27.09.2022 | Епархия

Престольный праздник Воздвижения Креста Господня почтили в с. Новом Конаковского благочиния 

27 сентября Церковь торжественно встретила праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Этот праздник относится к числу двунадесятых, т.е. важнейших праздников в Православии, и дни, следующие за ним, до самого дня отдания праздника (4 октября) в литургической традиции именуются днями попразднства. До дня отдания Святой Крест, вынесенный из алтаря накануне праздника, находится в храме и доступен для поклонения каждому христианину.

27 сентября митрополит Тверской и Кашинский Амвросий посетил Крестовоздвиженский приход в с. Новом Конаковского района. В престольный день архипастырь совершил в храме Божественную литургию. Архиерею сослужили: благочинный Конаковского церковного округа протоиерей Пётр Дубяго, настоятель церкви священник Сергий Гонцов, настоятель храма в честь преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле г. Москвы, настоятель  храма-подворья в честь иконы Божией Матери «Всецарица» в д. Щёлково Тверской области протоиерей Василий Биксей, ключарь Спасо-Преображенского собора г. Твери священник Сергий Будков. 

На богослужение престольного дня собрались прихожане и гости прихода, среди них — глава Вахонинского сельского поселения О.В. Селина.

За богослужением пел юношеский хор воспитанников Конаковской хоровой школы под руководством Петра Зотова. 

После Евангелия о распятии Господа Иисуса Христа митрополит Амвросий обратился с проповедью:

Мы все понимаем, что в мире творится зло и неправда. И мы знаем, что так было всегда, во всю историю падшего человечества. Не за всякое зло мы ответственны, не о всяком зле у нас есть возможность даже сказать вслух. Часто мы не знаем, как поступать и что говорить. Но если мы действительно христиане, то мы должны быть проводниками добра и правды в мире. Добро — это не абстракция, а наши действия по отношению к другим. Правда — это не столько наши слова, сколько наше стремление стать солью и светом для этого мира. Правда — это слово о Кресте Христовом, на котором Бога распяли люди. На котором Бог позволил людям Себя распять, чтобы спасти мир. 

Бог проявил Свое смирение, Свою немощь перед обозлившимися людьми. И это исправило гораздо большее количество людей, это изменило мир гораздо сильнее, чем если бы Он не оставил бы камня на камне от Своего города; но Он был в нем распят. Много городов были разрушаемы за всю историю человеческого рода, много было славных побед и ратных подвигов, но ничто из этого не повлияло на мир так, как смирение Бога, позволившего Себя распять на кресте. Такими должны быть и мы, христиане. Мы немощны, и мы это знаем. Но эта немощь может стать нашей силой, если мы перепоручим ее Богу. Если мы, сами ничего не способные исправить, доверим это исправление Ему. Если мы, разобщенные и потерянные в мире, станем действительно Его телом, Его руками, Его голосом, позволим Ему в нас действовать и Ему за нас говорить. 

На богослужении были вознесены особые прошения и молитва о мире.

По заамвонной молитве был совершён крестный ход.

После крестного хода было совершено поклонение Святому Кресту. 

Митрополит Амвросий поздравил всех с двунадесятым праздником Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня и напутствовал словом:

Сегодня все наши мысли о Кресте — о Кресте Господа нашего и, конечно же, о кресте каждого из нас. Нам иногда кажется, что наш жизненный крест является непосильным. Мы, немощные и слабые люди, действительно можем переживать, чувствовать и думать так. Но одновременно мы, как люди верующие, должны осознавать и понимать, что наш жизненный маленький крест составляет маленькую частичку величественного Креста Господня, на котором Он, взяв грехи всего человечества, и прежде жившего, и жившего при его земной жизни, и тех людей, которые живут после Его Крестной смерти и распятия, пригвоздил эти грехи ко Кресту и соделал частью Своего жертвенного Искупления. Поэтому всякий раз, когда мы чувствуем, что нам тяжело, нам нужно попытаться осознать свою причастность к тому Кресту Христову, который мы лобызаем, чествуем и почитаем. И только тогда, когда мы ощутим всем сердцем своим и всем умом своим то, что мы привиты к этому Кресту, а вмести с ним и ко Христу, — тогда наш крест покажется нам совсем легким, или даже, если он продолжит нам казаться тяжелым, вместе со Христом мы поймем, что сможем всё пережить, всё преодолеть и достойно понести его через всю свою жизнь к той вечной пристани и гавани, в которую устремляется сердце верующего человека.

Я поздравляю вас с праздником Честного и Животворящего Креста Господня, благодарю вас за сослужение, за молитвы, за пение. Отца настоятеля благодарю за заботу об этом святом храме. Отмечу, что в нем очень чисто и чувствуется заботливая хозяйственная рука. Вам по моему благословению предстоит привести в порядок и оставшиеся приделы, которые довольно большие и требуют серьезного и кропотливого восстановления. Возможно, это работа не на один год, тем более что тщательная грамотная работа всегда требует и средств и времени. Но я верю, что с помощью Божией и добрых людей вы обязательно справитесь. А людей, прихожан ваших и всех, кто здесь живет или приезжает сюда, я прошу помогать в этом отцу настоятелю.

