29.11.2023 | Епархия

В Преображенском соборе г. Кимры молитвенно почтили Кимрских новомучеников

29 ноября в Кимрах почтили память Кимрских новомучеников. Кимрские новомученики — настоятель Спасо-Преображенского собора города Кимры протоиерей Феодор Колеров, староста собора Анания Бойков и прихожанин Михаил Болдаков — были расстреляны в 1929 году в Таганской пересыльной тюрьме Москвы. Они воспротивились решению советской власти о закрытии Преображенского собора в Кимрах. 26 июля 1998 года они были канонизированы в лике местночтимых святых Тверской епархии, а в 2000 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви установил их общецерковное почитание в сонме новомучеников и исповедников Российских. 

Православные жители Кимр с особым почтением относятся к прославленным новомученикам своего города. Это их святые покровители, молитвенники и ходатаи о спасении. Память Кимрских новомучеников ежегодно совершается 29 ноября.

В этот день митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил в Преображенском соборе Кимр Божественную литургию, за которой ему сослужили благочинный Кимрского церковного округа протоиерей Евгений Морковин, духовенство Кимрского церковного округа, клирики собора и епархии: благочинный Калязинского церковного округа, настоятель храма Вознесения Господня г. Калязина священник Георгий Иванов, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Иерусалимская» в п. Белый Городок, Кимрского района протоиерей Александр Крюков, настоятель Вознесенского храма г. Кимры, директор реабилитационного центра «Радуга» протоиерей Андрей Лазарев, настоятель храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы с. Покровского Кимрского района протоиерей Игорь Остаев, настоятель храма в честь святого Пророка Иоанна Предтечи г. Кимры протоиерей Владимир Кириллов, настоятель храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы д. Кревы Кимрского района протоиерей Владислав Бобиков, настоятель храма в честь святителя Николая Мирликийского, Чудотворца, с. Каюрово Кимрского района протоиерей Павел Павивкин, настоятель храма в честь Живоначальной Троицы д. Троице-Кочки Кимрского района протоиерей Михаил Бакун, настоятель храма в честь святителя Николая Мирликийского, Чудотворца, п. 1-е Мая Конаковского района протоиерей Алексей Фролов, настоятель храма в честь Успения Пресвятой Богородицы д. Щелково Кимрского района протоиерей Тимофей Петров, клирик собора в честь Преображения Господня г. Кимры протоиерей Алексий Шевчук, клирик Вознесенского храма г. Кимры иеромонах Серафим (Бикенев),  протоиерей Борис Колышкин, а также иеромонах Антоний (Шкурметов), диакон Иоанн Зорин, протодиакон Роман Соколов, диакон Николай Кувшинов, клирик собора в честь Преображения Господня г. Кимры диакон Алексий Хомутов.

На богослужении присутствовал глава Кимрского муниципального округа А.Н. Лукьянов. Пел хор Преображенского собора под управлением регента Натальи Степановой совместно с молодежным хором Кимрского благочиния под управлением Фёдора Кириллова.

Архипастыря перед входом в храм встретили настоятель храма протоиерей Евгений Морковин и глава Кимрского муниципального округа А.Н. Лукьянов с цветами. 

На сугубой ектении были вознесены особые прошения о восстановлении мира, о гонимых архипастырях, пастырях и пастве на Украине, об именинниках, носящих имя святого апостола Матфея, о болящих. Архиерей прочитал молитвы о завершении строительства Спасо-Преображенского собора Твери и о восстановлении мира. 

На заупокойной ектении, во время пения Херувимской песни и по преложении Святых Даров были помянуты архимандрит Матфей (Мормыль) и родители Кимрских новомучеников. 

Архипастырь также помянул о здравии и об упокоении тех, о ком на сайте епархии и через епархиальный магазин «Талант» подавались онлайн-просьбы о поминовении. 

На запричастном стихе протоиерей Алексий Шевчук обратился к молящимся с проповедью. 

После отпуста были пропеты тропари празднуемым святым, архиерей прочитал молитвы апостолу Матфею и Кимрским новомученикам. 

Митрополит Амвросий поздравил духовенство, прихожан и гостей со значимым для прихода и города днем памяти новомучеников Кимрских:

«Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? За Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание» (Рим 8:35–36). Удивительно глубокие слова пишет апостол одной из христианских общин. И эта глубина наполнена такой верностью Христу, которая позволяет ему говорить о том, что ничто и никто, никакие обстоятельства, ни высота, ни глубина, ни какое иное творение не может разлучить его от любви Божией. Как же нужно любить Бога, чтобы произнести и написать такие слова? Какой же удивительной связью с Творцом мира нужно обладать, чтобы так дерзновенно самому свидетельствовать о вере своей и призывать к ней тех, кто именует себя христианами!

В 2000 году мы записывали музыкальный альбом, посвященный новомученикам и исповедникам Церкви Русской. В числе песнопений, которые были записаны тогда, был и этот гимн верности Богу, положенный на музыку диакона Сергия Трубачëва, сына тоже новомученика. Солисту, которому надлежало пропеть слова «Яко Тебе ради умерщвляеми есмы весь день», мне нужно было объяснить, как нужно произнести эти слова, чтобы они были убедительны. Было недостаточно хорошего музыкального образования и великолепных вокальных данных. Нужно было проникнуться внутренним миром, который был у апостола, написавшего эти слова. Я привел очень простой житейский пример студенту хоровой Академии, который исполнял эти слова. Представь себе, сказал я ему, ты живешь не только каждый день, но и каждый час с ожиданием, что к тебе в окно или в дверь постучат, тебя отберут у твоей семьи, тебя разлучат с твоими детьми, посадят в «воронок» и увезут туда, откуда ты больше никогда не вернешься. А твоя семья никогда не будет знать, жив ты или тебя уже расстреляли. 

