23.04.2023 | Церковь и мир

Старинная перламутровая икона Воскресения Христова в Кашинском музее

В экспозиции Краеведческого музея в Кашине представлена. икона Воскресения Христова, выполненная в технике резьбы по перламутру (XIX в.).

В XVIII — XIX веках центрами изготовления перламутровых христианских реликвий являлись Иерусалим и Вифлеем. Хранились эти предметы, призванные напоминать христианину о посещении им святых мест, в качестве семейных реликвий в божницах рядом с образами, передавались из поколения в поколение, другие жертвовались в храмы и монастыри.

Современное русское название «перламутр» происходит от немецкого слова «perlmutter», означающего «мать, производительница жемчуга». Ранее в России его просто называли «раковина». Перламутр — это внутренний слой раковины — жемчужницы, состоящий из мельчайших пластинок минерала арагонита, разделенных воздушными прослойками. Проходя через них свет отражается и преломляется другими кристаллами, создавая при этом эффект радужных переливов.

Перламутр образуется как в морских, так и в пресноводных раковинах и, в зависимости от места добычи, имеет разнообразные цветовые вариации. Особенно ценными считаются белые оттенки перламутра с голубым и розовым отливом. Издревле главными местами массовой добычи раковин с перламутровым слоем считались прибрежные воды Персидского залива, Красного моря, островов Тихого океана и Японии.

Резьба создавалась на мелких и крупных раковинах, изготовленные из них изделия являлись произведениями различного художественного уровня, зависящего от профессионализма исполнителя. Перламутр в технологической обработке очень сложен. Поверхность раковины очищалась, выравнивалась, и, после нанесения рисунка выполнялись разные виды резных работ. В рельефной резьбе мастер прорезал изображение в глубину раковины, последовательно слоями снимая перламутр, создавая некоторый зрительный объем.

Самой сложной и трудоемкой считается сквозная или просечная резьба, ею в совершенстве владели вифлеемские мастера. Иконы с ажурными вставками сквозной резьбы наиболее эффектны, но и стоили они дороже. На завершающем этапе перламутровая пластина полировалась и шлифовалась.

Иногда на одной иконе-раковине размещались сразу несколько композиций. Их иконография нередко повторяет западные образцы. Стилистическая особенность этих изделий — это симбиоз латинских, византийских, исламских и славянских элементов культуры. Сюжеты резных изображений — это традиционные евангельские события: «Тайная вечеря», «Рождество Христово», «Воскресение», «Распятие» и другие.

Несколько таких икон, как и представленную на фото, можно увидеть в экспозиции музея.

По материалам социальных сетей Кашинского краеведческого музея

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.