22.06.2023 | Церковь и мир

Методические рекомендации для авторов-составителей гимнографических текстов в честь новоустановленных богослужебных памятей

СИНОДАЛЬНАЯ БОГОСЛУЖЕБНАЯ КОМИССИЯ

Русской Православной Церкви

«Методические рекомендации для авторов-составителей гимнографических текстов в честь новоустановленных богослужебных памятей».

I. Общие указания

  1. Автору-составителю новых гимнографических текстов следует тщательно изучить церковнославянский язык, уверенно ориентироваться в богослужебных книгах Православной Церкви, хорошо знать (вплоть до свободного цитирования по памяти) церковнославянский текст Псалтири, Евангелия, Апостола, важнейших богослужебных песнопений Минеи, Триоди и Октоиха.
  2. Прежде, чем приступить к написанию новой службы в честь того или иного святого или той или иной чудотворной иконы Божией Матери, автору необходимо внимательно ознакомиться с житийным повествованием о святом или сказанием о чудотворной иконе.
  3. Наиболее важные факты из жития святого должны находить свое отражение в тексте службы.
  4. Отдельные песнопения, следующие друг за другом, не должны повторять одну и ту же мысль, но должны последовательно раскрывать образ святого.
  5. Авторам-составителям песнопений следует опираться на древние гимнографические образцы, содержащиеся в Минее.
  6. Для облегчения дальнейшей редактуры текста и работы с ним использованные при составлении песнопений образцы должны быть явным образом указаны в примечаниях к отдельным песнопениям.
  7. Очень желательно как можно более широкое использование в гимнографии цитат из славянской Библии.
  8. В составляемых богослужебных текстах должны присутствовать следующие аспекты: догматический, исторический, нравственный, панегирический и молитвенный.
  9. При составлении текстов следует с осторожностью использовать образцы гимнографии, которые являются «калькой» с греческого языка, а также архаические славянские слова и словосочетания. Порядок слов и предложений должен легко восприниматься на слух. В тех случаях, когда одна и та же мысль может быть сформулирована по-церковнославянски различными способами, следует выбирать форму, более близкую к современному русскому языку
  10. При составлении богослужебных текстов не следует увлекаться протяженностью и излишним многословием.
  11. Гимнографические тексты должны быть благозвучны, иметь соответствующее строение и ритмику. Мелодическое и смысловое ударения должны совпадать.

IΙ. Состав службы

  1. Служба может иметь различный состав — от минимального до максимального. Следует иметь в виду, что службы многим древним святым, в том числе очень почитаемым, часто весьма лаконичны.
  2. Минимальный состав песнопений, еще не являющийся полноценной службой, но уже имеющий практическое значение — отпустительный тропарь и кондак.
  3. Исходя из потребностей богослужебной практики, написание службы должно начинаться с составления тропаря, кондака и молитвы.
  4. Следующий этап — написание полноценной службы. Минимальный состав такой службы, помимо уже написанных ранее тропаря и кондака, — цикл стихир на «Господи, воззвах» и канон с седальном по его 3-й песни.
  5. Другие части службы, в порядке возрастания статуса богослужебной памяти: славники у всех стихир [= «шестеричная» служба]; циклы стихир на стиховне вечерни и на хвалитех утрени, а также седальны по кафизмах утрени [= «славословная» служба]; седален по полиелее и стихира по 50 псалме [= «полиелейная» служба; также необходимо указать паремии на вечерне]; полный цикл песнопений малой вечерни и стихиры на литии [= «бденная» служба].
  6. При службах, начиная с полиелейной, допустимо написание второго канона утрени.
  7. Особые прокимен, Апостол, аллилуия и Евангелие на литургии могут быть указаны при любой службе, но начиная со славословной — обязательно.

IΙΙ. Гласово-мелодическое оформление службы

При составлении служб следует понимать, что песнопения — это тексты, предназначенные для пения, даже если в повседневной практике они обычно читаются (как, например, подавляющее большинство канонов). Святые отцы древности, создавшие тот обширный корпус гимнографических произведений, который используется в Православной Церкви доныне, ни в коем случае не забывали о музыкальных аспектах их исполнения. Одни песнопения получали свои уникальные мелодии, другие сопровождались указаниями об использованных при создании этих песнопений мелодических образцах.

Также необходимо учитывать разницу в осмыслении понятия глас в древней церковной музыке и в современном обиходном пении Русской Православной Церкви. В последнем гласы, фактически, сводятся к наборам вполне конкретных мелодий; в древней церковной музыке понятие гласа было существенно шире и подразумевало, скорее, общую окраску самых разнообразных мелодий в рамках одного гласа, достигавшуюся за счет использования определенных музыкальных ладов или наборов попевок.

