверскую кафедру). Симеоновская летопись об этом говорит так:
«Владыка Арсении Тферскыи постави церковь на реце на Тмаце, во имя святых отец Феодосиа и Антониа, и согради монастырь».
Архипастырь задумывал его как некое подражание прославленной Киево-Печерской обители, в которой он провёл значительный период своей жизни. Кроме того, по мысли епископа Арсения, данный монастырь должен был стать усыпальницей тверских архиереев. Несмотря на то, что первоначально это была очень небольшая обитель, строительство в ней шло достаточно активно. Очень быстро появляются храмы: каменный в честь Успения Пресвятой Богородицы и деревянный в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских; даты их возведения в источниках разнятся, однако несомненно, что до 1406 г. они уже были построены.
В период управления епархией епископом Арсением тверская иконопись переживала период расцвета, а работа по переписыванию книг велась очень активно. В начале XV в. по инициативе владыки происходит составление тверского летописного свода, а сам святитель создал древнейшую из дошедших до нас редакций Печерского патерика (датируется началом XV в.). Епископ Арсений был духовником тверского князя Михаила Александровича, и когда тот почувствовал приближение смерти, постриг его в великую схиму с именем Матфея и определил местом упокоения соборный храм. Симеоновская летопись приводит подробный и поэтичный рассказ относительно последних дней жизни тверского князя и большой роли в них владыки Арсения.
Умер тверской архипастырь 2 марта 1409 г. и был похоронен в каменном гробе, который сам для себя вытесал. В 1483 г. состоялось прославление епископа Арсения как местночтимого святого, а на московском Соборе 1547 г. он был канонизирован Церковью для общерусского почитания. Вероятно, в это время житие святителя уже было составлено.
В дореволюционную эпоху тверичи глубоко чтили святого Арсения. В советское время мощи святителя Арсения Тверского были утрачены, и в настоящее время их местонахождение неизвестно.
(Продолжение следует)
Дмитрий Беговатов, кандидат исторических наук