07.06.2021 | Образование

Хранитель святыни

После создания Угличского водохранилища в 1940 году на месте Калязинского Макариева Троицкого монастыря образовался пустынный остров, покрытый обломками кирпича.


Мощи же преподобного Макария оказались на Заречной части города в Богоявленской церкви, помещение которой стало использоваться под краеведческий музей.


О месте нахождения и состоянии мощей знал лишь директор краеведческого музея Иван Федорович Никольский
. Человек, который их спас.

 

Иван Федорович Никольский родился 21 мая 1898 года в с. Скнятино бывшего Кашинского уезда, закончил духовное училище в г. Кашине, затем четыре класса семинарии. После Октябрьской революции 1917г. он работал учителем в с. Скнятино и уже тогда проявлял большой интерес к истории края.

В 1920 году, благодаря его труду и целеустремленности, в г.Калязине был создан историко-краеведческий музей в стенах Троицкого мужского монастыря, закрытого решением президиума Калязинсксго уездного исполкома от 1 июня 1920г.

Первоначально музей состоял из трех разделов: церковного, художественного и доисторического, в котором размещались археологические находки. И.Ф. Никольским были сохранены предметы, книги и документы из монастыря, кроме того, им было сделано научное описание экспонатов.

Простая фелонь и деревянный напрестольный крест, по преданию принадлежавшие преподобному Макарию, а главное – его святые мощи, были перенесены И.Ф. Никольским в хранилище музея.

Строительство Угличского гидроузла привело к затоплению огромных площадей, к материальным и культурным потерям. Накануне разорения И.Ф. Никольский составил перечень древнейших памятников истории и культуры, находившихся на территории района, обратив особое внимание руководства района на шестнадцать объектов и, прежде всего, Калязинский Троицкий монастырь, который был классифицирован при обследовании в 1920 году как памятник архитектуры высшей категории.

Иван Федорович был первым и единственным человеком, выступившим с предложением сохранить монастырь, сделав вокруг него обвалование, а также принять меры для проведения срочного ремонта памятников архитектуры.

Вопреки его просьбе, Президиум ВЦИК принял решение разобрать стены бывшего монастыря. Правда, И.Ф. Никольскому удалось добиться небольшой суммы денег на ремонт трапезной монастыря, заделку уже выломанных оконных и дверных проемов. В 1937–1938 гг. он оказывал содействие работам по снятию и восстановлению монастырских фресок, которые проводила группа художников-реставраторов под руководством П.И. Юкина. Из 1 тысячи квадратных метров фресковой живописи было снято лишь около 150 квадратных метров. Многие из фресок остались навечно зафиксированы лишь благодаря фотографиям, сделанным женой Ивана Федоровича, Натальей Алексеевной Никольской.

Директор музея трудился, не покладая рук, чтобы спасти уникальные экспонаты, стараясь успеть сохранить от уничтожения то, что было в его силах. В июне 1940 года им было составлено подробное описание зданий, общей композиции, архитектурных деталей, конструктивных особенностей Троицкого собора, трапезной, жилого «царского» корпуса и Петровского дворца, а также стен, башен, ворот и старой колокольни монастыря, сделано описание фресок монастыря. Никольский сделал также описание монастыря по иконографии.

В 1940 году, в связи с затоплением территории Троицкого монастыря, историко-краеведческий музей был переведен в здание бывшей церкви Богоявления. По воспоминаниям современников, Никольский перевозил экспонаты собственноручно, транспортируя их зимой на санках через Волгу. Им было собрано более семи тысяч экспонатов, вошедших в коллекцию музея. Кроме того, он собирал легенды и предания, знал о старинных постройках в округе, располагал сведениями о судьбах интересных земляков.

Своими знаниями о крае он охотно делился: читал лекции, делал доклады, оказывал помощь в краеведческой работе студентам, научным работникам и просто краеведам-любителям. В 1926 году им был составлен путеводитель «Калязинский государственный историко-археологический музей», в 1929 году он выпустил брошюру «Калязинские кружева. Очерк кружевного плетения в г. Калязине в прошлом и настоящем». Позднее, в 1936 году, он предпринял попытку возрождения кружевного промысла в г. Калязине и отвез калязинских плетельщиц в Вологодский кружевной союз для обмена опытом.

Иван Федорович оставил после себя рукописи, многочисленные публикации. С 1920-х годов его материалы печатались в журналах «Огонек», «Советский музей», с 1930-х в местных газетах «Колхозник», «Знамя коммунизма», «Вперед», а в 1960-х гг. в газетах соседних районов, например, Кимрского и Кашинского, а также в «Калининской правде». Тематика его статей разнообразна, например, «Пушкин в Тверских краях», «Замечательные люди нашего края. Профессор А.П. Куницын», «М.Е. Салтыков-Щедрин», «1-ое мая в Калязине в царское время», «Новый Калязин», «Памяти В.П. Ногина», «Осада Калязина поляками в 1609 году», «Культурное богатство нашего края» и другие.

Велик был интерес Ивана Федоровича к А.С. Пушкину и его связям с семьей Ушаковых, имение которых находилось в селе Никитское Калязинского уезда. Изучая эту тему, он пользовался обширной литературой, работал над источниками в центральных архивах. В музее хранится множество грамот и благодарностей И.Ф. Никольскому от районного комитета партии за большую работу в качестве рабселькора и активную лекционную пропаганду. В 1957 году он был награжден значком «Отличник культурно-просветительской работы».

Велик был и круг его общения. Сохранилась переписка со многими писателями, художниками, археологами.

Писатель В. Гроссман просил оказать содействие в работе над пушкинским материалом. Доктор исторических наук Н.А. Кожин в своем письме называл Никольского «крупнейшим краеведом Верхнего Поволжья». Есть письма от генерала А.И. Тодорского, археолога Э. Рикмана, художников Е. Кацмана и Э. Лисснера, от учителей-краеведов. Среди материалов Никольского сохранился автореферат докторской диссертации Е.И. Каменцевой «Русская историческая метрология конца ХVII – начала ХVIII века» с просьбой написать отзыв на него. Сохранились также запросы Института истории АН СССР, музея архитектуры имени А.В. Щусева в Москве, на которые Никольский давал ответы. Все это говорит о том, что этот человек много работал, очень любил и хорошо знал свой родной край. Он не был отмечен высокими наградами, однако в 1967 году был награжден орденом «Знак Почета», а в 1970 – медалью « За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина».

Скромный директор провинциального музея никогда и нисколько не заботился о своей популярности, не любил говорить о себе. В городе его считали чудаком.

И.Ф. Никольский возглавлял музей до 1972 года. Умер он во Ржеве, в доме престарелых. А в 2002 году Калязинскому музею было присвоено его имя.

По материалам Калязинского краеведческого музея им. И.Ф. Никольского

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.