При этом гимнографами древности гласы не использовались по собственному произволу, что легко можно увидеть, внимательно ознакомившись с гласовым оформлением служб Минеи, составленных еще в византийский период. Общие принципы мелодического и гласового оформления служб таковы:

  1. Следует строго различать понятия самогласна и подобна. Самогласны имеют (вернее, должны иметь; в практике это в значительной мере утрачено) собственную мелодию, подобны исполняются на мелодию некоего образца — самоподобна.
  2. Из предшествующего прямо следует, что самогласны имеют более высокий статус, чем подобны. Это проявляется, в том числе, в том, что славники — ни на «Господи, воззвах», ни на стиховне и проч., — никогда не пишутся на подобен (исключение — подобен «Доме Евфрафов», о котором будет сказано ниже).
  3. В отличие от славников, рядовые стихиры на «Господи, воззвах» и на хвалитех преимущественно пишутся на подобны. Лишь у самых значимых праздников и памятей рядовые стихиры на «Господи, воззвах» также являются самогласнами.
  4. Рядовые стихиры на «Господи, воззвах», за очень редкими исключениями, пишутся циклами по 3 стихиры. Все стихиры цикла должны иметь один подобен, а следовательно — исполняться на одну мелодию и иметь один и тот же размер текста.
  5. Стихиры на стиховне вечерни также могут образовывать цикл из 3 стихир на один и тот же подобен. Однако встречаются и такие службы, где стихиры на стиховне являются самогласнами. Это связано с тем, что собственные стиховные стихиры на вечерне могут иметь лишь святые, отмеченные в Типиконе знаком красного цвета, то есть их служба имеет более праздничный статус, чем у других святых. Если стиховные стихиры не имеют подобна, они могут иметь каждая свой собственный глас. Тем же принципам следуют стихиры на хвалитех. 
  6. Стихиры на литии, как признак всенощного бдения, то есть максимально торжественной службы, в древних службах всегда бывают самогласнами[1] и не образуют никаких циклов; каждая стихира — сама по себе[2].
  7. В некоторых случаях подобны на «Господи, воззвах» (редко) и на хвалитех (чаще) образуют цикл не из 3, а из 4 стихир.
  8. Для стихир на «Господи, воззвах» преимущественно используются следующие подобны:
    1. в 1 гласе — «Небесных чинов» и «Всехвальнии [вариант названия: Прехвальнии] мученицы». В службах чудотворным иконам Божией Матери возможно использование подобна «О дивное чудо»[3];
    2. во 2 гласе — «Киими похвальными венцы», «Егда от древа». ВНИМАНИЕ: подобен «Доме Евфрафов» никогда не используется для стихир на «Господи, воззвах»;
    3. 3 глас крайне редко используется для рядовых стихир на «Господи, воззвах» в службах святым;
    4. в 4 гласе — «Званный свыше [вариант названия: Свыше зван быв]», «Дал еси знамение», «Яко добля в мученицех»;
    5. в 5 гласе — «Радуйся» и ныне забытый подобен «Преподобне отче»;
    6. в 6 гласе — «Все отложше». ВНИМАНИЕ: подобен «Тридневен» никогда не используется для стихир на «Господи, воззвах»[4];
    7. 7 глас крайне редко используется для рядовых стихир на «Господи, воззвах» в службах святым;
    8. в 8 гласе — «Что вас наречем, святии», «О преславнаго чудесе».
  9. При наличии на «Господи, воззвах» двух циклов стихир порядковый номер гласа второго цикла, как правило, больше, чем у первого цикла (т. е. сначала 4-й, затем 8-й, а не наоборот).
  10. Славник на «Господи, воззвах» в службах святым чаще всего написан на 6-й глас либо на параллельный ему 2-й глас[5]; чуть реже — на 8-й глас либо параллельный ему 4-й; значительно менее используются 5-й и 1-й гласы; почти не используются 3-й и 7-й гласы.
  11. У стихир на литии порядковый номер гласа всегда возрастает от первой к последней стихире.
  12. Стихиры на стиховне либо бывают написаны без указания подобна (т. е. как самогласны), в этом случае обычно после одной стихиры на какой-либо глас следуют еще две с более высоким порядковым номера гласа, либо имеют один из следующих подобнов:
    1. в 1 гласе — «Небесных чинов»[6];
    2. во 2 гласе — «Доме Евфрафов». Особенность подобна «Доме Евфрафов» состоит в том, что славник и стихира на «И ныне» тоже могут быть написаны на этот же подобен (но не сами по себе, а вместе с предшествующими стихирами). Иногда на стиховне встречается подобен «Егда от древа», чего в рядовых службах следует избегать[7];
    3. в 4 гласе — «Дал еси знамение»;
    4. в 5 гласе — «Радуйся»;
    5. в 6 гласе — «Тридневен»;
    6. в 8 гласе — «Что вас наречем, святии», «О преславнаго чудесе».
  13. Славник на стиховне, как правило, является самогласном и в выборе гласа для него прослеживаются те же закономерности, что и у славника на «Господи, воззвах».
  14. Вслед за славником в службах тех памятей святых, которые не отмечены в Типиконе знаком красного цвета, всегда приводится крестобогородичен, который всегда имеет тот же глас, что и славник, но при этом является тем или иным подобном.
  15. Стихира по 50 псалме никогда не пишется на подобен. В подавляющем большинстве случаев она имеет 6 глас.
  16. Хвалитные стихиры утрени в целом следуют тем же правилам, что и стихиры на «Господи, воззвах», но здесь цикл стихир может расширяться от 3 до 4.
  17. Обязательным является написание богородична для хвалитных стихир, поскольку устав предполагает его наличие «на ряду» (в отличие от богородичнов стихир вечерни, содержащихся в приложении к Минее). Богородичен должен иметь тот же глас, что и славник. Для памятей, выпадающих на периоды пред- и попразднств великих праздников, наличие богородична необязательно. Для славников 6 гласа на хвалитех богородичном обычно служит песнопение «Богородице, Ты еси лоза истинная» (здесь после упоминания апостолов может быть добавлено имя празднуемого святого). Для славников 8 гласа — песнопение «Владычице, приими».
  18. Стихиры на стиховне утрени в целом следуют тем же правилам, что и стиховны вечерни, однако здесь никогда не используются подобны «Дал если знамение» и «Радуйся» и крайне редко встречаются какие-либо самогласны помимо славника. В большинстве случае стиховна утрени в Минее включает только славник (самогласен) и крестобогородичен (по гласу славника, но на подобен), поскольку наличие этого элемента в службе автоматически означает ее рядовой, а не праздничный, характер.
  19. При написании стихир на подобны очень важно, чтобы их действительно можно было так спеть[8].
  20. Каноны утрени в рядовых службах Минеи чаще всего имеют 8-й либо 4-й глас. Также встречаются 6-й и 2-й гласы, прочие гласы — значительно реже.
  21. При написании канонов очень важно соблюдать принцип соответствия примерного количества слогов (а желательно — и примерного расположения ударений) у ирмоса и всех тропарей той или иной песни. Этот принцип заложен в саму форму канона: изначально предполагалось, что тропари каждой песни будут распеваться на мелодию открывающего эту песнь ирмоса.
  22. Седальны могут иметь самые разные гласы, но чаще других встречаются 4 и 8. Нередко седальны имеют указания на подобен, что не играет в современной практике никакой роли[9].
  23. Кондак чаще всего бывает написан на 2, 3, 4, 8 гласы. У кондаков Минеи 3 гласа, как правило, указывается подобен «Дева днесь»; в этих случаях кондак всегда следует ритмической модели кондака Рождеству Христову. Кондаки других гласов также могут иметь указания на подобны, с аналогичными последствиями.
  24. Светильны Минеи НИКОГДА не имеют гласа. Эти песнопения не входят в систему осмогласия. Как правило, вместо гласа указан подобен, что, как и в случае с седальнами, не играет в современной практике никакой роли[10].
  25. При желании является допустимым написание отдельного цикла тропарей на блаженнах. Такой цикл должен иметь т. н. ирмос блаженн, которым служит первый тропарь блаженн из воскресного Октоиха соответствующего гласа, а затем — 4 или 6 тропарей и богородичен, следующие модели ирмоса.

