25.08.2022 | Церковь и мир

Проект документа «Отношение Русской Православной Церкви к современным практикам экзорцизма»

Данный проект направляется в епархии Русской Православной Церкви для получения отзывов, а также публикуется с целью дискуссии на официальном сайте Межсоборного присутствия и на интернет-портале «Приходы». Возможность оставлять свои комментарии предоставляется всем желающим.

Проект документа создан комиссией Межсоборного присутствия по вопросам богословия и богословского образования.

Комментарии к проекту документа собираются аппаратом Межсоборного присутствия до 30 октября 2022 года.

Проект документа «Отношение Русской Православной Церкви к современным практикам экзорцизма»

Отношение Русской Православной Церкви к современным практикам экзорцизма

Церковь рассматривает одержимость злыми духами как особое состояние, которое по различным причинам, может быть попущено Богом. Без попущения Божия беснование, как и любые телесные и душевные немощи, не может прикоснуться к человеку. Вместе с тем, по словам преподобного Дорофея Газского: «Бог … желает … видеть нас столь благими, чтобы мы не хотели того, что Он делает попустительно»[1], поэтому как при телесных заболеваниях христиане прибегают к Таинствам Покаяния, Елеосвящения и Причащения, а также используют лекарства и врачебную помощь, так и в случае одержимости Церковь в особом молитвенном чинопоследовании просит Бога даровать здравие одержимому злым духом и смиренно предаёт исполнение прошения в руки Божии. Ошибочно утверждать, что бесноватый человек более грешен, чем другие люди.  Бог попускает беснование для осознания грехов и исправления человека.

Исторические основания практики экзорцизма

Практика экзорцизма, то есть запрещения (от греч. ἐξορκισμός), или изгнания, злых духов существует в Церкви со времени ее основания. Евангелие сообщает о многочисленных случаях изгнания Господом Иисусом Христом злых духов из людей. Изгоняли бесов и Его ученики: «Господи! И бесы повинуются нам о имени Твоем!» (Лк. 10: 17). После воскресения из мертвых Господь передал силу изгонять злых духов Своей Церкви: «Именем Моим будут изгонять бесов» (Мк. 16: 17).

С древнейших времен в Церкви живет сознание того, что с пришествием в мир Сына Божия победоносная борьба христиан силой Господа Иисуса Христа ведется «не против крови и плоти, но… против духов злобы поднебесной» (Еф. 6: 12). Священномученик Иустин Философ (II в.) пишет: «Иисус … родился по воле Бога и Отца ради верующих в Него людей и для сокрушения демонов. Это и теперь вы можете узнать из того, что происходит перед вашими глазами. Ибо многие из ваших, из христиан, исцеляли и ныне еще исцеляют множество одержимых демонами во всем мире и в вашем городе, заклиная именем Иисуса Христа»[2].

История чина экзорцизма

В Церкви с древнейших времён существовала традиция литургической молитвы об одержимых. В древней церковной письменности экзорцизм как явление и как особый чин упоминается в связи с важнейшими Церковными Таинствами: Крещением и Евхаристией. Уже в ранних христианских общинах существовало особое служение экзорцистов, обязанность которых состояла в чтении молитв над одержимыми[3].

Заклинательные молитвы являются неотъемлемой частью Таинства Крещения. В «Апостольском предании»[4] (III в.) и в «Огласительных поучениях»[5] святителя Кирилла Иерусалимского (IV в.) говорится о том, что над оглашенными, готовящимися ко Крещению, читались заклинательные молитвы. В ранних источниках упоминаются и некоторые элементы чина экзорцизма, такие как возложение рук, дуновение, помазание елеем, чтение молитв. Чин оглашения, предшествующий в настоящее время чину Крещения, включает запретительные молитвы, которые в древности читались над оглашенными неоднократно, на протяжении всего периода подготовки ко Крещению, а также запретительные молитвы с чином отречения от сатаны, сочетания со Христом и исповедания веры, некогда завершавшие период оглашения. С поздневизантийской эпохи эти молитвы произносятся подряд непосредственно перед Крещением.

В связи с Евхаристией экзорцизм упоминается в литургии «Апостольских постановлений»[6] (конец IV в.), в творениях святителя Иоанна Златоуста[7] (IV в.), в Ареопагитском корпусе[8] (V – VI в.) и в других источниках. Эти тексты сообщают, что в состав Литургии (после ектении об оглашенных) входили ектении об одержимых и о кающихся. Ектению об одержимых возглашал диакон, причём «Апостольские постановления» и святитель Иоанн Златоуст подчеркивают особую необходимость совместной молитвы всех верующих об одержимых. После ектении епископ (или пресвитер) читал молитву над одержимыми, затем их уводили. Вероятно, на эту практику указывает свидетельство, приведенное в «Древнем патерике» (IV-V вв.): «Пришёл однажды один бесноватый в Скит, и была о нём молитва в церкви …»[9].

