8 июля Церковь празднует память святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских, которые являются образцом христианского супружества.
С недавнего времени этот день установлен как праздник семьи, любви и верности.
В преддверии этого дня мы поговорили с современной православной семьей священнослужителя Тверской епархии диакона Иоанна Зорина.
В доме отца Иоанна и матушки Анны некогда скучать. Всегда звучат разговоры и веселый детский смех. Детей в семье четверо.
С многодетными родителями мы поговорили об особенностях детства в верующей семье, воспитании детей и большой любви.
— Отец Иоанн, матушка Анна, вы выросли в больших верующих семьях. Как проходило ваше детство?
Отец Иоанн: Я вырос в священнической семье. Господь дал моим родителям только четырех детей, хотя их любви хватило бы и на большее количество.
Жили мы при храме, регулярно посещали богослужения, помогали своим родителям, с самого детства трудились в алтаре. Бывало, конечно, шалили и баловались, но отец, будучи ревнителем благочестия, не оставлял это без внимания.
Вспоминается одна история, как однажды нас из алтаря папа выгнал за плохое поведение и мы с братом вынуждены были молиться в храме. Для нас это было очень позорно, потому что как это — дети священника и не в алтаре? Но это был очень, на мой взгляд, правильный педагогический, воспитательный момент. Благодаря такому отношению родителей к дому Божию в нас были заложены правильные принципы поведения в храме и страх Божий перед святыней алтаря.
Некоторое время мы пели на клиросе. Приятно вспоминать, как на больших, особенно двунадесятых, праздниках мы пели какие-то произведения с мамой и папой. Потом, когда я учился в семинарии, у меня на слуху были все произведения. Мне было легко обучаться и петь в хоре Московской духовной академии.
Наше детство проходило около храма, так как родители круглосуточно, можно сказать, там трудились. Папа был благочинным, настоятелем кафедрального собора, учредителем православной гимназии. Мама занималась хозяйственной, административной работой, организацией церковного пения. Мы были всегда с ними неразлучны, с утра и до вечера, и видели, чем они занимаются. Можно сказать, жили на приходе.
Очень часто по каким-то личным или церковным праздникам собирались большой семьей, так как родственники у нас тоже многодетные — у кого-то 6, у кого-то 8, а у кого-то и 11 детей. Когда мы собираемся на какой-то праздник, то набирается огромное количество взрослых и детей. На наших свадьбах, к слову, было 150–180 приглашенных, большая часть из которых — родственники. Так, воспитание наше проходило среди православных верующих детей и подростков.
Очень большое внимание уделялось нашему музыкальному и певческому воспитанию. Когда собирались на какой-то праздник или застолье, сидели и пели духовные канты, народные, патриотические произведения. Также наши родители очень любили духовные церковные песнопения, так как и мой отец, и мои дяди пели в концертном хоре архимандрита Матфея (Мормыля) — величайшего регента нашей Церкви. Наши родители передали нам эту традицию церковного и семейного домашнего пения. Сейчас, бывая по долгу службы в разных уголках нашей Тверской земли, когда встречаю тоже большие многодетные семьи и слышу песни в их исполнении, понимаю, что русская, настоящая русская культура заключается в объединении всех русских людей, в воспитании, в больших семьях, в традициях пения.
Я благодарен своим родителям за то, как они меня воспитывали. Мне особенно запомнилось, что, когда мы совершали какую-то провинность, папа всегда очень педагогически относился к самому процессу наказания, когда нельзя было безнаказанным оставить. Вызывал, проводил беседу, очень долго обсуждал, а потом говорил: «Идите готовьтесь, буду наказывать». Мы очень долго ждали, осознавали свой поступок. Он давал нам время осознать то, что мы неправильно сделали. И уже потом, да, приходил наказывать. Этот длительный процесс очень важен, потому что мы на отца никакой обиды не держали за то, что он каким-то образом наказывал. Полностью осознавали, за что это, и понимали, что так делать больше нельзя.
