27.09.2022 | Вера

Символ радости и скорби

Сегодня мы все взираем на Крест нашего Господа. На крест, который долгое время для человечества был орудием пыток, символом бесчеловечных страданий и смерти. А для нас, христиан, стал символом любви, символом Жертвы Сына Божиего за каждого из нас, символом победы над смертью. В Кресте Господнем соединено множество смыслов, значений, глубины чаяний людей, верующих в Бога. Через Крест мы соединились с Богом и восстановили некогда порушенную грехопадением связь человека и Творца. Мы не знаем, почему Бог выбрал Крест. Но раз Он его выбрал, значит, в этом сокрыта некая величественная тайна нашего спасения. 

Бог чаще всего говорит с нами на языке символов, мы знаем это и из Ветхого Завета, и из Завета Нового. Господь часто доносил мысли о Царствии Небесном и о Себе Самом через притчи, которые тоже являются символом. Наверное, это потому, что нам довольно сложно воспринимать прямые указания. Наверное, еще и потому, что прямые указания не заставляют нас думать самих, не дают нам возможности осмыслить, пропустить через призму своего жизненного и духовного опыта, примерить на себя то, о чем говорится. А символ — он гораздо более емкий, чем любое слово. Очевидно, Господь хочет, чтобы мы научились думать самостоятельно, а не просто бездумно следовали каким-либо указаниям, ведь именно за такое бездумное и упорное следование Он обличал фарисеев. 

Мы видим Крест и вспоминаем древо, которое росло посреди Рая и которое стало поводом ко грехопадению. Мы вспоминаем и ветхозаветного змия, которого вознес Моисей в пустыне по пути в Землю Обетованную. Мы вспоминаем и явную коннотацию, связанную со страданиями. И мы верим, понимаем и чувствуем, что Крест этот стал орудием нашего спасения. И всё это заставляет нас задуматься и начать искать ответ на вопрос о жизни и смерти, о Боге и человеке — в себе самих. В собственных чувствах, опыте страданий и радости, опыте богообщения и богооставленности. И каждый найдет свой собственный ответ. И для каждого найденный им самим ответ будет наиболее точным. 

Крест — это символ радости, но и символ скорби. Жизнь наша наполнена скорбями, несмотря на то, что мы чаем воскресения мертвых и лучшей участи. Мы все ощущаем чувства потерянности, разочарования, страха и неуверенности и в последние дни, и в последние годы вообще. В годы, когда одно печальное или страшное событие перекрывается следующим — еще более страшным и грозным. Многие боятся, многие растеряны, многие унывают. И в самом высоком смысле Крест Христов должен стать для нас точкой опоры в столь шатком и непредсказуемом мире. Он должен напоминать нам о том, что, несмотря на все наши страхи, Бог с нами. Он с нами не просто образно, не просто для успокоения или самообмана. Бог с нами до такой степени, что ради нас Он взял на Себя наши страдания, о чем нам и напоминает Крест Христов.

А значит, нам стоит доверить Ему и свои скорби, и свои страхи. Он знает о них, и только Он Один может помочь нам с ними справиться. Ведь если Он наш заступник, наша сила, наша радость, наше мужество — что может поколебать нас? Если Он хочет помочь нам — а Крест говорит нам о том, что Он хочет, — что же может Ему помешать? Только мы сами, если перестанем Ему доверять свои жизни, делиться с Ним своим смятением, перепоручать Ему свою волю, свои страхи, свои надежды, свою боль. 

Мы все понимаем, что в мире творится зло и неправда. И мы знаем, что так было всегда, во всю историю падшего человечества. Не за всякое зло мы ответственны, не о всяком зле у нас есть возможность даже сказать вслух. Часто мы не знаем, как поступать и что говорить. Но если мы действительно христиане, то мы должны быть проводниками добра и правды в мире. Добро — это не абстракция, а наши действия по отношению к другим. Правда — это не столько наши слова, сколько наше стремление стать солью и светом для этого мира. Правда — это слово о Кресте Христовом, на котором Бога распяли люди. На котором Бог позволил людям Себя распять, чтобы спасти мир. 

Бог проявил Свое смирение, Свою немощь перед обозлившимися людьми. И это исправило гораздо большее количество людей, это изменило мир гораздо сильнее, чем если бы Он не оставил камня на камне от Своего города; но Он был в нем распят. Много городов были разрушаемы за всю историю человеческого рода, много было славных побед и ратных подвигов, но ничто из этого не повлияло на мир так, как смирение Бога, позволившего Себя распять на кресте. Такими должны быть и мы, христиане. Мы немощны, и мы это знаем. Но эта немощь может стать нашей силой, если мы перепоручим ее Богу. Если мы, сами ничего не способные исправить, доверим это исправление Ему. Если мы, разобщенные и потерянные в мире, станем действительно Его телом, Его руками, Его голосом, позволим Ему в нас действовать и Ему за нас говорить. 

Давайте помолимся, да дарует нам Господь благодать Духа Своего Святого, даст нам христианское мужество и веру в Его Промысел о нас. Помолимся, чтобы Господь позволил нам доверять Ему Одному свое существование. И о том, чтобы Он действовал через нас, а нас научил быть достойными этого действия.

Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 27 сентября 2022 года. Воздвижение Креста Господня. Крестовоздвиженский храм в с. Новом (Свердлове), Тверская область.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.