22.10.2023 | Вера

Призыв к пробуждению

Мы услышали евангельский рассказ о воскрешении сына вдовы из города Наина. Этот сюжет многим из нас хорошо знаком, это короткая история о чуде, которую мы часто пропускаем мимо своего духовного взора, поскольку одним она кажется слишком чудесной, чтобы быть применимой к нашей собственной повседневности, другим — чересчур привычной, чтобы задумываться о ней вновь в вновь, третьим — может быть, даже неправдоподобной, ведь мы не видим чудес воскресения из мертвых сегодня, в нашем опыте этого нет, а всё, в чем у нас нет опыта, кажется нереальным. 

Ну и, наконец, мы можем думать так: хорошо, это чудо было, оно действительно произошло две тысячи лет назад, но для моей реальности имеет второстепенное значение, поскольку тогда чудо совершил Богочеловек, Который ходил по земле, Которого видели люди, Который был распят и воскрес — и с тех пор находится одесную Отца и больше не совершает простых земных чудес, как описанное ныне.

Однако, отстраняясь от возможных оценок самого события с точки зрения современного человека, мы можем поразмышлять над деталями, ведь, как известно, именно в деталях, между строк, мы можем почерпнуть нечто чрезвычайно важное для себя, нечто не зависящее ни от временных рамок, ни от обстоятельств жизни и культуры, ни от наличия или отсутствия тех или иных людей, вещей и дел в нашей сегодняшней жизни. Христос говорит сыну наинской вдовы: «Дитя Мое, тебе говорю — встань!» — а если перевести на современный нам язык — «Мальчик Мой, проснись!»

Если мы вспомним другой эпизод воскрешения ребенка, умершей дочери начальника синагоги Иаира, то услышим то же самое, слово в слово, повеление Христа, переводчики Евангелия даже оставили в тексте исходное выражение «талифа́ куми́». Talitha — ласковое обращение, которое значит «ягненок» или «дитя». Cumi — это призыв встать. 

Таким образом, мы видим, что Господь говорит о воскресении из мертвых, пожалуй, самом важном чуде для человечества, употребляя самые обычные, бытовые и ласковые слова, с одной стороны, а с другой — слова, которые в контексте библейского текста однозначно считываются как пророческий призыв «восстань!», потому что в Библии всякое слово о пробуждении или о том, что необходимо восстать от сна или из мертвых, всегда пророчество о грядущем всеобщем воскресении. И слова Христа звучат как исполнение древних пророчеств. Пророк Исайя говорит: «Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц» (Ис 25:8). Апостол Павел процитирует эти слова в несколько измененном виде: «Будет поглощена смерть» (1 Кор 15:54).

Христос, обращаясь к нам словами утешения и ободрения, призывает нас к духовному пробуждению. «Не бойся, только веруй!» — слова эти, наполненные божественной мудростью, звучат как приглашение к дерзновению в вере, к истинному доверию Божией воле. В каждом слове Господа мы обнаруживаем глубину Его любви и заботы о каждом из нас, о наших страхах, бедах и слезах. «Не плачь!» — говорит Он наинской вдове, и в этих словах мы чувствуем не только утешение, но и божественное исцеление. Эти слова, полные божественного спокойствия и силы, призывают нас к преобразованию наших слез в надежду и радость.

В моменты наших испытаний и бед, когда мы сталкиваемся со смертью и утратой, слова Христа звучат как вечное обещание воскрешения. Он призывает нас не плакать о себе, но искать утешения и надежды в Его божественной любви. В каждом страдании, в каждой утрате Христос приходит к нам, чтобы принести нам свою любовь и милосердие.

Это Евангелие является свидетельством того, что Христос — истинный Бог, способный думать не только о Себе, но и о горе других людей. Он, сталкиваясь со смертью, расставляет акценты на свои места, призывая нас к истинной вере и надежде. Чудо в Наине открывает нам образ Бога как Великого Исцелителя, Который приходит, чтобы исцелить наши души и тела, наши отношения и общины. В каждом исцелении, мы видим проявление божественной любви и милосердия, напоминающее нам о том, что Бог всегда с нами, всегда готов прийти на помощь и принести исцеление.

А в воскрешенном юноше мы видим образ всего человечества, возрожденного и восстановленного через воскрешение Христово. Это к нам обращены слова: дитя Мое, восстань! Юноша, который сел и стал говорить, предваряет наше собственное воскрешение, наше собственное возрождение во Христе. В Его словах мы слышим отголоски вечной истины, открывающей нам тайны Божественного. В этом воскрешении мы обретаем уверенность в том, что смерть не имеет последнего слова, что жизнь в Христе есть вечная и непреходящая.

Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 22 октября 2023 года. 20-я Неделя по Пятидесятнице. Храм благоверного князя Александра Невского в Бобачевской роще, Тверь.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.