11.12.2021 | Отделы

Икона в современном мире

Начало работы отдела

Епархиальный  Отдел церковного искусства, архитектуры и реставрации был образован по благословению митрополита Тверского и Кашинского Амвросия в сентябре 2020 г.

В ноябре был утвержден основной состав членов рабочей группы специалистов в области иконописи, живописи, архитектуры, реставрации  и искусствоведения.

Отдел служит консультативным, координирующим и экспертным советом по следующим вопросам:

— проекты новых храмов и храмовых комплексов;

— строительство и реставрация храмов;

— эскизы иконостасов, монументальных росписей и композиций;

— изготовление и реставрация иконостасов;

— роспись и реставрация росписи храмов;

— создание или реставрация других объектов, принадлежащих церкви, требующих особого внимания церковных специалистов, художников, реставраторов, архитекторов, искусствоведов.

За текущий год мы потеряли от короновирусной инфекции двух лучших специалистов, наших собратьев, иконописца, мудрого протоиерея Анатолия Волгина и архитектора 1-ой категории Валерия Курочкина. Светлая им память!

Работа Отдела  была направлена на ознакомление с состоянием храмов: их внешнего и внутреннего вида, иконостасов, росписей; со строительством новых сооружений, восстановительными работами и т.д.

Были рассмотрены и даны экспертные заключения о соответствии  церковным канонам десяти проектов и эскизов новых храмов и иконостасов. Совершены выезды экспертной комиссии в благочиния Тверской епархии, в различные приходы. С благочинными и настоятелями  были обсуждены выявленные нарушения и их возможные устранения.

Особое внимание эксперты совета обращали на правильную профессиональную реставрацию древних икон и старинных росписей храмов и их должное сохранение.

Бесценное сокровище

Наша Церковь обладает бесценным сокровищем в области богослужения, святоотеческих творений, а так же в области храмового искусства.

Икона органично вошла в богослужебную жизнь, она полностью соответствует Священному Писанию и преданию Церкви.  Икона выражает и отображает православие как таковое. Икона – это богословие в красках, это составная часть богослужения. На протяжении многих столетий формировался и оттачивался иконописный канон, в жестокой борьбе против язычества и иконоборческих ересей. За это обильно заплачено кровью мучеников и исповедников.

Из этого следует, что церковное искусство ни понять, ни объяснить вне церкви и ее жизни невозможно, тем более писать иконы, делать иконостасы, росписи. Тем не менее, это происходит в наши дни. Невоцерковленные, а зачастую неверующие художники и архитекторы с дипломами высших художественных учебных заведений пишут иконы, делают иконостасы, проекты храмов и т.д. Многие из них воспитаны в духе мастеров Эпохи Возрождения, Петровского и Постпетровского времени.

Несколько слов об этом, поскольку приверженцев искусству этого времени немало  и в среде духовенства.

Эпоху Возрождения или Ренессанса, возврат к античности, антропоцентризму, гуманизму — с точки зрения Православия можно назвать эпохой упадка христианского искусства. В это время происходит замена традиционного церковного искусства на «итальянский стиль». Был церковный иконописный канон, а появился новый религиозный стиль  наряду с другими жанрами светского изобразительного искусства. Когда в Европе началось «Возрождение» у нас был расцвет Русской иконописи – Андрей Рублев, Дионисий. Светский характер культуры охватывает Европу, а затем и Россию.  В Петровское время Русская Церковь, лишенная патриарха, обезглавленная, обессиленная духовным спадом и расколом, попадает в государственное рабство.

«Просвещенное общество», в основном дворянство, реформированное Петром I,  под влиянием западных исповеданий иезуитов отрывается от церкви и от народа.

Православная икона, архитектура, которые многие века были выразителями веры и жизни народа, все больше вытесняются европейским искусством, угождая вкусам «просвещенной публики».  В итоге свободомыслящая интеллигенция приходит к религиозному кризису, безверию и богоборчеству. У Лескова мы находим — «образованному человеку стыдно верить».

