13.01.2023 | Церковь и мир

Митрополит Амвросий: «Я общался с несколькими людьми, знавшими преподобного Паисия лично»

13 января Церковь совершает отдание праздника Рождества Христова. Отдание — это последний день попразднства. Церковь предлагает еще раз вспомнить о нём и обратиться к его духовному смыслу. Попразднство Рождества Христова длилось шесть дней — так Церковь подчеркивает особую значимость этого события. Сегодня последний день в году, когда на богослужении в храме был пропет рождественский тропарь «Рождество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом богопознания…». Но продолжаются святки — «святые дни». Это время, когда принято дарить подарки, навещать одиноких, больных, немощных, нести всем людям радость.

13 января, в день отдания праздника Рождества Христова, день памяти преподобного Паисия Святогорца, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий посетил приход в честь Казанской иконы Божией Матери в Медном Калининского района. Архипастырь совершил в церкви Божественную литургию. Ему сослужили: благочинный IV Тверского церковного округа протоиерей Александр Хомяк, протоиерей Даниил Алыев, и.о настоятеля временного кафедрального Воскресенского собора иеромонах Агапит (Евдокимов), руководитель административного секретариата священник Сергий Будков, настоятель храма священник Владимир Кадочников. Диаконский чин возглавил диакон Иоанн Зорин. 

К празднику Рождества Христова настоятель священник Владимир Кадочников и прихожане украсили храм наряженными елками, установили вертеп. 

За богослужением молились ктитор, паломники и прихожане Казанской церкви.

За Литургией пел хор храмового комплекса Новомучеников и исповедников Российских с. Санино под руководством Ильи Капрелянца. Этот хор украшает своим пением самые значимые события в жизни Тверской митрополии. Он принимал участие в торжествах в Калязине в прошлом году, в Нило-Столобенской пустыни и в Борисоглебском монастыре в этом году. 

После Евангельского чтения митрополит Амвросий сказал проповедь о преподобном старце Паисии Святогорце

Я общался с несколькими людьми, знавшими преподобного Паисия лично. Среди них трое — ушедшие уже ко Господу митрополит Черногорский Амфилохий, епископ Афанасий (Евтич) и ныне здравствующий владыка митрополит Черногорско-Приморский Иоанникий. Еще один человек, которого я знаю, с детских лет посещал келью Преподобного. Он довольно молодой, но помнит прикосновения святого к своим волосам. 

Прочту воспоминания о нем его ученика, тоже святого человека, митрополита Черногорского Амфилохия. Представьте себе строгого иерарха, пережившего ужасы бомбежек своей страны, чрезвычайно гостеприимного, но сдержанного на слова, с огненным взором и твердого в вере, как скала. И вот что пишет такой человек, вспоминая своего учителя:

«Мы закончили Литургию, и старец Паисий приготовил пищу: рис, помидоры, которые росли у него в огороде, и хлеб, который он делал сам. Он наполнил мою тарелку, а в свою положил очень мало еды. Я протестовал, говоря, что неправильно, что он должен есть как аскет, а я — как гурман. Он же сказал мне:

— Разве ты не монах? Если монах, то должен подчиняться. Ты просто упрямый черногорец. Вот мой Баюм послушнее тебя.

Я с удивлением спросил его, кто такой Баюм, так как знал, что у него нет послушника. Он показал мне на розовый куст, который сам же он и посадил. Он подошел к кусту и сказал:

— Ну же, Баюм, пусть этот упрямый Амфилохий из Черногории поймет, что такое настоящее послушание. 

И из рыхлой почвы у подножия куста вылезла лягушка. Я говорю вам то, что видел собственными глазами. Тогда старец Паисий вполне серьезно сказал лягушке:

– Вернись теперь, Баюм, на место и вечером иди помолиться.

Я удивился всему увиденному и спросил, что за молитву делает Баюм. И он объяснил мне, что лягушка эта ходит по ночам перед большим деревянным крестом, который стоит возле кельи старца, и делает свою распевку. Я опешил и сказал себе: “Старец надо мной смеется. О каком лягушачьем пении он говорит?”

