31.08.2021 | Образование

Древний мир глазами детей

Проблемы мнимые и реальные в преподавании истории Древнего мира в православной школе

Бытует мнение, что педагог православной гимназии или школы, решивший изучать с детьми историю Древнего мира, столкнётся сразу же с целым рядом трудностей.  Дело в том, что мы как педагоги должны следовать утверждённой программе и использование в работе учебник, который признаётся базовым. Сегодня общеупотребимым является учебник А. А. Вигасина, Г. И. Годера и И. С. Свенцицкой, которым мы в нашей школе и пользуемся.

Коллеги-историки помнят, что первый раздел “Жизнь первобытных людей” вызывает ряд вопросов и становится первой «проблемой» на пути педагога. Автор учебника излагает классическую теорию Дарвина по происхождению человека. Кроме того, вопросы, касающиеся возникновения неравенства напоминают старые идеи Энгельса, которые не столь полезны для столь юного возраста. Что делать?

 Строить с детьми диалог. Обязательно ознакомиться с материалом учебника и дальше уже просить детей рассказать с чем они не согласны, какие нестыковки они видят. Так как пятиклашки имеют, как минимум, 4-годичный опыт жизни в православной среде, у них есть начальные знания из Закона Божьего, для них поиск нестыковок не составит труда. И именно в процессе диалога дети сами придут к мысли, что автор учебника – это просто человек своего времени и в вопросах, касающихся богословия и христианского взгляда на начальный период истории, его мнение не сходится с нашим мнением. При этом очень важно отметить, что это не является поводом, чтобы не воспринимать учебник как источник знаний. Мы учим детей с самого начала мыслить критически и быть юными «герменевтами».

Блок тем, посвященных “Древнему Востоку” обязательно должен быть рассмотрен сквозь призму Ветхого Завета.

Жизнь фараона, его дворца, египетских вельмож – открываем книгу Исход в пересказе для детей и читаем вместе с детьми историю Иосифа. Когда дошли с детьми до Вавилона – читаем про Вавилонскую башню и т.д. То есть наши уроки не должны ограничиваться учебником, ровно, как и Священное Писание не должно просто лежать на полке в виде раритета.  

Второй «проблемой» на пути педагога православной школы будет блок тем, посвящённых истории Древнего Востока. Во- первых, в учебнике на эту тему выделено только два параграфа: “Библейские сказания” и “Царство Давида и Соломона”.  Во-вторых, сам материал имеет мало отсылок к Священному Писанию и сами «Библейские сказания» напоминают скорее сказки, чем реальные исторические факты. Что делать? Берём Священное Писание для детей и читаем параллельно с учебником. Ищем нестыковки и пытаемся их исправить. Причём, упор мы делаем не столько на нравоучительных моментах, но и на исторических, дабы нам не заменить урок истории уроком Закона Божьего.

Третья «проблема» это раздел, посвящённый истории Индии и Китая. Во-первых, эти культуры далеки от христианских и их особенности весьма плохо усваивается учениками. Во- вторых, наш учебник выделяет только по 2 параграфа на каждую страну, что, несомненно, мало. Что делать? Не распыляться на мелочи. Я в своей работе делаю упор на обоснованную христианскую критику идеи реинкарнации, изучение принципов Конфуция и их сравнение с Десятисловием Моисея и Заповедями Блаженства, поиск не только отличий, но и общих черт. Дети должны дойти до мысли, что иные культуры не могут быть плохими просто по тому, что они иные.

Говоря о Древней Греции мы делаем упор на жизнь великих людей того времени: Александр Македонский, Перикл, Сократ, Солон и т.д. Почему? Пятиклашки хорошо воспринимают историю не как монолит, а как совокупность историй людей, событий, явлений. И изучая жизнь великих людей. Разбирая их нравственный образ, они учатся критически мыслить и видеть за частным общее.

Не забываем, что в Алесандрии была переведена Библия на греческий язык ( Он был выполнен в III—I веках до н. э. и известен под названием Септуагента). Здесь же говорим о Симеоне Богоприимце. По преданию, Симеон был одним из семидесяти двух учёных переводчиков, которым переводили Священное Писание с еврейского на греческий.

Изучение истории Древнего Рима тоже может стать «проблемой» для педагога. Рим дохрианский хорошо изучать через призму персоналий: Рэм и Ромул, Марк Брут, Вергилий, Цезарь и т.д. Дети хорошо это запоминают и у них складывается картина общей истории. Но, начиная с Октавиана Августа эта методика уже не может применяться постоянно. Именно с этого периода мы постоянно делаем отсыл к Священной истории и истории Церкви.

Отдельно обращаем внимание детей на правление Траяне и гонениях на христиан. Дети, кто носит имена мучеников первых веков готовят краткие доклады о житиях своих святых. Если позволит время, то можно почитать житие Игнатия Богоносца, которое очень хорошо иллюстрирует ту эпоху.

Не забываем сделать особый упор на правление царя Константина. Я бы предложила использовать житие святого царя. Для учителя, в качестве материала для подготовки к уроку можно использовать «Четыре книги Евсевия Памфила, епископа Кесарии Палестинской, о жизни блаженного василевса Константина».

 Итак, так ли велики «проблемы», которые стоят перед педагогом? Вовсе нет. Главное, на мой взгляд, избегать крайностей. Нельзя считать учебник Вигасина, ровно, как и любой другой учебник – достаточным материалом для изучения курса истории. Так же мы не должны полностью отказываться от учебника, называя его, если не еретическим, то точно неправославным. Да, мы должны на каком-то этапе ограждать детей от языческих идей, оккультизма и прочих идей, что противоречат православному богословию и нравственности. Но пятиклашки могут и должны учиться критически смотреть на то, что им предлагает мир, СМИ, интернет или даже автор учебника. Не всё, что видят они это истина в последней инстанции. Мы должны помочь детям найти разумный баланс между критическим мышлением, требованием доказательств и истинной верой и уроки истории в этом деле нам очень помогают.

Екатерина Горбенко,

 учитель истории и обществознания ЧОУ ТЕПСОШ

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.