08.04.2023 | Церковь и мир

Об искусственных цветах в храме и на могилах усопших

Очень радостно, что в этот день, в преддверии Вербного воскресения, в храме живые цветы, которые тоже напоминают о жизни, о том, что вся природа, всё творение Божие дышит жизнью. 

Вспоминаю слова своих преподавателей, которые прежде были иподиаконами у Святейшего Патриарха Алексия I (Симанского), и маститых московских священников старшего поколения. Патриарх Алексий I категорически запрещал в храме размещать искусственные цветы. Он абсолютно их не принимал в качестве украшения священного места или икон. Это было не просто какое-то его личное отношение. В искусственных цветах он видел глубокую ошибку в восприятии нашей веры и говорил о том, что в них заключается ложь, обман. Они выглядят как живые, но живыми не являются. И не место в храме искусственным цветам. 

Я бы хотел продолжить его мысль после того, как перед богослужением проехал по дороге несколько дальше храма и с прискорбием увидел множество  точек ритуальных услуг, в которых продаются безобразные, некрасивые, ядовитого цвета, безвкусные искусственные цветы. А еще более скорбно оттого, что многие люди идут, покупают их и размещают на могилах своих родственников. С точки зрения эстетики это просто некрасиво и безвкусно. С точки зрения духовной — бесполезно и бессмысленно. Если продолжить рассуждение и попытаться понять почему, то можно вновь вернуться к логике Святейшего Патриарха Алексия I (Симанского), который, повторюсь, говорил: «В искусственных цветах ложь, ведь они мертвые». Поэтому и на могилах наших родных, близких, дорогих нам людей должны быть не искусственные цветы, которые не украшают, а обезображивают место упокоения человека. Тот, кто хоть немного разбирается в искусстве или хотя бы немножко понимает и чувствует красоту, видит, что это безобразие, а не красота. Будучи искусственными, неживыми, мертвыми, такие цветы, несут в себе обман, смотрятся на месте погребения наших близких в свете грядущего всеобщего Воскресения как приговор им к вечной смерти, а не к вечной жизни, а значит, по сути, искажают христианское понимание смерти и жизни. 

Могилы наших христиан-родственников, конечно, должны венчаться крестом, как знамением победы жизни над смертью. Мы нередко видим у могил почитаемых нами архиереев и священнослужителей круглосуточно и круглогодично горящие лампады, ну или, по крайней мере, хотя бы иногда возжигаемые, в дни, когда родственники посещают их и восполняют лампадное масло. Замечательно, когда на могиле у подножия креста есть лампада, ее огонек мерцает днем и ночью. Должно возжигать на могиле церковные свечи и фонарики, которые мерцают своими огоньками и напоминают нам о свете, воссиявшем из гроба Жизнодавца, и о горении нашей веры. Конечно, тогда, когда наступает тепло, очистив места погребения наших родных, мы бы должны не искусственные цветы на них приносить, которым вообще не место там, а посеять либо зеленую траву, либо настоящие цветы — потрудиться ради памяти наших ближних и оказать им свою любовь, по-настоящему творчески подойти к тому, чтобы украсить место их временного пребывания до всеобщего Воскресения. Лично я никогда на могилах своих родственников не допускаю никаких искусственных цветов: каждую весну, находясь сам далеко от родины, прошу близких мне людей посадить на могилах моих родных живые цветы. 

В свое время мне довелось быть во многих Православных Поместных Церквах — нигде такого нет, как у нас, искусственные цветы, искусственные венки. Всё это отголоски советского атеистического прошлого. Ни нам, живым людям, ни умершим всё это не нужно. Усопшим нужна церковная молитва, добрые дела в память о них, возжженная свеча и по-настоящему искренняя, сердечная забота о местах их упокоения, требующая творческого, живого, не мертвого подхода.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.