В это время храмы строятся согласно европейской моде. Устанавливаются барочные иконостасы даже в древних храмах, стены расписываются часто иностранцами. Это уже не иконопись – это живопись, картины подчас низкого уровня на библейские сюжеты – иллюстрации, выполненные разуверившимися художниками или иностранцами католической и протестантской веры.

Екатерина II, увлеченная безбожной философией Вольтера, велит убрать из Владимирского Успенского собора Рублевский иконостас и заменить барочным.  С ее портрета в иконостас были написаны образы св. вмц. Екатерины, а с князя Потемкина образ архангела Михаила. «Иконы» пишут с натурщиков — живых людей, известны случаи, когда писали Образ Пресвятой Богородицы с купеческих жен. Святитель Игнатий Брянчанинов делится воспоминанием: «Некоторый кучер видный, но очень ограниченного ума, поступив ко мне в услугу, сам мне сказывал: «Я был натурщиком в Академии семь лет, в такой-то церкви такая-то икона писана с меня». Он исчислял иконы, для которых служил оригиналом, которых не хочу наименовать!  Этого не стерпит мое сердце!  Но вот причина глупых глаз на иконе; она – верный портрет статного кучера с глупыми глазами».

Икона в современном мире

«Смиренное подражание» католическому искусству, до сих пор воспринимается  как православное и упорно защищается многими верующими и в том числе духовенством.

Особенным признанием в России пользовалось и до сих пор пользуется творчество Виктора Васнецова и Михаила Нестерова, названное «Русским Ренессансом».

Приведу слова, как оценивает свое иконописное искусство прославленный художник  Васнецов, когда его за это похвалили:  «Мне самому казалось в гордыне безумной, что именно я – и только я – понял дух древней русской живописи и еще, в несколько ином духе, Нестеров. Но когда реставрировали древнюю живопись и фрески в монастырях, отыскали дониконовскую икону и еще более древнюю, то открылся совершенно новый чудесный мир глубочайшего вдохновения и знания законов натуры, выявилось поразительное понимание взаимодействия цветов и техники живописи. Ведь эти древние живописцы, будучи связаны традицией и определенными формами, создали подлинную, настоящую живопись в самом глубоком ее понимании, а именно как игру красок. Это были не рисовальщики, как мы, нынешние, а были творцы, настоящие художники.

Россия должна гордиться не современной, то есть послепетровской, живописью, так как мы, вообще лишь подражатели, правда, своеобразные, на свой лад, но все-таки плетемся за Европой – что греха таить. Мы должны гордиться нашей ДРЕВНЕЙ ИКОНОЙ, нашей ДРЕВНЕЙ ЖИВОПИСЬЮ; тут никого нет выше. Я сам думал, что я проник в дух русской иконы и что я выразил внутренний мир живописца того времени, что я постиг – это уж от гордости – технику этого старого времени. Оказалось, однако, что я глубоко заблуждался. Дух древней русской иконы оказался во много раз выше, чем я думал. Внутренний мир живописи того времени был гораздо более богатым в духовном смысле, чем дух нашего времени, или лично мой, или Нестерова, и нам далеко до их техники, до их живописного эффекта. Моя живопись – это только слабое отражение, притом еще выхолощенное, очень богатого мира древней русской иконы».

Итак, творчество Васнецова, по его же словам,  оказалось в сравнении с древней иконописью лишь выхолощенным ее отражением в сочетании с немецкой романтикой. Его искусство выходит не из духовного опыта Православия, а из той же расцерковленной светской культуры.  Писатель, искусствовед Павел Муратов о нем писал: «При всем своем рвении к национальному мотиву он остался живописцем немецкого склада».

Догматическое обоснование канонической иконописи

Впервые принципиальное указание, касающееся характера священного образа, было сформулировано Пято-Шестым  (Трулльским) Собором  (692 г.). Оно оказалось пророческим для современного взгляда на иконопись. Отцы этого Собора сказали: «В зрелую пшеницу истины замешались кое-какие остатки языческой и иудейской незрелости».