Первоначально связанный с Литургией чин экзорцизма со временем выделился в самостоятельное последование. Чин заклинания злых духов присутствует уже в древних византийских евхологиях. В Евхологии Жака Гоара[10] содержатся два отдельных чина: первый состоит из псалмов, канона и молитвы, текстуально близкой к тайносовершительной молитве Елеосвящения; второй представляет собой собрание молитв, надписанных именами святителя Василия Великого (3 молитвы) и святителя Иоанна Златоуста (4 молитвы). Оба чина из издания Гоара были перепечатаны в греческом Малом Евхологии, с добавлением евангельского чтения (Мк. 5: 24-35) по 6-й песни канона. Этот же объединенный чин (без евангельского чтения) находится и в славянском Большом Требнике.

Чин экзорцизма имеется также в Требнике святителя Петра (Могилы) (1646 г.). Этот чин не связан с чином из Большого Требника, по структуре он зависит от латинского последования из «Rituale Romanum» (1614 г.), однако по содержанию это оригинальное сочинение, в котором максимально использованы компоненты греко-славянского происхождения. В практическом употреблении более распространенным нужно признать чин из Большого Требника, поскольку до переиздания в 1996 г., Требник святителя Петра (Могилы) представлял собой библиографическую редкость.

Современная практика экзорцизма в Поместных Православных Церквах

В настоящее время практика экзорцизма имеет различную степень распространения в Поместных Церквах, как явствует из официальных ответов, полученных от Поместных Церквей на направленный им Русской Православной Церковью запрос. Так, в Александрийском Патриархате, Антиохийском Патриархате, Элладской Православной Церкви, Польской Православной Церкви, Православной Церкви в Америке экзорцизм (за исключением крещального) не практикуется.

В других Церквах экзорцизм проводится с большими или меньшими ограничениями.

В Иерусалимском Патриархате нет специальных документов, регламентирующих использование чина экзорцизма, однако на практике он совершается (как правило, после Божественной Литургии) духовниками, избранными из числа опытных священнослужителей и официально поставленными на это служение Патриархом или епархиальным архиереем.

В Грузинском Патриархате обязательным условием для совершения чина является благословение правящего архиерея. Совершать чин экзорцизма разрешается как монашествующим, так и женатым священникам. Для совершения обряда используются чинопоследования, изложенные в грузинском Требнике Георгия Святогорца (XI в.) и в более поздних Требниках.

В Сербском Патриархате над страждущими от нечистых духов обычно совершается Таинство Елеосвящения; помимо этого, над одержимыми могут читаться также молитвы из Требника, молитвы святым Киприану и Иустине, преподобному Роману Синаиту, святителю Василию Острожскому.

В Румынском Патриархате в современном Требнике имеется чинопоследование экзорцизма, куда входят молитвы святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста. В 1990-е годы практика экзорцизма получила здесь широкое распространение, однако в настоящее время стала крайне редкой.

В Болгарском Патриархате экзорцизм практикуется также ограниченно.

В Кипрской Православной Церкви «Молитва от чародейства», имеющаяся в греческом Требнике, читается в храме святых Киприана и Иустины в д. Менико у мощей этих святых. В остальных местах Кипра практика чтения этой молитвы или иных подобных чинопоследований отсутствует.

В Православной Церкви Чешских земель и Словакии чин экзорцизма совершается; правящие архиереи благословляют совершать этот чин как монашествующим, так и женатым священникам. Обряд совершается по возможности соборно над одним недужным. Преимущественно используется чинопоследование из Требника святителя Петра (Могилы).

Проблемы, связанные с практикой экзорцизма

Следует констатировать, что в Русской Православной Церкви, как и в других Поместных Церквах, в настоящее время сформировалось весьма осторожное отношение к чину экзорцизма. Связано это во многом со злоупотреблениями со стороны как совершающих чин, так и лиц, участвующих в нем.

Злоупотребления совершающих в основном связаны с самочинным образом его исполнения, а иногда также и корыстными мотивами. В некоторых случаях при совершении чина экзорцизма болящие подвергаются унижению или психологическому насилию, что недопустимо. К злоупотреблениям этого вида относятся массовые «отчитки» с привлечением посторонних «зрителей», а также фото- и видеофиксацией с последующим публичным распространением записей и фотографий.

Злоупотребления участвующих в чине экзорцизма как правило заключаются в его неверном, магическом восприятии, когда исправление личной духовной жизни подменяется лишь участием в «отчитке». Распространенным злоупотреблением участников экзорцизма является ложное беснование, кликушество. 60-е правило Трульского Собора предписывает подвергать строгим церковным прещениям «лицемерно беснующихся».

Вместе с тем, необходимо учитывать, что злоупотребления, связанные с практикой «отчитывания», не являются следствием принципиальной ущербности или архаичности практики экзорцизма как таковой, и, следовательно, не являются поводом к ее упразднению. Необходимо иметь в виду, что оставление действительно одержимого человека без соответствующей духовной помощи может привести к тяжёлым для него последствиям, например, к отчаянию или даже самоубийству.

