26.04.2024 | Интервью

Митрополит Амвросий: «Пасхальные куличи, яйца и прочую праздничную еду нужно освящать, принося в храм самостоятельно, несмотря на этикетки в магазинах “куличи освящены”»

Владыка, Вы традиционно освящаете новоиспеченные куличи ЗАО «Хлеб», а в этом году еще и пасхальную продукцию компании «Волжский пекарь». Скажите, это то же самое, что и освящение куличей в храме накануне Пасхи или в пасхальную ночь?

Нет, здесь речь идет о разных по смыслу событиях, одно из которых не заменяет другое. Общее в освящении куличей на заводах и в храмах разве что сами куличи и тот факт, что освящения эти связаны с праздником Пасхи. Когда я по доброй тверской традиции посещаю хлебзавод «Хлеб», то совершаю молитвы о пекарях, которые в эти дни особенно много трудятся для создания праздничных снедей, мы вместе молимся о том, чтобы Господь благословил плоды их трудов, куличи и прочую праздничную выпечку. Мы служим молебен на доброе дело и окропляем все производственные помещения святой водой. Я сам совершаю такое благословение в тех пекарнях Твери, куда меня зовут.

Когда же люди приносят куличи и пасхи, крашеные яйца и прочую праздничную снедь для освящения в храмы — это совершенно иное событие. В храме мы молимся о том, чтобы Господь благословил принесенную еду для того, чтобы верующие, которые держали Великий пост, могли ею разговеться, а те, кто не соблюдал пост по тем или иным причинам, могли поставить на праздничный пасхальный стол особенную, освященную Богом пищу. 

Если мы обратимся к ветхозаветным традициям празднования Пасхи, которые и ныне сохранились в иудейской среде в день Песаха, — эти традиции всегда были тесно связаны с пищей. Люди Ветхого Завета и тогда, и поныне собираются за пасхальным ужином — Седером, где вкушают особенную пищу. До пришествия Мессии эта пища была символом Христа. Это был запеченный с горькими травами ягненок (агнец), принесенный в жертву Богу, и мягкий хлеб, вино. Тайная вечеря Спасителя — это именно такой Песах Седер, традиционный еврейский пасхальный ужин.

У нас, людей Нового Завета, христиан, традиции Пасхи несколько иные. Наша главная Трапеза в этот день — это, конечно же, тот Агнец, Который Сам Себя принес в жертву ради нас, — Господь наш Иисус Христос, Которого мы вкушаем, причащаясь Его Тела и Крови, символами чего и были тот самый запеченный ягненок, вино и хлеб пасхального Седера.

Но вместе с тем трапеза этого праздника праздников продолжается и дома, да и не один день. И за этой трапезой главное блюдо уже не испеченный жертвенный ягненок, но пасхальные яйца, символизирующие новую жизнь и Новый Завет, куличи и творожные пасхи. И все эти блюда мы по традиции освящаем в церквях в Великую Субботу или пасхальную ночь, в зависимости от приходской традиции. Таким образом, освящение продукции хлебозаводов совсем не заменяет освящения в церквях, поскольку у них и разный смысл, да и молитвы читаются разные.

Каково религиозное значение освящения куличей именно в храме и что это значит для верующих? 

О нем я уже сказал ранее — это традиционное для верующих людей освящение в храмах той пищи, которая будет стоять на пасхальном столе за ужином, поскольку пасхальная трапеза тоже религиозное событие. Часто в магазинах продаются куличи, на которых написано «освящено в церкви». Это скорее маркетинговый ход, нежели что-то религиозное. Поскольку важно не формальное окропление водой, но посещение храма и богослужения в этот день. 

Но помимо такой мистической составляющей есть еще и понятный каждому верующему аспект. Когда мы приносим куличи для освящения в храм, то какую-то малую часть от них или от прочих снедей оставляем в специально отведенном месте — в корзине или на каком-либо храмовом столике. Эти куличи и яйца, конфеты и другая еда раздаются потом в детских домах и геронтологических центрах, в больницах и тюрьмах — тем людям, у которых нет возможности самостоятельно освятить плоды рук человеческих, чтобы вкусить их в эти святые дни. Мы оставляем некую десятину от принесенного в храме, а дальше люди, занимающиеся социальным служением, распределяют эти снеди нуждающимся.

Помимо этого, есть храмы и монастыри, которые сами выпекают куличи. Я рекомендую по-возможности покупать куличи там. Поскольку и заработок от таких продаж идет на церковь, да и сами куличи очень вкусные и сделаны вручную по особенным, зачастую традиционным древним рецептам. Особенно своей выпечкой славится наш Богородицкий Житенный монастырь. Там матушки вместе с ребятами, которые живут и учатся при монастыре, создают совершенно уникальные куличи как по вкусовым характеристикам, так и по украшению.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.