Евангельское чтение о Закхее является знаком того, что совсем уже скоро начнется подготовка к встрече духовной весны, совсем уже скоро будут подготовительные к Великому посту недели. А значит, и нынешнее воскресенье, являясь в некотором смысле преддверием к началу пути, несет нам какой-то особенный смысл и готовит нас к внутреннему перерождению.
Закхей, как мы сегодня могли бы сказать, руководитель налоговой службы по Иерихону, будучи мал ростом, взобрался на смоковницу, чтобы увидеть Господа Иисуса Христа. И совершенно неожиданно Господь обратился к нему: «Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме». И народ роптал, что Учитель зашел в дом к грешному человеку. А Закхей сказал Господу, что половину имения своего отдаст нищим и, если кого чем обидел, — воздаст вчетверо. «Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел найти и спасти погибшее», — ответил Христос Закхею и всем, кто наблюдал эту встречу.
Закхей был главным сборщиком налогов. Но это не совсем то, что понимаем сегодня под данной должностью мы. Закхей собирает налоги для государства-оккупанта, будучи евреем, он у своих собратьев забирает деньги, для того чтобы отдать их римскому правительству. И, собственно, богатство Закхея было основано на этом деле: он должен был определенную сумму отдать оккупантам, а всё, что оставалось, и было его заработком. И чем больше правдами или неправдами он собирал со своего народа средств, тем больше оставалось ему самому. И что еще усугубляло ситуацию — Закхей руководил всеми сборщиками налогов в городе, то есть именно от его воли зависело, сколько собственных кровных средств, чаще всего заработанных тяжким трудом, отдаст каждый из горожан. Вряд ли с учетом всего этого можно было бы ожидать любви сограждан к Закхею.
Конечно, несмотря на достаток и изобилие, Закхей чувствовал себя одиноким и отвергнутым. Гарантии его безопасности исходили от Рима, но сам он не был римлянином. Он был евреем, но евреи ненавидели его как предателя. Он, конечно, чувствовал, что он ни с теми, ни с другими, — он один. Когда он брался за эту работу, соглашался на работу на оккупантов — для чего он это делал? Скорее всего, он хотел разбогатеть, а средства достижения цели его мало волновали. Но вот он уже богат, и, наверное, давно богат, но он глубоко несчастен. Богатство не сделало его жизнь лучше. Деньги не сделали Закхея счастливее. Потому что богатство, хотя и дает определенное преимущество, всё же не дает главного.
За деньги не купить друзей, не купить любовь. За деньги можно купить дом, но не семью и не тепло домашнего очага. За деньги не купить здоровья. За деньги можно купить комфорт для тела, но никогда не купить душевного спокойствия. А главное, хотя за деньги можно купить многое — они не дают преимуществ в общении с Богом, они не заглушают духовную жажду, они не заполняют внутреннюю пустоту. Закхей — тот человек, у которого вроде бы есть всё, но одновременно — нет ничего. Эту фразу можно сказать о каждом из нас.
И Закхей делает единственно верный шаг — он обращается к Богу. Он ищет Христа. Он идет ради встречи с Ним даже на некоторое безумие — представьте, если бы сегодня какой-либо крупный чиновник ради того, чтобы увидеть бродячего проповедника, проходящего по городу старца-монаха, влез бы на дерево на центральной площади! И этот жест Закхея показывает ту глубину внутреннего отчаяния и жажды правды, которая скопилась в душе у человека, который вроде бы ни в чем уже и не нуждался.
Закхей приносит покаяние перед Христом и обещает загладить вину, исправить зло, которое он причинил, отдав несправедливо отобранное в четырехкратном размере, обещает раздать половину своего имения нищим. И Господь произносит одни из самых важных слов: «Сын человеческий пришел искать и спасать то, что потеряно и погибает».
Нынешняя встреча Христа с Закхеем, напоминая нам о приближающемся времени покаяния, помогает нам вспомнить и о том, что самое большое препятствие на пути к Богу — это не грехи, не неправедное прошлое каждого из нас, не общественное осуждение. Самое большое препятствие на пути ко Христу — наша гордость, которая так часто не позволяет нам, подобно Закхею, поставить себя в нелепую ситуацию ради того, чтобы помочь ближнему, ради проповеди Евангелия, ради любого добра, в конце концов, ради того, чтобы Господь сказал нам: «Сегодня Мне надобно быть в твоем доме, спускайся».
Закхей не обещал перестать быть сборщиком налогов. Он продолжил собирать налоги со своего народа в пользу Рима и после того, как дом его посетил Богочеловек. Работа у него осталась та же, а жизнь уже была другая. Потому что препятствием к богообщению не является что-либо внешнее. Ни образ жизни, ни работа, презираемая или почетная, ни достаток или бедность. Спасение, которое получил Закхей, — доступно каждому, доступно и сегодня. И для того чтобы получить его, нужно набраться решимости и поступить так же, как Закхей, — поступиться собственной гордостью, чтобы увидеть Бога.
Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 18 февраля 2024 года. Спасо-Преображенский кафедральный собор г. Твери