Матушка Анна:
Мое детство проходило в небольшом городке в многодетной семье священника. Нас у родителей семеро. Папа, помимо служб и треб, часто находился на стройке храма, куда мы постоянно бегали либо помогать, либо просто посмотреть. Мама — домохозяйка, добрая, заботливая, трудолюбивая… Настоящая мамочка (улыбается).
Мы часто посещали храм. Особенно летом. Пели на клиросе, мальчишки по очереди помогали папе в алтаре.
В посты постились и старшие, и младшие — без поблажек, строго. Никого не обделяли ни в чём.
Все дети отучились в школе искусств — кто-то на музыкальных инструментах, а кто-то в художественном классе. Дома всегда было весело и шумно, так как все разучивали произведения на разных инструментах одновременно.
Обязательно собирались все вместе за большим столом, в основном за ужином. Обсуждали, как у кого прошел день. На кухне висело расписание уборки на каждый день. После трапезы у каждого были свои обязанности. Затем шли на вечерние молитвы, которые также читали по очереди, и спать.
Вспоминаю свое детство только с улыбкой, ведь столько радости было и столько прекрасных воспоминаний.
Благодарна Богу, что выросла в семье, где меня научили любить Его.
— Как у вас в семьях было с режимными моментами — пост, молитва, посещение служб?
Отец Иоанн: Наши родители были очень строги к соблюдению постных дней среды и пятницы, Великого поста особенно, Петрова, Успенского и Рождественского постов.
Матушка Анна: Зато первый день после поста встречался в несколько раз веселей и долгожданней (смеется).
Отец Иоанн: Если было предписано не есть рыбу, то мы мы ее не ели, и пост, как сказала моя матушка, никогда не разделялся между взрослыми и детьми. Если взрослые не пили молоко, не вкушали молочную продукцию, соответственно, и дети также. Стол был для всех один, раздельного питания не было.
Естественно, утреннее и вечернее молитвенные правила были обязательно. Но не всегда, конечно, получалось соблюдать. Так как я учился в православной гимназии, утреннее правило мы читали в школе. А вечером — в зависимости от того, когда возвращались и насколько были уставшими мы и наши родители. Но максимально старались. Помню, так как папа был занят служением Церкви и людям, то с нами больше мама занималась в плане нашего возрастания церковного. Мы регулярно, особенно когда кто-то из родственников умирал, читали псалтирь. Прямо днем становились и читали псалтирь. С ошибками, без ошибок — неважно. Мы читали, и мама стояла возле нас, никуда не уходила, поправляла и настаивала на том, чтобы правильно, четко, с дикцией прочитывали. Я за это очень ей благодарен, потому что мне было легко впоследствии читать в храме, поступать в духовную семинарию, будущему священнику это очень большой вклад в будущее.
Так как местом служения моих родителей был кафедральный собор, то, естественно, на вечерней службе в субботу и Божественной литургии в воскресенье, двунадесятые праздники и дни памяти великих святых мы всегда были в храме. Также в период Великого поста мы всегда находились в храме. В летний период, когда кто-то из певчих уходил в отпуск, мы с мамой на несколько недель вставали на клирос. Честно говоря, от храма, Церкви у нас никакого отторжения не было. Даже наоборот, прививалась любовь к храму Божию. Особенно благодаря тому, что, смотря на своих родителей, я видел, с каким усердием и любовью они относились к церкви, к людям которые приходили в храм. Мои родители и свое здоровье, и всю свою жизнь посвятили служению Богу и людям. Я считаю, что Господь за такую любовь к дому Божию и верующим людям вознаградил их тем, что все дети, слава Богу, живы, здоровы, все женаты, сестра замужем и все остались в Церкви. Старшая сестра — жена священнослужителя, матушка, старший мой брат — иерей, клирик храма, я тоже в священном диаконском сане, младший брат заканчивает семинарию и будет рукополагаться.
Матушка Анна: Да, у нас тоже все дети остались в Церкви. Все семеро детей: ребята стали церковнослужителями, а девчонки — матушками.
