Отчего-то сердцу русского человека особенно дорог образ Богородицы, который мы ныне молитвенно чтим. Наверное, связано это с тем, что земля наша, история нашего народа, жизненные истории отдельных людей особенно наполнены скорбями, лишениями, потрясениями, горечью и страхом. И в этих по-человечески тяжелых испытаниях наши благочестивые предки особенным образом уповали на помощь Божией Матери, ища у Нее помощи и защиты, радости в своих скорбях.
Мы слышали вновь рассказ о сестрах Марфе и Марии. И в контексте нынешнего праздника можно посмотреть на этот сюжет под другим углом. Ведь Марфа, как многие из нас, пытается справиться со своим разочарованием, обращаясь к Богу. Пускай и с упреком, пускай и с непониманием, но всё же она ищет именно утешения в своем недоумении, хочет найти согласие с Богом и самой собой, может быть, и неумело, но всё же действуя так, как подсказывает ее сердце.
Каждый из нас переживает моменты Марфы, когда мы пытаемся справиться со всеми проблемами сами, сталкиваясь с таким же разочарованием, непониманием или скорбью. Но в глубине души каждого из нас должен присутствовать и образ Марии, ищущей глубокого, истинного утешения у ног Господа. И вот здесь, у Скорбященской иконы, мы находимся на пересечении этих двух путей.
Скорбь как молитвенное пространство — это не просто красивый образ. Это приглашение войти в глубину своего сердца, где Господь ждет, чтобы обнять нас, чтобы сказать нам: «Ты не одинок». Ведь в каждой слезе и в каждом нашем вздохе — Он рядом. Посмотрим вновь и на икону Богородицы: Ее глаза, полные любви и сострадания, напоминают нам о том, что настоящее утешение приходит от Бога. Она — мост между небом и землей, и Ее бесконечная любовь обогревает наши души, наполняя их светом.
В этом мире, где страдания и беды кажутся неизбежными, смирение становится ключом к пониманию жизни. Мы не всесильны. Но, отпустив свои иллюзии, мы можем открыть двери своего сердца для Божественного утешения. Входя в пространство скорби, позволяя себе поскорбеть, побыть не всесильными, признать свои немощи, мы расставляем всё на свои места: себя — на место слабого человека, нуждающегося в Боге, Бога — на место Бога. Ведь так часто случается, что мы берем на себя слишком много, пытаемся контролировать жизнь вплоть до мелочей, взваливаем на плечи свои груз нынешнего, прошлого и будущего, пытаясь решать вопросы, которые нам неподвластны, намереваемся срежиссировать всё самостоятельно. И как от этого горько и больно становится спустя малое время!
Признание того, что мы далеко не всесильны, что мы не можем управлять даже собственными эмоциями, собственной головой, даже своими мыслями, — это уже первый шаг на пути к признанию господства Бога. Ведь мы молимся Ему: да будет воля Твоя, да приидет Царствие Твое, а значит, просим Его управлять всем, что происходит в наших жизнях.
Смирение, признание собственной неполноценности, скорбь о той жизни, которую мы живем, пусть станет нашим путем к преображению. Через это мы учимся смиряться перед волей Бога, проходим как будто через огонь очищения, чтобы в итоге стать чем-то гораздо ценнее и чище, чем мы могли себе представить. И в этой смиренной скорби Помощницей нам да будет Пречистая Богоотроковица, Которую ныне мы будем просить о помощи и утешении.
Пусть слова Господа, обращенные к Марфе, станут напоминанием для нас всех: «Мало нужно или одно: Мария выбрала благую часть, которая не отнимется у нее». Пусть эта «благая часть» — утешение, любовь и надежда в Господе — будет с нами всегда.
Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 6 ноября 2023 года. Праздник иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Скорбященский храм, Тверь.