20.08.2023 | Вера

Прощение и преображение

Давайте попробуем для простоты понимания пересказать притчу, которую мы только что услышали, на современный лад. Богач, возможно предприниматель или инвестор, одолжил своему знакомому колоссальную, практически нереальную сумму — сто миллионов рублей или больше, потому что 10 тысяч талантов в пересчете на современные деньги — это сумма колоссальная, близкая к нереальной, это десятки миллиардов рублей, такие суммы не занимают, и в притче она дана специально столь большой. Но положим, для простоты и осязаемости, если она вообще возможна при таких цифрах, что занято было сто миллионов рублей — достаточная сумма, чтобы понять ее невозможность.

Богатый человек занял, а занявший знакомый не мог вернуть и не смог бы, поскольку сумма слишком велика. Он не смог бы вернуть, заложив свою квартиру, имущество, всю жизнь свою и всё, что у него было. И стал умолять своего богатого друга: «Дайте мне еще немного времени, и я верну каждый рубль». Богатый человек, тронутый его искренностью, решил простить ему долг. То есть совершил после первого безрассудного поступка по займу человеку нереальной суммы еще один совершенно не укладывающийся в наше представление поступок — простил ему эту сумму. 

Однако, когда этот прощенный человек вышел из дома богатого человека, он встретил своего давнего друга, который задолжал ему всего сто тысяч рублей — тоже большую сумму, но уже вполне понятную нам. Человек этот схватил своего должника за воротник, требуя немедленного погашения долга. Тот упал на колени и умолял его: «Дай мне немного времени, и я верну тебе всё». Но этот займодатель не простил своего заемщика и отдал его под суд, чтобы получить свои деньги.

Когда другие люди узнали о случившемся, они были расстроены его жестокостью и рассказали об этом богатому человеку. И тот вызвал его и сказал: «Ты жестокий человек! Я простил тебе огромный, неподъемный, безумный долг, потому что ты попросил меня. Разве не должен ли ты был проявить такую же милосердность к своему другу, как и я к тебе?» И богатый человек поступил в этот раз точно так же, как и этот немилосердный, — отдал дело заемщика в суд, чтобы тот вернул все деньги, которые он ему раньше простил.

«Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» (Мф 18:35), — говорит нам Христос, делая вывод из этой притчи. Братья и сестры, поднимем наше понимание прощения до божественных высот. Когда мы говорим о Божественном прощении, мы говорим о любви, которая превосходит всё понимание, о милосердии, которое не знает границ, и о благодати, которая не знает конца. Великий долг в десять тысяч талантов — это не просто символическое число, это отражение бесконечного и непостижимого милосердия Бога. Там, где человеческий разум видит задолженность, которую совершенно невозможно оплатить, Бог видит возможность для милосердия. Там, где человеческое сердце видит конец, Бог видит новое начало. Это не просто прощение, это Божественное переосмысление всего, что мы знаем о долге и прощении.

Когда мы говорим о прощении, мы не говорим о том, чтобы забыть или отмахнуться от того, что произошло. Мы говорим о мощи преображения и обновления, которую Бог дарует нам через Свое милосердие. Прощение — это не отсутствие ответственности за совершенные некогда грехи. Напротив, это признание нашей принадлежности к Божественному обществу любви и милосердия. Прощение — это признание того, что, несмотря на наши ошибки и недостатки, мы все являемся частью Божественной семьи. И как таковые мы призваны отражать эту Божественную любовь в своих отношениях друг с другом.

Таким образом, прощение становится не просто актом воли, но и духовным преобразованием. Оно требует от нас не только отпустить обиды, но и открыться Божественной любви, которая исцеляет все раны и преодолевает все разделения. Прощение требует от нас быть активными участниками в Божественной любви и милосердии, преобразуя мир вокруг нас благодаря Божественной благодати. Прощение меняет нас. Оно открывает наши сердца для любви, которую Бог нам дарует. Оно освобождает нас от оков горечи и злобы, давая нам возможность любить так, как Бог любит нас. Оно делает нас участниками Божественного милосердия, позволяя нам отражать эту любовь в мире. 

Но прощение не является лицензией на повторение ошибок. Прощение не означает отсутствие ответственности. Как гласит притча, прощенный раб не показал того же милосердия своему товарищу. Вспомним слова нашего Господа: «злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?» (Мф 18:32–33). Вот в чëм истина прощения — в том, чтобы открыть свое сердце и продемонстрировать ту же милость, которую мы получили.

То, как мы реагируем на прощение Бога, отражает нашу духовную зрелость. Прощение должно вести к глубокому переосмыслению нашего отношения к другим людям и к Богу. Давайте же примем этот вызов. Давайте будем не только просить о прощении, но и прощать с той же мерой, с которой мы были прощены.

Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 20 августа 2023 года. Неделя 11-я по Пятидесятнице. Преображенская церковь в Спасском, Тверская область.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.