— Матушка, Вы надеялись стать женой священнослужителя?
Матушка Анна: В первую очередь я хотела выйти замуж за хорошего человека. Чтобы он меня любил, а я его. Об этом я в своих молитвах Господа и просила. Уверена, что так и случилось.
Логично было бы выйти замуж за будущего священника, так как я из семьи священнической, но это не было главной задачей, не было принципиально для меня. Главное — чтобы меня любил и был верующим человеком, а остальное, как говорится, «стерпится — слюбится» (смеется). Так меня воспитали родители.
— Есть такой предрассудок, что девушка ищет себе будущего мужа, похожего на отца, а молодой человек — жену, похожую на свою маму. Как вы нашли друг друга?
Отец Иоанн: Мне кажется, что это, действительно, стереотип, потому что я до сих пор считаю, что моя супруга ни разу не похожа на мою маму. Когда я учился в семинарии, я ходил к Преподобному и обращался с молитвой о том, чтобы он послал мне такую супругу, с которой бы я смог прожить долгую счастливую жизнь. Господь, по молитвам преподобного Сергия Радонежского, ответил на мои молитвы (улыбается). Я с матушкой чувствую себя счастливым.
Вообще, чудесно так случилось, что моя супруга тоже из священнической семьи — у нас семьи очень похожие. И, более того, мы, уже познакомившись, когда начали общаться, узнали, что наши родители когда-то давным-давно были знакомы. И даже служили в одной епархии.
— Каково это — быть многодетным семейством?
Отец Иоанн: Так как мы из многодетных семей, эта «многодетность» нам очень близка. Еще до того, как я создал свою семью, я понимал, какая это большая ответственность, как непросто воспитывать много детей. Но, самое главное, мне кажется, за что я благодарен своим родителям, так это за то, что они воспитали в нас такое вот доверие Богу. Не нужно ничего бояться, нужно просто доверять Богу.
Вот такая формула: если Господь дает детей, то дает и на детей. Наша большая семья всегда придерживалась этой формулы, и поэтому как-то у нас всё было хорошо.
Быть многодетными — это, безусловно, непросто.
Матушка Анна: У нас четверо деток и все погодки.
Отец Иоанн: Да. Идешь по улице и ловишь взгляды окружающих: «Ого, ничего себе! Сколько детей!». И, безусловно, немного начинаешь смущаться. Но на самом деле для современного мира это естественное положение — быть многодетным. Если вас двое в семье — значит, и детей надо минимум двоих родить — за себя и за своего супруга.
Безусловно, нужно быть смелыми. Смелыми во всём. Должно быть много терпения, его иногда не хватает. Каждому ребенку нужно уделить внимание, а когда приходишь со службы, с работы и всю энергию ты оставил там, то нужно что-то придумывать, как-то решать этот вопрос. Конечно, когда супруга домохозяйка и проводит целый день с детьми — на ней большая нагрузка, ее очень жалко. И ей большая благодарность за то, что она отдает всю себя нашим детям.
В многодетных семьях не может быть эгоизма, потому что в любом случае тебе приходится подстраиваться под ближнего, родителям под своих детей. Ночью, например, когда у кого-то что-то болит или кто-то плачет, ты просто через свое «хочу поспать» переступаешь и идешь. Когда к детям всем относишься одинаково — они не чувствуют такого, что он один и весь мир вокруг него крутится, а воспитывается понимание того, что кроме тебя есть окружающие, и им тоже чего-то хочется, и о них нужно позаботиться.
Матушка Анна: Нужно обязательно сказать что-то позитивное (смеется).
Отец Иоанн: Вот матушка и расскажет что-то позитивное (улыбается).
Матушка Анна: На самом деле, это огромное счастье, что Господь позволил и доверил тебе маленьких человечков воспитывать, уделять им внимание и вообще заботиться о детях, наблюдать от младенческого возраста и до взрослого их поведение и их мысли, их развитие.
Отец Иоанн: Помогать им во всём.
