19.04.2024 | Епархия

В Спасо-Преображенском соборе Твери прошло ежегодное торжественное богослужение с акафистом Пресвятой Богородице

19 апреля, накануне праздника Похвалы Божией Матери, субботы Акафиста, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил утреню с чтением и пением акафиста Богородице в Спасо-Преображенском кафедральном соборе Твери. Главе Тверской митрополии сослужили все клирики собора.

Акафист состоит из 12 икосов, или хвалебных строф, с восклицанием Богородице «Радуйся» и 12 кондаков, завершающихся пением «Аллилуйя». На богослужении акафист делится на четыре части — по 3 кондака и 3 икоса. Для чтения частей акафиста священнослужители выходят через Царские врата и встают перед помещенной в центре храма иконой Божией Матери.

Акафист пелся перед чтимым образом Пресвятой Богородицы «Экономисса», украшенным цветами и положенным на аналой на середине храма. На престоле собора находился образ Божией Матери, подаренный Тверской епархии Московской духовной академией. 

Хор духовенства вместе с соборным хором и народом пропел нараспев акафист Божией Матери, тропари канона Богородице исполнили в сопровождении исона митрополит Амвросий и диакон Иоанн Зорин. 

Примечательно, что в Греческих Церквях акафист Богородице тоже делится на 4 части, но распределяется по седмицам Великого поста начиная со второй и в канун праздника Похвалы Богородицы прочитывается его последняя часть. Таким образом, верующие приходят в храмы каждую седмицу и поют одну из частей акафиста. 

***

Акафист Пресвятой Богородице — хвалебный гимн в честь Пресвятой Девы Марии, сочиненный в Византии, по разным предположениям, в период между V и VII веками или, во всяком случае, в ранневизантийскую эпоху. Авторами могли быть преподобный Роман Сладкопевец (VI век), Георгий Писидийский (VII век), патриарх Сергий (VII век) и др. Греческое слово «акафистос» означает буквально «неседален», т.е. песнь, во время которой не сидят, что указывает на ее изначальное богослужебное применение. Однако термин «акафист» далеко не сразу стал обозначением гимнографического богослужебного жанра (подобно тропарю, стихире, канону и т.п.). Произошло это после того, как по образцу и в подражание первого и долгое время единственного в своем роде «Акафиста Пресвятой Богородице» стали сочинять другие, повторяющие его формальную структуру гимны, которые также стали называть акафистами, — Господу Иисусу Христу, Божией Матери в связи с различными Ее иконами и праздниками, а также святым, — весьма различные по своей богословской и поэтической ценности. Особенно акафистное творчество развилось в II христианском тысячелетии, в том числе в православной России, и сохраняет свое значение и доныне.

В современной богослужебной жизни Православной Церкви византийский Акафист Пресвятой Богородице продолжает занимать пер­венствующее и исключительное положение, о чем свидетельствует тот факт, что он единственный из всех акафистов вписан в богослужебный устав. Его твердое место — в Постной Триоди, на утрене субботы пятой седмицы Великого поста, в связи с чем эта суббота называется «Суббота Акафиста» или «Похвала Пресвятой Богородицы».

Пресс-служба Тверской епархии

Фотогалерея

Смотреть все фото
Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.