22.03.2022 | Образование

Традиции как источник нравственности

В соответствии со Стратегией и межведомственным планом ее реализации духовно-нравственное развитие и воспитание детей и просвещение взрослых в Тверской области является ключевой задачей всех институтов гражданского общества, духовенства и приходских специалистов Тверской митрополии, а не только системы образования.

Есть все основания полагать, что реализация региональной Стратегии по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения в большинстве случаев будет базироваться в системе дошкольного, общего и полного, а также высшего образования в сферах культуры, физической культуры и спорта на основе традиционных для нашего региона христианских (православных) ценностях.

Именно религиозная система координат дает абсолютное представление о неизменяемых нравственных ценностях. Церковь не призывает преподавать религию в школе, это и невозможно, так как преподавание религии подразумевает наличие школьных храмов, когда дети не только будут изучать, но и принимать активное участие в богослужениях и Таинствах Церкви, однако преподавание основ православной культуры во-первых, в рамках доброго мира в дошкольных учреждениях (дети 5–6 лет); во-вторых, в рамках основ религиозных культур и светской этики в 4-х классах; в-третьих, в рамках основ духовно-нравственной культуры народов России в 5–9-х классах; в-четвертых, в рамках курса «Нравственные основы семейной жизни» в 10–11-х классах должно способствовать развитию у школьников морального сознания, умению отличать добро от зла. Это крайне актуально для современного общества, когда на наших детей обрушиваются потоки информации, распространяются различные культурные нормативы и образ поведения, основанные на вседозволенности, культе потребления и насилии.

Конечно, здесь требуется от большинства педагогов уточнить свою педагогическую деятельность, систему координат в данном вопросе, а порой и свою личную позицию по отношению к нашей культуре, традициям, и роли Православия и христианских (православных) ценностей.

Говоря о перспективах и задачах духовно-нравственного развития, нельзя не упомянуть и тему экстремизма. Это одна из основных тем, которая обсуждается в последние годы на разных уровнях. Распространение экстремизма и терроризма под религиозными лозунгами является сегодня одним из страшных вызовов для традиционных религий. Святейший Патриарх Кирилл отмечает: «Восприимчивость нашей части общества к пропаганде экстремистских идей — это печальное следствие неосведомленности, а если называть вещи своими именами, то попросту невежество в вопросах религии. Социологи выявили значительное увеличение экстремистских увлечений в последнее десятилетие, прежде всего в молодежных кругах. В группе наибольшего риска молодые люди от 15 до 21 года. Здесь идет обращение к религиозным чувствам молодого человека, не разбирающегося в вопросах религии, богословских вопросах».

Сегодня можно с уверенностью говорить о возвращении к традиционным ценностям и построении на их основе жизненных стратегий в сфере семьи, профессиональной деятельности и гражданской активности. Традиции осмысляются сегодня как истоки нравственности и человечности.

Невозможно привить духовность и нравственность нашим детям без единого понимания всеми соработниками понятия «духовно-нравственное воспитание».

С уверенностью могу заявить, что сегодня процентное соотношение выбора учебного модуля основ православной культуры в наших учебных заведениях соответствует готовности учебных заведений применять духовно-нравственную систему координат, а не только гражданско-патриотическую.

Еще в XX веке выдающийся педагог, духовный наставник священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской, сказал такие слова: «Уважать следует, конечно, всякого человека, но нельзя думать, будто только так называемые общечеловеческие свойства должны быть развиваемы в воспитаннике, что, например, не следует поэтому заботиться о развитии в нем любви к своей Церкви и Отечеству. Воспитывать дитя так, как будто оно было какой-то гражданин всего мира, не обращая внимания на то, что оно есть сын именно русского, например, Отечества, сын Православной Церкви, значило бы то же, что посадить дерево вообще; между тем как в действительности растут только определенные деревья: яблони, березы, липы, дуб, клен и тому подобное». Архиепископ Фаддей считал, что только христианское воспитание является единственно правильным и сообразным с природой человека.

Современный духовно-нравственный кризис общества невозможно правильно оценить и преодолеть без учета духовных и физических потребностей человека, в первую очередь ребенка.

Становление духовно-нравственной личности возможно в условиях комплексного подхода со стороны семьи, школы, общественных институтов и Церкви.

Для этого и видится необходимость познавать и знать среду нам, взрослым, где большую часть времени проводят школьники, студенты, что уже стало суррогатом общения, — социальные сети и интернет-пространство. Именно через социальные сети подрастающее поколение познает современную жизнь и именно там выстраивается у них мироощущение и мировоззрение. Видится необходимостью в родительской среде и педагогическом сообществе обратить на это серьезное внимание, научиться чувствовать современных детей и научиться противостоять всему тому негативу и фейкам, с которыми ежедневно сталкиваются школьники и молодые люди.

Считаю важным обратить внимание в аспекте межведомственного плана на ту работу по духовно-нравственному развитию подрастающего поколения, которая на протяжении многих лет реализуется и уже заслуживает внимания на некоторых приходах Тверской митрополии. Например, по состоянию на конец 2021 г. в Тверской епархии осуществляют свою деятельность 96 воскресных школ для детей и более 50 – для взрослых, а также 10 Семейных клубов.

Приходское просвещение подрастающего поколения и взрослых на многих приходах осуществляется благодаря:

  • участию в церковном богослужении;
  • библейским (евангельским) группам;
  • приходским занятиям с детьми (это и воскресная школа, и кружковая деятельность, охватывающая различные творческие направления);
  • лекториям по изучению богослужения, истории Церкви, Священного Писания и т.д.;
  • социально значимым проектам;
  • конференциям, семинарам, образовательным чтениям, слетам и т.д.;
  • культурно-просветительским проектам – фестивалям (в том числе кинофестивалям), концертам духовной музыки, выставкам, посвященным православному искусству и истории Церкви и т.д.;
  • конкурсам, детским олимпиадам, деятельности церковных музеев, экспозиций, выставок и библиотек, паломническим и экскурсионным поездкам, краеведческой деятельности.

В настоящее время поддержка представленных выше направлений деятельности осуществляется только за счет приходов и добровольных пожертвований прихожан, поэтому считаю важным рассмотреть возможность включения воскресных школ православных приходов Тверской епархии в общерегиональную систему духовно-нравственного воспитания детей и просвещения взрослых и оказания грантовой поддержки воскресным школам на участие в общерегиональных и епархиальных просветительских проектах, мероприятиях, встречах, в том числе онлайн формате.

Одним из ключевых направлений в работе с детьми и взрослыми сегодня является сохранение исторической памяти, поэтому на приходах Тверской епархии большое внимание уделяется проведению занятий и встреч просветительской направленности, цель которых — знакомство детей и взрослых с историей Тверского края, историей монастырей и храмов, православными святынями.

Опыт работы с детьми также показывает, что современные школьники мало знакомы с географией своего региона. Даже в пределах г. Твери не все дети знают, где находится то или иное значимое место или памятник. Для этого, например, на своем приходе, в церкви Воскресения Христова (Трех Исповедников) г. Твери в теплое время года регулярно организуются пешие экскурсии по городу, в рамках которых ребят знакомят с историей города. Большинство детей впервые посещают Белую Троицу, бывший Отроч монастырь, Христорождественский монастырь, строящийся Спасо-Преображенский собор и др.

Предлагаю также использовать эту практику в работе и на территории других муниципалитетов, активней использовать данную форму работы как в рамках реализации образовательных программ, так и во внеурочной деятельности и организации досуговых мероприятий в выходные дни.

Председатель Отдела религиозного образования и катехизации Тверской епархии
священник Виталий Симора

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.