Вечером того же дня я видел, как лягушка на закате, стоя перед крестом, громко квакала».

Вот таким удивительным, необычным и безусловно святым человеком был преподобный Паисий, которого, как и многих древних святых, о которых мы читаем в житиях и патериках, слушались и звери. Только святой Паисий жил совсем недавно — уже во время сотовых телефонов и компьютеров. Помолимся же Преподобному, да вознесет он свои молитвы о нашем многострадальном времени.

На сугубой ектении были вознесены особые прошения о мире. Архипастырь прочитал молитву о восстановлении мира и об Отечестве. На сугубой ектении, на Великом входе и по преложении Святых Даров были помянуты ктитор храма и все принявшие участие в его воссоздании. 

Вынимая частицу из просфоры во время пения Херувимской песни, митрополит Амвросий произнес особую покаянную молитву о мире:

Господи Иисусе Христе Боже наш, приими жертву сию в оставление всех грехов и беззаконий наших, имиже раздражихом Твое человеколюбие и прогневахом Твою благость: и отврати от нас весь гнев Свой, праведно движимый на ны, и утиши вся крамолы и нестроения, и раздоры ныне сущия, и кровопролития, и междоусобную брань утоли, и подаждь мир и тишину, любовь же и утверждение и скорое примирение людем Твоим, ихже честною Твоею искупил еси кровию, славы ради имене Твоего, утверждения же и укрепления Церкве Твоея Святыя.

Архипастырь помолился о гонимых на Украине христианах — архипастырях, пастырях, монашествующих и мирянах Украинской Православной Церкви и помянул об упокоении приснопамятных схимитрополита Ювеналия (Тарасова), архимандрита Павла (Груздева), протоиерея Иоанна и Марию Чорногуз, новопреставленного протоиерея Богдана Сойко, а также всех православных убиенных в нынешней брани воинов и мирных жителей. 

По заамвонной молитве было совершено славление праздника Рождества Христова.

По окончании Литургии митрополит Амвросий поздравил молящихся с праздником Рождества и днем памяти преподобного Паисия Святогорца, поблагодарил настоятеля за благолепие храма, а ктитора, хор и прихожан за молитву.

Справочная информация:

Казанская церковь в Медном построена в 1764 г., каменная, престола три: главный, холодный, — Казанской иконы Божией Матери, придельные, теплые: правый — святителя Николая, левый — преподобного Сергия Радонежского.

Расположена на высоком правом берегу Тверцы, в центральной части села, и служит архитектурной доминантой в его панораме. Северным фасадом церковь обращена к реке, южным — к старому тракту Москва — Петербург. Существующая церковь построена вместо деревянной в 1761–1773 гг. 

В 1761 г. на месте сгоревшей церкви на пожертвования добрых людей было начато строительство новой, кирпичной. Строительство храма было в основном закончено в 1764 г., когда 4 сентября состоялось освящение теплых приделов «во имя Николая и Сергiя Чудотворцевъ преосвященнымъ Гаврiиломъ епископомъ» и трапезной. Известный ученый профессор П.С. Паллас, проезжая в 1768 г. через село, любовался каменным храмом, крытым медными листами.

Основной престол был освящен 22 октября 1773 г., когда были завершены все отделочные работы.

В начале XIX в. по проекту губернского архитектора А.А. Трофимова сооружен третий ярус колокольни (восьмерик с арочными проемами звона). В l-й пол. XIX в. фасады храма сильно переделаны: срублена значительная часть первоначального декора, изменена форма окон.

В 1852–1854 гг. по проекту губернского архитектора И.Ф. Львова на средства тверского купца Н.И. Зверькова возведена новая трапезная с приделами прежнего посвящения. Во 2-й половине XIX в. колокольню надстроили шатром. В начале XX в. с юго-запада сделана пристройка, заполнившая угол между колокольней и трапезной. В 20-х гг. ХХ в. храм был расписан, а в 1929 г. храм закрыли. Последний священник, Владимир Иванович Сабинин, был расстрелян в 1937 г.

