25.02.2024 | Вера

Путь к Богу через осознание собственной недостаточности

Сегодня мы внимали словам, наполненным предвкушением великопостной весны: евангельской притче о мытаре и фарисее. Господь через эту притчу приглашает нас не просто к размышлению о молитве, но к погружению в саму глубину человеческой души, где скрываются истинные мотивы наших собственных действий. Мытарь и фарисей — это не исторические персонажи, они живые образы, живущие в каждом из нас. В каждом из нас сосуществуют и гордость фарисейская, и смирение грешного мытаря. Мы незаметно для себя регулярно надеваем маску фарисея, желая показаться перед другими или перед самими собой лучше, чем есть на самом деле. Мы незаметно для себя думаем о себе с самовосхвалением, и молитвы наши бывают горделивыми.

Мы знаем о глубоком парадоксе нынешней притчи. По человеческим меркам вроде бы фарисей ближе к Богу, ведь он религиозный человек, знающий Закон, учащий Закону других. Он соблюдает заповеди и правила, он регулярно молится и жертвует милостыню. Он своего рода образец религиозного человека. Он самый уважаемый член своего общества. Мытарь же полная противоположность, образец человека-грешника. Он ради денег пошел на сделку с совестью, стал сотрудничать с римскими оккупантами, он силой отбирает у своих сородичей средства, чтобы отдавать их римским властям и часть оставлять себе. Он самый презираемый член своего общества.

И вот два этих человека предстоят Богу в храме. И мы можем увидеть, насколько взгляд Творца отличается от наших человеческих взглядов на ситуацию. Спаситель приводит нам пример мытаря, прямо и недвусмысленно говоря, кто из этих двоих более оправдан Богом.  Мытарь в этой истории — это символ того, как должен молиться христианин — не сосредоточившись на себе, не будучи занятым собственным «я», а осознавая свою полную зависимость от Божиего милосердия и благодати. Это притча о том, что истинная молитва, да и духовная жизнь вообще, начинается там, где заканчивается самоуверенность и начинается искреннее стремление к Богу.

Господь приглашает каждого из нас отказаться от ложной самоуверенности и научиться видеть себя такими, каковы мы есть в Его глазах, — грешниками, нуждающимися в Его любви и милости. Эта притча — призыв к глубокому духовному прозрению. Она учит нас, что путь к Богу лежит через осознание собственной недостаточности. В ней заложена глубокая истина о том, что наше духовное величие не в том, насколько мы выше других, а в том, насколько мы способны смириться и признать, что действительно ничего не стоим. Не просто как декларацию перед кем-то, а как признание собственной немощи перед самим собой и перед Богом.

Нынешняя притча — пища для размышлений не только на предстоящую неделю, но и на весь великопостный период. Давайте постараемся каждый день подготовительных недель и самой Святой Четыредесятницы возвращаться к этим образам и думать о том, каких изменений хочет от нас Господь, подавая нам для научения такую историю. Будем со смирением просить Его, да поможет Он нам открыть глаза на себя самих и научиться смиренному признанию собственной немощи и неспособности что-либо самостоятельно исправить в жизни без Его помощи и поддержки.

Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 25 февраля 2024 года. Неделя о мытаре и фарисее. Спасо-Преображенский собор, Тверь.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.