Условия правомерного применения чина экзорцизма

1. Совершитель чина экзорцизма

Совершителем чина экзорцизма может быть только епископ или священник, получивший на это благословение правящего архиерея.

26-е правило Лаодикийского Собора (364 г.) гласит: «Не произведенным от епископов не должно заклинать ни в церквах, ни в домах». Священнослужитель, желающий совершить чин экзорцизма, обязан получить на это письменное разрешение от своего правящего архиерея.

Церковь ожидает от совершителя экзорцизма высокой духовной жизни. Вместе с тем, священник запрещает бесам не своей силой и не своей властью, но силой Божией и властью, которая передана Церкви Богом. Прежде чем приступить к совершению чина экзорцизма, согласно Требнику святителя Петра (Могилы), священнослужитель должен подготовить себя постом, молитвой и богомыслием, также он должен сам исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин. Приступать к совершению чина совершитель должен со смиренным упованием не на свою силу, а на силу Божию, которая будет действовать через него, относящегося с любовью и состраданием к страждущему.

Ни экзорцист, ни его священноначалие (игумен монастыря и др.) не должны ожидать мзды за совершение чина.

Чтобы избежать самочиния в практике совершения экзорцизма, следует придерживаться уже имеющихся в Требниках древних чинов. Разъяснения по образу совершения чина даёт святитель Петр (Могила) в своём Требнике.

Совершитель чина экзорцизма должен обладать достаточным духовным опытом и осведомленностью для того, чтобы выявлять лиц, действительно нуждающихся в нём.

2. Лица, над которыми совершается чин экзорцизма.

Экзорцизм применяется только в случае бесовской одержимости. Необходимо отличать беснование от психического заболевания, психического расстройства и нездоровой религиозности.

Экзорцизм не должен применятся в случаях психических расстройств и заболеваний. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» говорится: «Представляется одинаково неоправданным как сведение всех психических заболеваний к проявлениям одержимости, что влечет за собой необоснованный чин изгнания злых духов, так и попытка лечения любых духовных расстройств лечением клиническими методами»[11]. В случае диагностированного психического заболевания христианин может и должен проходить лечение у профильных специалистов. В связи с этим священнослужителям рекомендуется ознакомление с основами психиатрии, чтобы при очевидной необходимости они могли направить нуждающегося в помощи прихожанина на консультацию к врачу-психиатру.

Недопустимо совершение чина экзорцизма над людьми, которые симулируют беснование и не являются одержимыми в действительности.

Не следует также смешивать одержимость злыми духами и одержимость страстями. Алкогольная, наркотическая зависимости или иные пагубные пристрастия, как и греховные страсти вообще, не являются непременно следствием одержимости. Экзорцизм не может стать заменой очищения от страстей путем покаяния и изменения собственной жизни, в том числе через участие в церковных Таинствах.

Недопустимо участие в чине экзорцизма людей с искаженными представлениями о духовной жизни, которые ложно изображают беснование.

Признаки беснования наблюдаются не всегда явным образом. Так, преподобный Паисий Святогорец пишет: «Бес… может притаиться в человеке и сидеть тише воды, ниже травы. А когда с ним борются с помощью Иисусовой молитвы, то ему становится тяжело, он возмущается…»[12].

Признаком беснования также может быть «боязнь святыни». В данном случае одержимый болезненно реагирует на соприкосновение со святыней (крестом, святой водой, мощами и др.). Однако «боязнь святыни» может быть связана и с психическими расстройствами.

Заключение

Тем верующим, кому чин экзорцизма необходим, как и тем, кто его уже прошёл, необходимо помнить, что христианское отношение к одержимости заключается в смиренном принятии воли Божией, в осознании своей греховности, в покаянии и изменении образа жизни. Только существенное изменение как внутреннего склада своей души, так и внешнего строя жизни способно привести к всецелому освобождению души от влияния темной силы. Благоволит Господь избавить человека после чина экзорцизма от одержимости или нет – это нужно принимать с должным смирением и благодарностью к Богу.


[1] Дорофей Газский, прп. Поучения. 14
[2] Иустин Философ, сщмч. Вторая апология. 6
[3] Болотов В.В. Лекции по истории Древней Церкви. СПб., 1913. Т. 3. С. 154.
[4] Апостольское предание. 20-21.
[5] Кирилл Иерусалимский, свт. Поучение предогласительное. 9, 13-14.
[6] Апостольские постановления. VIII 6-7.
[7] Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Второе послание к Коринфянам.  18; Беседы на Евангелие от Матфея. 71; и др.
[8] О церковной иерархии. 3. 2.
[9] Древний патерик. 19. 4
[10] Одно из самых авторитетных собраний восточных литургических текстов, изданное в XVII в. Ж. Гоаром
[11] Основы социальной концепции РПЦ. ХI 5.
[12] Паисий Святогорец, прп. Духовная борьба. М., 2009. Т. 3. С. 238-239.

Prichod.RU

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.