Матушка Анна: Да. Скоро старших отдавать в школу, и если у тебя сейчас была такая, только домашняя обстановка, то в скором времени начнутся походы в школу…
Отец Иоанн: …взаимодействие с учителями, жалобы от них (смеются).
— Многое вы переняли в воспитании детей от своих родителей?
Отец Иоанн: Конечно многое.
Но, анализируя себя, анализируя то, как нас воспитывали, конечно, перенимали самое лучшее. Самое главное у моих родителей было — научить детей молитве, разговору с Богом, любви к Церкви. Если ты в Церкви, то у тебя всё будет хорошо, если ты в семье и тебя окружают близкие, родные люди, у тебя всё будет хорошо, потому что там в любой ситуации поддержат, выручат, с любой трудностью легко справишься, когда живешь в большой семье.
Мы стараемся с самого детства воспитать в наших детях, так же как и в нас родители, любовь к молитве, любовь к Богу. Ни в коем случае не ремнем, не «палкой», а только своим примером. Становимся на молитву все вместе, и даже если кто-то бегает или шалит, мы стараемся особо резко на это не реагировать, но объяснить словами.
Когда приходим в пространство храма, мы тоже всё объясняем, беседуем с ними. Довольно откровенно беседуем о том, что такое Причастие, зачем Оно нужно, как нужно подходить. Чем более ты откровенен со своими детьми, тем и они легче всё понимают и принимают.
— Есть ли у вас какие-то свои семейные секреты воспитания детей?
Отец Иоанн: Главное — это то, что мы стараемся всё делать вместе. Молимся, кушаем все вместе за большим обеденным столом, ездим в поездки и не разделяемся. Мне кажется, это и является такой особенностью.
— Поговорим о любви. Что для вас значит «любить»?
Отец Иоанн: Любить — это, безусловно, жертвовать своими желаниями, собой ради человека, которого любишь.
Матушка Анна: Любить — это значит в спорных ситуациях уступать человеку, которого любишь.
— Ссоры случаются?
Отец Иоанн: Ссоры, конечно, случаются. Я даже на свадьбах знакомым, близким говорю: «Живите друг для друга, жертвуйте собой друг ради друга и ругайтесь на здоровье». Как говорится, «милые бранятся — только тешатся».
Это абсолютно естественное состояние, когда молодые ругаются, потому что когда с самого детства жили порознь, жили, можно сказать, ради себя, вот конкретно я до 21 года жил и в 21 год женился, — тут мгновенно ты должен переключиться и уже не ради себя жить, а ради другого. Считаться с мнением своей половины, искать точки соприкосновения, в которых вас обоих всё устроило бы.
— А как вы справляетесь в такие моменты?
Отец Иоанн: Безусловно, можем поскандалить и поссориться, но всегда приходим к обоюдному решению. В такие моменты ссор мы не ищем того, кто виноват. И не акцентируем на этом свое внимание, не начинаем обвинять друг друга или как-то унижать. Мы делаем работу над ошибками и выясняем, как это всё случилось и как проблему избежать в будущем. Естественно, сделав выводы, в будущем стараемся не доводить спорную ситуацию до ссоры. Но не искать виноватых, мне кажется, очень важный момент.
Матушка Анна: Еще очень хорошее правило, которому нас научили родители, — не ложиться спать, пока не помиримся. Это правило важно и в воспитании детей, и в отношениях между супругами.
— Какой, на ваш взгляд, рецепт семейного счастья?
Отец Иоанн: На наш с супругой взгляд, ты будешь счастлив тогда, когда будет хорошо твоей второй половине (улыбается). Если придерживаться такого правила, то всё будет хорошо. Это и есть жертвенность, к которой призван каждый христианин, и семья — это самая благодатная среда для возрастания в ней.
Но самое главное, конечно, — это жизнь в любви к Богу и Церкви. Потому что когда человеческих сил не хватает, всегда Господь восполняет наши немощи и подает Свою благодатную помощь.
Беседовала Ксения Решетняк