03.03.2024 | Вера

Никогда не поздно вернуться домой

В Неделю о блудном сыне мы вновь возвращаемся к одной из самых вдохновляющих историй о Божественной любви и милосердии. Сюжет этой притчи прост. Вот сын, желающий пожить собственной жизнью, выпорхнуть, подобно птенцу, из родительского дома и расправить крылья. Вот отец, который позволяет ему это делать. И, как кажется, даже поощряет, дает ему половину имения и провожает в путь. Вот сам путь, который никогда не бывает легким. Это путь скитаний и поиска, путь греха и падений, путь сожалений о соделанном, раскаяния, за которым следует возвращение. 

Этой притчей наш Бог и Отец говорит нам об одном: каким бы образом вы ни ушли на страну далече, как ни забыли бы про Меня, Я всё равно жду вас с распростертыми объятиями. Пожалуй, на этом можно было бы и закончить: Он нас ждет любыми, в любой грязи и из любой глубины падения. Но давайте поразмышляем о том, какие еще смыслы Христос доносит до нашего сердца через эту важнейшую для человечества притчу. Может быть, стоит даже взглянуть на нее немного под иным углом, не совсем так, как мы делаем это обычно, опираясь лишь на нарратив, подумать о маленьких смыслах, которые вложил в нее Господь для внимательных слушателей и читателей. 

Мы порой склонны смотреть на время, проведенное младшим сыном в «далекой стране», только как на период полного морального и духовного падения. Однако представим: если бы это время было неизбежным этапом его духовного роста, необходимым условием для истинного осознания своей потребности в Отце и Его любви? Ведь, не побывав там, за чертой, он никогда бы не понял и не осознал ценность родительской любви, не оценил бы гостеприимство родительского дома. Ведь только переживший голод способен по-настоящему почувствовать вкус хлеба. И мы видим подтверждение этому в образе старшего сына: он не был там, где больно и плохо. И он не понимает того, что понимает отец, принимая младшего сына как самого дорогого гостя. Наши грехи и падения, которых мы никак не можем и не сможем избежать, — это, помимо прочего, еще и тот самый «поход в далекую страну», который может привести нас к гибели, а может быть путешествием к более глубокому самопознанию и пониманию Божией любви, даже если это путешествие ознаменовано болью и страданием. Погибель от познания тут стоит очень близко, но мы видим в притче, как избежать погибели: нужно раскаяться и повернуть вспять, желая вернуться к Отцу. 

Мы видим бесконечное терпение отца, который ждет возвращения своего сына. Это терпение является не пассивным ожиданием, а активным проявлением любви, которая верит, надеется и не перестает ждать, несмотря на всё. В этом терпении мы видим образ Бога, Который не устает ждать каждого из нас, готов принять обратно, несмотря на продолжительность нашего отсутствия и глубину нашего падения.

Момент прощения между отцом и сыном в этой истории не просто восстановление статуса кво; это преобразующий акт, который меняет обоих. Прощение, о котором идет речь, не только освобождает блудного сына от его прошлых ошибок, но и открывает путь к новой жизни, полной возможностей для роста и обновления. Прощение Бога активно работает в нас, преобразуя наши сердца и умы, ведя нас к истинному пониманию себя и нашего места в Его плане спасения.

Возвращение домой и жизнь в объятиях Отца представляют собой истинное освобождение и свободу. Мы часто ищем свободу во внешнем мире, в «далеких странах», где-то там, где вроде бы лучше, чем там, где мы. Мы думаем так, не осознавая, что истинная свобода заключается в том, чтобы быть любимым и принятым таким, какой ты есть. Истинная свобода находится внутри нас. Истинная свобода возможна только с Богом. Истинная свобода уже здесь, а мы ее часто не видим и не можем обнаружить. В объятиях Отца Небесного мы находим не только убежище и безопасность, но и освобождение от оков, которые мир накладывает на нас, — оков страха, одиночества и отчаяния. В этой любви мы находим истинную свободу быть собой, свободу для роста и самовыражения.

Первое, что мы видим в этой истории, — это запрос младшего сына о доле имения. Это символ духовной свободы, которую Бог дарует каждому из нас. Свобода выбора — это не просто возможность делать выбор между добром и злом; это также возможность учиться на своих ошибках, принимать истины и стремиться к исправлению. Но эта свобода носит в себе двойственный характер: она может привести нас как к духовному возрождению, так и к падению. Важно помнить, что даже в наших заблуждениях и падениях Бог ждет нашего возвращения.

Младший сын отправляется в «далекую страну», что является метафорой духовного отдаления от истоков жизни и погружения во внутреннюю пустоту. В этом путешествии мы видим не только физическое, но и духовное удаление от Отца. «Далекая страна» — это состояние нашего сердца, когда мы отвергаем любовь и милосердие Бога, забывая о том, что истинное счастье и покой можно найти только в объятиях Отца.

В моменте осознания младшим сыном своего падения и решении вернуться к отцу открывается истина о покаянии. Покаяние — это не просто отказ от прошлых ошибок, это акт творчества, стремление к переосмыслению своей жизни и ее перестроению в гармонии с Божественной волей. Это путь к обновлению, к возрождению души, к восстановлению утраченной связи с Богом.

Когда отец встречает возвращающегося сына, он не упрекает его, а бежит ему навстречу, обнимает и целует. Этот жест символизирует безусловную, неизменную любовь Бога к каждому из нас. Божественная любовь превосходит любые наши понятия о справедливости и заслугах. Она всегда готова принять нас обратно, независимо от глубины нашего падения.

В ответе старшего сына мы видим отражение духовной самодовольности и самоправедности, которые могут стать препятствиями на пути к истинной любви и состраданию. Эта часть истории напоминает нам, что истинное служение Богу — это не только исполнение обязанностей, но и способность радоваться возвращению потерянного, восстановлению разорванных связей. 

История блудного сына — это напоминание о том, что никогда не поздно вернуться домой, к Богу. Она призывает нас к глубокому самоосознанию и искреннему покаянию, напоминая о безграничной любви и милосердии нашего Небесного Отца. Пусть каждый из нас найдет в себе силы признать свои заблуждения и смело шагнуть навстречу Богу, Который всегда ждет нас с распростертыми объятиями любви.

Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 3 марта 2024 года. Неделя о блудном сыне. Спасо-Преображенский  собор, Тверь.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.