В Священном Писании мы видим как будто бы два образа Мессии, Господа Иисуса, Сына Человеческого. Это и кроткий Иисус Нагорной проповеди и Голгофы, Христос, останавливающий осуждающих блудницу, исцеляющий и прощающий грешников, приветствующий Своих учеников словами «мир вам», «радуйтесь» и «не бойтесь». И Христос-Судия, Царь царствующих, судящий живых и мертвых, говорящий: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный».
Мы слышали сейчас эту грозную притчу о последнем Суде. Мы часто не обращаем внимания на то, какие слова Господь использует в этой притче, хотя если присмотреться, то увидим удивительные вещи, которые могут снять противоречия между нашим пониманием Господа как любящего и милующего, с одной стороны, и грозного Судии — с другой.
Притча эта называется об овцах и козлах. Бог разделяет судимых Им на эти две категории: тех, кого Он ставит по правую сторону от Себя, — праведников, которые делали добро и оказывали милость своим ближним. И тех, для которых в этой притче нет отдельного слова, чтобы их назвать. Обратим внимание, что, называя первых праведниками, вторых, обращаясь к ним, Господь просто не называет никак. Что тут важно? Пожалуй, то, что он их не называет грешниками.
Давайте обратим внимание: в огонь вечный Судия в притче отправляет не тех, кто совершал грехи. Он отправляет туда тех, кто не делал добра. Обратим внимание еще: в Царствие Небесное попадают не те, кто был безгрешен и чист, но те, кто оказывал милость и добро, милосердие и любовь, делал простые действия любви к ближним — обездоленным, страдающим от болезни или невзгод, томящимся в тюрьмах и не имеющим крова земного.
Бог не судит нас за грехи. Он пришел на землю не для того, чтобы осудить, но чтобы спасти. Вспомним, сколько раз Христос давал прощение грешникам во время Своей земной жизни. Бог судит нас за нашу внутреннюю пустоту, за бездействие, за неспособность или нежелание помочь, за равнодушие и нежелание выйти из зоны собственного комфорта. Всё остальное для Него как будто бы не важно.
Но вот что еще мы можем почерпнуть из Евангелия, и эти мысли могут быть еще более страшными и обличающими. Нам не нужно ждать того последнего суда. Мы ведь всегда перед лицом Того Самого Царя царствующих, о Котором мы слышали только что. И суд Его происходит не однажды, он внутри нас, точно так же, как и Царствие Небесное внутри нас есть, — как Он учил. Когда мы не делаем добра ближним, мы сами себя лишаем Его Царствия и любви, мы сами добровольно переходим на левую сторону. Когда мы делаем добрые дела, мы несем в себе рай, когда — и тут самое важное — не делаем добра, то несем в себе суд. Не тогда, когда совершаем грех. Не тогда, когда нарушаем правила. А тогда, когда перестаем творить добро и наполнять мир любовью.
Пусть эта притча будет нам грозным напоминанием на период предстоящего Великого поста. Праведность — это не отсутствие грехов, не духовная стерильность. Праведность — это способность и желание творить добро другим людям — словом или делом, материальными средствами или физической помощью. «Положил еси душу твою о людех твоих и спасл еси неповинныя от смерти; сего ради освятился еси, яко великий таинник Божия благодати», — обращаемся мы к святителю Николаю, мощи которого в эти дни пребывают в нашем соборе. Именно такой праведности, такого освящения вкупе с духовной жизнью во Христе ждет от нас наш милостивый Отец Небесный.
Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 10 марта 2024 года. Неделя о Страшном суде. Спасо-Преображенский собор, Тверь.