Иногда мне, как архиерею, приходится получать какие-то странные мнения о том, что лучше всё оставить как есть. Пусть, значит, всё разрушается дальше? Считаю, что это не конструктивный и не христианский подход. Это свидетельствует об отсутствии любви к храму. Так могут говорить только атеисты, которые в свое время вешали таблички «Охраняется государством» на закрытые, разрушающиеся храмы, и пока они разрушались, считалось, что тот или иной древний храм «охраняется». А как только добрая рука Церкви касалась этого храма с целью исправить, воссоздать и вновь вернуть благолепие, тут же начинались какие-то возмущения, нестроения со стороны людей нецерковных, не понимающих сути церковной жизни и не понимающих сути вообще того, что для нас представляет наше культурное наследие, нашу красоту и любовь. А она не в руинах и не в камнях. Она в том, чтобы нам попытаться вернуть былую славу Святой Руси, былую славу того, что было создано трудами, верой и средствами наших богатых и духовно и материально предков. 

Вот такое благословение нам выпадает сегодня, во времена относительных свобод, в сложные времена и материально, и духовно, и морально. Но во всякое время, которое нам Господь дает как время свободное, мы вполне можем делать то, что можем. Так было в начале 90-х годов, так продолжается и сейчас. Дай Бог, чтобы хотя бы часть того богатейшего, невероятно богатейшего наследия Тверской земли, которое, к сожалению, в большинстве своем безвозвратно уже потеряно, хотя бы эта маленькая часть верой, молитвой, трудом и средствами вашими была вновь возвращена к жизни. Такое пожелание и такое благословение я адресую вам в этот день, дорогие мои. Силою Честного и Животворящего Креста Своего Господь да сохранит вас от всякого зла и дарует мир, единство, взаимопонимание и горячую молитву, в которой сегодня мы так сильно нуждаемся.

Во внимание к трудам на благо Крестовоздвиженской церкви архипастырь вручил Архиерейские благословенные грамоты II степени помощникам настоятеля по приходской деятельности.

Завершая богослужение, митрополит благословил всех, кто молился за Божественной литургией.

По окончании Божественной литургии в сопровождении благочинного Конаковского церковного округа протоиерея Петра Дубяго и настоятеля храма священника Сергий Гонцова архипастырь осмотрел храм и два боковых придела — в честь великомученика Димитрия Солунского и апостола Иоанна Богослова. Архипастырь благословил также установку на территории храма креста в память о гонимых в годы правления советской власти христианах.  

Справочная информация:

***

На месте нынешней Крестовоздвиженской церкви находилось кладбище, на котором построили деревянную однопрестольную со звонницей Крестовоздвиженскую церковь в 1651 году.

Дважды деревянный храм горел. Третий храм построили каменный.

Руками прихожан было изготовлено 2,5 миллиона кирпичей. Привезено из Старицы на плотах и барках 150 кубометров белого камня. Рыли котлован, возили песок, помогали мастерам тесать камень. Поднимали на стены кирпич и раствор. Каждый двор в течение всех лет строительства вносил определенное количество куриных яиц, так как для крепости кладки кирпича замес раствора делали на яйцах. Деньги собирали, главным образом, на оплату артели строителей, иконописцев, мастеров, изготовлявших иконостасы.

Значительную сумму денег пожертвовал владелец села граф Н.П. Шереметев. Строительство велось быстрыми темпами, и 27 сентября (новый стиль) 1800 года епископ Павел (Зернов) освятил главный престол в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Обустройство приделов растянулось на долгие годы. Свод и стены главного храма были расписаны в 1843 году. 

Для расширения храма северный и южный приделы были полностью разобраны, а взамен построено новое помещение, разделенное на два придела. В обновленном храме на праздничных службах довольно свободно размещалось до двух тысяч прихожан. Храм смотрится как единое строение, сочетающее в себе элементы раннего классицизма с приемами русской церковной архитектуры XVII века. 

В конце XIX и начале XX веков в церкви были произведены крупные реставрационные работы.   

В послереволюционные годы храм не закрывался, но и не ремонтировался. Денег на отопление, текущие ремонтные работы не было. Здание ветшало, полы, иконостас северного придела разрушились.

Косметические и ремонтно-восстановительные работы начались с середины восьмидесятых годов. В 1991 году на звонницу были подняты колокола. В июне 1995 года на куполах храма засияли золотые кресты. К празднованию 200-летия восстановлена часовня, подведен газ, смонтирована отопительная система для левого и правого приделов.

Крестовоздвиженская церковь является памятником архитектуры. Это накладывает определенную ответственность и ограничения на производство работ. 

В 2017–2020 годах — отреставрирован и позолочен в Москве старинный напрестольный крест 1780 года; построено здание воскресной школы — трапезной; обустроена южная паперть с сенью; полностью закреплена, очищена живопись в центральном алтаре; производились работы по укреплению, расчистке живописи в западной части храма, в том числе на своде; полностью демонтированы полы главного алтаря и центральной части храма. Были произведены и другие, в том числе реставрационные, работы.     

Работы по благоукрашению храма, прихрамовой территории ведутся и продолжаются по мере поступления средств.

Проводятся работы по подготовке храма к реставрации. Получены заключения и предложения от иконописной мастерской «Киноварь» и ведущего специалиста ЦРНПМ по живописи и реставрации г. Москвы.

На приходе налажена работа по обеспечению малоимущих граждан необходимыми вещами. Всё необходимое выдается нуждающимся, в том числе малоимущим, многодетным семьям, одиноким и престарелым людям. На приходе действует воскресная школа.

Пресс-служба Тверской епархии

Фотогалерея

Смотреть все фото
Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.