05.11.2023 | Вера

Царство Божие наступило

Был некто богач, который одевался в самые дорогие ткани и ежедневно устраивал пиры. Был и другой человек, Лазарь. О нем мы знаем то, что он лежал у ворот богача в струпьях. Лазарь желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Нищий умер, и ангелы отнесли его на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. Богач попал в муки ада и там, подняв глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его. И возопил: «Отче Аврааме! Умилосердись надо мной и пошли Лазаря, чтобы остудил пламень мой, смочив кончик своего пальца водой и дав мне пить». 

И ответил ему Авраам: «Вспомни, ты уже получил доброе в твоей жизни, а Лазарь получил злое. Теперь он утешается здесь, а ты страдаешь. И между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, и от вас к нам не переходят». Тогда богач взмолился еще раз, сказав: «Отче, прошу тебя, пошли его в дом отца моего. Ибо у меня пять братьев, пусть Лазарь расскажет им о моей участи, чтобы и они не попали сюда». Авраам же ответил: «У них есть Моисей и пророки, пусть слушают их». Богач ответил: «Нет, отче, их не послушают, но если кто из мертвых придет к ним, покаются». Авраам отвечал: «Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто из мертвых воскрес, не поверят» (см. Лк 16:19–31). 

Эта притча очень сложна для толкования. Она ставит под сомнение некоторые устоявшиеся представления о загробной жизни, о справедливом вознаграждении и наказании. Ведь многие из нас росли, веря в идею, что добрые поступки на земле обязательно будут вознаграждены в загробной жизни, а грехи будут справедливо наказаны. Но притча о богаче и Лазаре показывает, что истинная нравственность и добродетель происходят не из страха перед наказанием или желания получить вознаграждение, а из глубоких внутренних убеждений, из нашего духовного наследия. В этом смысле это даже не религиозная или антирелигиозная притча.

Мы не видим в притче, что богач делает что-то плохое. Мы не можем поставить всерьез ему в вину то, что он красиво одевался или каждый день устраивал званый ужин: это не является грехом и сейчас, тем более не было таковым во времена Ветхого Завета. Богатство тоже не грех, наоборот, в иудейской среде, в которую помещены и богач и Лазарь, богатство считается особым благословением Бога. Вспомним примеры ветхозаветных праотцев и патриархов, вспомним пример Иова — везде богатство расценивается как особое благословение Бога за праведную жизнь, а бедность, наоборот, как наказание за грехи. 

Мы не замечаем в притче, что Лазарь делает какое-либо добро. Мы видим, что он страдает. Но само по себе страдание ведь не делает человека праведником или святым. А самое главное, мы слышим об оценке обоих участников притчи со стороны праотца Авраама, который говорит богачу: «Вспомни, ты уже получил доброе в твоей жизни, а Лазарь получил злое. Теперь он утешается здесь, а ты страдаешь».  То есть как будто вся вина богача в том, что он получил в жизни доброе, а Лазарь — злое. И загробная участь как будто бы просто является противоположностью земной жизни, призванная уравновесить жизнь временную. Но ведь такое понимание противоречит всему, что говорит Христос о Царствии Небесном. И самое главное, мы ведь довольно часто именно в таких категориях и размышляем о вечной жизни. 

Другое, что столь же сильно бросается в глаза, — это некоторая неумолимость, прямо нехристианская неумолимость сюжета притчи, которая противоречит постулатам нашей веры. Загробную участь невозможно изменить, нет способа перейти из ада в рай. Это как будто нарушает всё наше понимание о необходимости молитв за усопших. Но и это не самое страшное. Гораздо хуже то, что и живущих никто не способен переубедить: если не послушались Моисея и пророков, то уже никто и ничто им не поможет. Таким образом, притча эта, произнесенная Христом, ставит нас перед тупиком, который мы не способны преодолеть, как не может преодолеть пропасть богач. 

Можно в попытке разобраться детальнее изучить всю евангельскую главу, чтобы понять, в каком контексте произнесена Господом эта притча. Поднявшись на несколько строк наверх, мы встречаем еще более непонятное изречение Господа: и Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители (Лк 16:9). Эта фраза заставляла задуматься многие поколения богословов и толкователей. Христос как будто бы хотел, чтобы мы спотыкались об эти слова, чтобы не пробегали мимо них, но чтобы наш ум, встретивший непонятное и необъяснимое, попытался глубже вникнуть в суть написанного. И именно это выражение Господа, по-видимому, и должно быть ключом к притче о богаче и Лазаре.

Христос говорит о земных благах и богатствах, которые в контексте вечности не имеют абсолютной ценности. Они «неправедны» не потому, что злы сами по себе, а потому, что они временны и могут отвлекать душу от вечных ценностей. Богочеловек говорит о том, что временными средствами, богатством или возможностями мы можем приобретать друзей, которые смогут принять нас в вечные обители, когда мы обнищаем. Земные блага и богатства для христианина не зло, но они имеют значение лишь в той мере, в какой они служат вечным и духовным ценностям. Не осуждая богатство как таковое, Христос призывает к правильному, богоугодному его использованию. Ибо грех богача был не в том, что он красиво одевался и вкусно ел, но в том, что при всём этом у его ворот лежал нищий, который мечтал о крошках с его стола. И богачу было всё равно на беду этого нищего. 

Всё это учит нас тому, что мы должны жить ради Царствия Божиего, но помнить о том, что это Царство не где-то за облаками в небесах, где почивают только усопшие, но, по слову Христа, это царство — внутри нас. То есть оно уже здесь и сейчас, в зависимости о того, каким образом мы живем. А потому, даже если мертвые пришли бы рассказать нам об их участи — нам это не помогло бы, потому что если мы не расслышали голос Живого Христа, то что нам смогут рассказать мертвецы? Ибо Царствие Божие здесь, оно приблизилось и уже наступило. Приблизилось совсем вплотную к нам, установилось среди нас.

И потому нынешняя притча — это не притча о том, что будет потом, после смерти, за гробом, в раю или в аду. Это притча о том, что есть сейчас. Что из себя мы представляем уже теперь, каковы мы перед Богом в нынешний момент времени. О наших любви, сострадании и милости, которые не нужны будут когда-то за порогом земной жизни, но нужны и важны прямо сейчас.

Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 5 ноября 2023 года. Двадцать вторая Неделя по Пятидесятнице. Борисоглебская церковь, Тверь.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.