27.10.2023 | Приветствия

Приветствие митрополита Тверского и Кашинского Амвросия на пленарном заседании Фаддеевских образовательных чтений

Дорогие братья и сестры!

Сердечно приветствую всех вас на очередных Фаддеевских образовательных чтениях, которые в этом году посвящены весьма важной и масштабной теме — «Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего».

Хочу немного поразмышлять о том, что такое христианская культура, каким именно образом христианство и, в частности, православие повлияло на культуру европейского континента и нашей великой страны и сформировало ее. Почему именно без православной веры невозможно представить истории, самобытности, культуры и красоты нашей Родины. 

Что такое культура? Что такое европейская христианская культура? Это набор традиций, или некий исторический феномен, или же нечто большее, гораздо более всеобъемлющее? Что создает эту культуру? Общие ли библейские истории и церковные предания, которые задали определенные сюжеты, мелодии, стили в архитектуре и тропы в литературе? Или есть что-то иное, что становится основой: наше мировосприятие, которое становится особой оптикой, позволяющей творческим людям воспринимать мир особым образом и это восприятие передавать другим?

Давайте попробуем ответить на вопрос: что вдохновляет художника, когда он приступает к созданию своего произведения? Я знаю многих великих людей современности, которые несомненно оставили свой след в истории культуры и нашей страны и мира. Один из них, Евгений Водолазкин, сказал как-то: «Мои книги — это мои записочки к Богу». В этом вроде бы по-детски простом утверждении, на мой взгляд, как раз и сосредоточен феномен христианской культуры, поскольку для любого автора-христианина их произведения и были как раз попыткой найти Бога, поговорить с Богом, рассказать другим людям о своем ощущении Бога, передать Бога от сердца к сердцу, от своей души к другой душе. 

В акте творчества человек всегда наиболее искренен. Говорят, что каждый роман, который пишет писатель, — это роман о нем самом, о его внутреннем мире и его отношениях с Богом. Хороших отношениях или нет. Каждая прекрасная мелодия — это мелодия внутреннего состояния человека. Каждая великая картина — это образец рая, который отражен в человеческом сердце. Рая или ада. Потому что в акте сотворения нового человек, уподобленный Богу по этой возможности создавать, не может быть неискренним. Он не может создать чего-то, частью чего он не является. 

И именно поэтому возник феномен культуры христианской. Христианство — это путь следования за Христом, это признание в любви Богу, Который постоянно нам говорит о любви. Поэтому всё христианское искусство — оно об этой любви. Порой о любви трагической, порой — неразделенной, иногда — любви сквозь тернии собственного эгоизма, иногда — любви ясной, как весенняя ночь. Иногда о любви потерянной, о любви в тоске, о любви-страдании. Но всегда о любви в самом высоком смысле слова — о любви Божественной. Каждая книга, картина, мелодия или здание, сотворенное глубоко верующим человеком, — это отражение его любви и его молитва.

Величайшие творцы, будь то Леонардо да Винчи, Иоганн Себастьян Бах, Фёдор Достоевский, Николай Гоголь или наш современник Евгений Водолазкин, были движимы не только своим внутренним гением, но и глубокой верой. Верой в то, что их творчество — это не просто красивые слова или картины, но и своеобразные «записочки к Богу», попытка понять Его и объяснить другим.

Да, христианская культура дает нам смыслы. Но это не просто понимание добра и зла, это осознание Того, Кого невозможно осознать. Мы все — частицы одного большого христианского мира, который преображает нашу культуру, наши сердца, нашу душу. Этот прекрасный мир христианского искусства однажды, тысячелетие назад, вошел и в нашу страну, преобразив ее, сделав из края разрозненных племен великим сообществом христиан. Мы уже недостойны звания Святой Руси, но наша страна по заслугам наших святых и великих предков — действительно Святая Русь, от которой в последние времена наше общество уходит стремительно. 

Христианство задавало нашим великим деятелям культуры огромную мотивацию. Когда Иоганна Себастьяна Баха спросили, как он добился таких успехов, он ответил совершенно феноменально: «Если вы будете так же прилежны, как я, то добьетесь таких же успехов». Это слова настоящего христианина, который не полагается только на таланты, данные ему при рождении для умножения, но трудится для того, чтобы вернуть Богу эти таланты, умножив кратно. Христос говорит об этом притчей о талантах.

Если мы посмотрим вокруг себя, на нашу древнюю Тверскую землю, то мы увидим, что у нас нет богатства иного, кроме как величественная природа, сотворенная Богом для человека, да прекрасные, ныне чаще всего порушенные храмы, монастыри, церковные комплексы, построенные человеком в дар Богу. У нас нет иных известных всему миру памятников культуры, кроме церковных. У нас нет иной хорошей музыки, картин, кинокартин, любых форм искусства, которые не были бы пронизаны христианским мировоззрением. Даже тогда, когда они создавались в атеистической стране, — они чаще всего были христианскими. И меня удивляет, что, когда речь идет о преподавании основ православной культуры в школах, кто-то недоумевает, зачем это ему. У нас нет ничего иного, а то, что есть, — нам нужно изучать, бережно сохранять, умножать, самим становясь достойными творцами, со-творцами Бога в этом мире. 

Благодарю всех вас за участие в нынешних чтениях и надеюсь, что проведение подобных мероприятий, а также наши другие совместные усилия, направленные на созидание достойного будущего страны и народа, на сохранение и развитие нашей культуры, на духовное просвещение наших соотечественников, помогут в формировании образа прекрасного будущего для нашей страны.

Да благословит всех нас Господь на этом пути.

+Амвросий,
митрополит Тверской и Кашинский

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.