[1] Не считая тех случаев, когда на литию переносятся стихиры с «Господи, воззвах», написанные на подобен.

[2] Можно отметить, что в службе в Неделю всех святых, в земле Русстей просиявших, стихиры на литии имеют указания на подобен, но у каждой он — свой, так что стихиры остаются обособленными.

[3] Это подобен стихир праздника Успения Пресвятой Богородицы; в службах византийского периода он не используется в службах святым. В службах русским святым такое встречается, но этого следует все же избегать.

[4] Также никогда не используется подобен «Ангельския предыдите силы», к которому относятся лишь уникальные стихиры предпразднства Рождества Христова, исполняемые на хвалитех.

[5] В византийской и древнерусской системах осмогласия 1-й глас был параллелен 5-му, 2-й — 6-му и т. д.

[6] Редко; обычно в службах больших праздников, где на «Господи, воззвах» имеются самогласны.

[7] Поскольку именно так этот подобен использован на вечерне Великой пятницы, что должно оставаться особенностью этого святого дня.

[8] Т. е. стихира на подобен «Доме Евфрафов» должна быть недлинной и удобно делиться на 5 мелодических строк; стихира на подобен «Яко добля», напротив, достаточно пространной и делиться на 9 мелодических строк; и т. д.

[9] При желании в современных службах допустимо воспроизведение соответствующих указаний, основываясь на примерах из древних служб.

[10] При желании в современных службах допустимо воспроизведение соответствующих указаний, основываясь на примерах из древних служб.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.