82 правило этого собора говорит о том, что нужно отказаться от принятой символики изображения Иисуса Христа в виде Агнца, Рыбы, позднее «Всевидящее Око» и т.д. Если 82 правило направлено преимущественно против «иудейской незрелости», то правило 100 имеет в виду «незрелость языческую».

«Очи твои право да зрят, и всяцем хранением блюди твое сердце (Притч. 4.25),  завещавает  Премудрость; ибо телесныя чувства удобно вносят свои впечатления в душу. Посему изображения на досках, или на ином чем представляемыя, обаяющая зрение, растлевающая ум и производящая воспламенения нечистых удовольствий, не позволяем отныне, каким бы то ни было способом, начертавати. Аще же кто сие творите дерзнет; да будет отлучен».

Это правило касается напрямую западно-европейского искусства, которое и по сей день, к сожалению, мы встречаем и в наших храмах.  Греки, сохранившие каноническую иконографию, называют русские живоподобные иконы несторианской ересью, потому что в этих живописных иконах нарушен главный догмат канонической иконописи —  Боговоплощение. А в живоподобных иконах европейского искусства, которое пришло в Россию, главным стал академический реализм человеческой плоти. Ярким примером является искусство Микеланджело Буонарроти, Сикстинская Капелла.  Иконописный канон, исторически выработанный святыми отцами Православного Востока, есть известный принцип, позволяющий судить, является ли данный образ иконой или нет.

В Оросе 7-го Вселенского Собора говорится, что «живописцу принадлежит только техническая сторона дела, а самое учреждение (что и как изображать), очевидно, зависело от святых отцов». Это —  «столп и утверждение Истины», на котором созидалось и должно созидаться церковное искусство.

Требование к проектам храмов, иконостасов и икон

Подавляющее число проектов, присылаемых  на экспертную оценку, делаются, к сожалению, людьми, которые не имеют должных знаний в иконографии, церковном искусстве, храмовой архитектуре.

Приступая к этим проектам, настоятели затрачивают на это и средства и время на некачественную работу, которую переделать или совсем от нее отказаться, потом уже очень трудно.

Поэтому прежде чем, приступать к работе над проектами, нужно представить в наш отдел информацию о том, кто именно из  художников, архитекторов, иконописцев, реставраторов будет работать над этими проектами. Тогда мы заблаговременно сможем узнать, справится ли с поставленной задачей предполагаемый специалист.  Время и деньги не будут напрасно затрачены.

Главные ошибки при построении иконостасов

Восстанавливая храм,  всякому настоятелю хочется поскорее установить иконостас. Быстро и дешево – это всегда плохо. Чтобы сделать хорошо и быстро, нужны большие деньги. Мы предлагаем небогатым храмам не делать плохих иконостасов и не писать плохие иконы, а выполнить хороший проект, он может стоить 30-50-100 тысяч рублей, в зависимости от размера и сложности. Потом согласно хорошему эскизу возводить иконостас по мере поступления средств. Сначала установить остов, написать главные иконы в местном ряду, и уже можно служить, а дальше, не торопясь, написать хорошие царские врата, дьяконские двери и т.д.

Заключение

В древней Греции существовал такой обычай. К какому-либо празднику нужно было сделать скульптуру императора или кого-нибудь из государственных деятелей.  Приглашали лучших скульпторов, им выдавали деньги на изготовление моделей в малых формах.  К назначенному дню все вместе собирались и устраивали конкурс. Выбиралась лучшая скульптура.  Кто же выбирал? Выбирали сами скульпторы.  Ни знать, ни сенаторы, ни начальники, а сами скульпторы!  После подсчета голосов всем мастерам выдавались молотки,  и они сами разбивали свои выполненные непризнанные скульптуры, чтобы оставалась самая лучшая.

Почему мы восторгаемся древним искусством? Потому что они понимали, что воспитывать людей должно на лучших образцах.  И наш отдел призывает всех отцов, настоятелей придерживаться такового же принципа – пусть немного, но хорошо, «с душой», чем много, но как говорится, «ни уму, ни сердцу».

Протоиерей Сергий Чивиков, председатель Отдела церковного искусства,

архитектуры и реставрации Тверской епархии 

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.