В 1930-е гг. пытались взорвать колокольню храма, но она устояла. Тогда было принято решение ее разобрать. Под руководством М. Быкова и И.Г. Ларионова высокую колокольню разобрали, колокол и крест сняли. Золото с церковной утвари смывали и сдавали в фонд государства. Из кирпича разобранной колокольни построили жилье на земле погоста, где еще сохранялись могилы односельчан. Были разрушены и обе часовни. В храме с 1935 г. стал функционировать клуб.

В годы войны в куполе храма были сделаны жилые помещения для эвакуированных ленинградцев. 

После войны здание церкви начали переделывать. По словам очевидцев, фрески на стенах закрашивали, однако на следующий день они проступали вновь и лики святых укоризненно смотрели на пришедших в храм для развлечений. Люди не хотели ходить в «храм-клуб». Тогда фрески были просто сбиты до камня. В 1930–1950-е гг. были утрачены два верхних яруса колокольни с шатром и глава храма, с северной стороны сделаны пристройки, окна заложены или растесаны.

В 1991 г. в храме возобновились богослужения. Верующие собирались еще до назначения в приход священника, читали акафисты, совершали крестные ходы вокруг храма.

16 августа 1997 г. в храм был назначен священник Пётр Гайдук. 5 октября был отслужен первый молебен.

18 июня 2002 г. настоятелем прихода Казанского храма был назначен священник Игорь Седов. В ту пору службы проходили в сторожке, а в храме находился сельский клуб. Усилиями настоятеля прихода, директора клуба и прихожан здание храма было в скором времени передано приходу. 

Начиная с 2002 г. при храме вновь была построена колокольня, разобраны и демонтированы все лишние постройки, заменены окна, двери, демонтирован деревянный пол, залит бетонный, проведено отопление, оштукатурен и покрашен храм изнутри и снаружи, восстановлена кладка храма, заменена полностью кровля, установлены шатры храма и купола, установлены мраморные подоконники на окнах, летний придел был украшен мраморным полом из двух видов мрамора, установлены два иконостаса в зимних приделах. 

4 ноября 2020 г., в день памяти Казанской иконы Божией Матери, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил праздничную Божественную литургию. Это была первая Литургия в главном алтаре храма после его восстановления.

В Светлый понедельник, 3 мая 2021 г., митрополит Амвросий вновь совершил Божественную литургию. 

К празднику Святой Пасхи храм преобразился: центральная часть храма была полностью расписана, в ней установили великолепный иконостас.

После богослужения митрополит Амвросий освятил новое помещение трапезной. 

14 июля от последствий, вызванных новой коронавирусной инфекцией, на 46-м году жизни отошел ко Господу настоятель Казанского храма в д. Медное Калининского района протоиерей Игорь Седов.

16 июля в Казанской церкви прошла заупокойная Литургия, по окончании которой состоялось отпевание и погребение почившего настоятеля. Литургию иерейским чином и отпевание совершил митрополит Тверской и Кашинский Амвросий.

21 июля, в день памяти Казанского образа Пресвятой Богородицы, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил Великое освящение центрального престола и Казанской церкви в Медном. 

Указом митрополита Тверского и Кашинского Амвросия от 17 апреля 2022 г. настоятелем Казанского храма стал иерей Владимир Кадочников

В Великий Вторник, 19 апреля 2022 г., вечером митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил в храме Великое повечерие и утреню Страстной Среды и представил прихожанам нового настоятеля. 

Казанский храм полностью расписан менее чем за два года. В нем установлены великолепные иконостасы, приобретена вся необходимая церковная утварь.

В Неделю 4-ю по Пятидесятнице, в день обретения мощей преподобного Амвросия Оптинского, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил Великое освящение северного, в честь преподобного Сергия Радонежского, и южного, в честь святителя Николая, приделов трапезной части храма и в Сергиевском приделе Божественную литургию. 

Пресс-служба Тверской епархии

Фотогалерея

Смотреть все фото
Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.