С каким настроением, с каким сердцем, с каким внутренним переживанием ты будешь прощаться со своей женой, со своими детьми, любимыми и любящими, ведь, возможно, ты не только их никогда больше не увидишь, но не получишь от них никакой весточки и не узнаешь никогда, как они будут жить дальше, вырастут ли они и кем они вырастут. И тогда у этого молодого человека буквально навернулись слезы на глазах, он в какое-то мгновение представил себе эту страшную картину и спел эти слова так, как он мог, преломив через свое сознание сказанное ему, воспроизведя слова святого апостола, а вслед за ним и других, и мучеников первых веков, и новомучеников и исповедников XX века. Каждую минуту они могли разлучиться со своей семьей не потому, что были преступниками, а потому, что верили в Бога и защищали храмы от закрытия. Это поистине духовные гиганты XX столетия, которые были воспитаны, получив должную закваску церковной жизни до страшных, разрушительных революционных событий начала XX века, которые видели в своей жизни и преподобных, и святых, живших совсем другой жизнью, нежели мы с вами, совсем по-другому устроенных внутренне, и думающих, и чувствующих, переживающих и поступающих совсем по-другому. 

Многое с тех пор изменилось, но не изменилось одно. Церковь всегда была, остается и будет гонима. И поистине правильно, верно было уже сказано сегодня, что то временное затишье, которое мы сегодня переживаем, — это есть возможность передохнуть, набраться духовных сил, воодушевить себя для того, чтобы потом вступить, возможно, в более ожесточенное сражение. Прежде всего, с врагом рода человеческого, с миром сим, который всегда будет воевать против Церкви, который никогда не оставит ее в покое, а значит, и нас с вами. Мы еще не до конца прониклись, почувствовали, осознали те ужасы, которые пережила не только наша Церковь, но и народ наш, страна наша в годину лихолетья. Мы до сих пор живем заблуждениями, восторгаясь именами тех, кто разрушал наше Отечество, кто тысячами и миллионами уничтожал наших с вами соотечественников ради удержания власти, ради своей политической системы, для того, чтобы царить над самыми слабыми, оставшимися после уничтоженных образованных, сильных и по-настоящему человечных людей.

Недавно мне попалась книга уроженки Петербурга Тамары Питкевич, которая вместе со своей семьей пережила 1937 год, была арестована. Она описывает те неимоверные ужасы, которые царили в лагерях, ссылках и тюрьмах; ту бесчеловечность людей, как надзирателей, так и заключенных, которые буквально превращались в зверей. Когда читаешь эти строки, не можешь себе представить, как человек, а тем более молодая девушка, вообще выжил в этом аду. И как она, выжив, еще вернулась к мирной жизни, дожила до преклонных лет и написала удивительный двухтомник, описав свою жизнь красивым, удивительно красочным, простым и вместе с тем убедительным литературным языком. 

И во всех этих трудных обстоятельствах находились многие наши новомученики и исповедники, которые не вернулись к мирной жизни, а были уничтожены исключительно за исповедание Христа. Мы не представляем себе, как бы мы повели себя в тех обстоятельствах, в которые попали они. Нам это трудно представить, потому что мы очень привыкли к комфорту. Мы привыкли к жизни мирной, спокойной, благополучной и расслабились. Расслабились прежде всего духовно. Но именно это и является той червоточиной и тем слабым местом, по которому и будет бить враг рода человеческого, когда он вновь поднимет голову. А это непременно случится. Мы знаем это и из Священного Писания, и из слов Христа, и из истории всей Церкви.

Поэтому мы сегодня взираем на изображения отца Феодора, Анании и Михаила, новомучеников Кимрских, просим у них их веры, их верности. Потому что понимаем, что ни твердость характера, ни положение, ни образование или какие-то получающие высокую цену в человеческом обществе качества не помогут, если Господь не даст нам Свою силу, не покроет Своей благодатью, как это было в жизни священномученика Феодора и мучеников Анании и Михаила. Их молитвами Господь да поможет нам пройти свой жизненный путь, о будущем которого мы не знаем. Но перед выбором мы встаем каждый день, пусть не так жестко и жестоко, как это было в XX веке. Этот выбор Господь предлагает каждому из нас ежедневно. И эта битва происходит на поле нашего сердца тоже ежедневно. И дай Бог, чтобы в этой битве мы всегда были на стороне Бога и противостояли вместе с Ним тому, кто всегда хотел, хочет и будет хотеть разрушить Святую Церковь. Но мы знаем, что врата ада силой Христовой, и победой Христовой, и кровью новомучеников никогда не одолеют ее.

Архипастырь наградил клириков Кимрского благочиния медалями священномученика Фаддея, архиепископа Тверского. Во внимание к усердным пастырским трудам и в связи с 60-летием со дня рождения медалью II степени награжден протоиерей Андрей Лазарев, настоятель храма Вознесения Господня г. Кимры. Во внимание к пастырским трудам и в связи с 30-летием служения в священном сане медалью III степени награжден протоиерей Алексий Шевчук, клирик собора Преображения Господня г. Кимры.

За добродетельную христианскую жизнь и крепость семейных устоев, основанных на взаимной любви и верности, награждены семейные пары Кимрского и Калязинского благочиний. Медалями святого благоверного князя Михаила Тверского и благоверной княгини и инокини Анны Кашинской награждены: 

  • протоиерей Евгений Морковин, благочинный Кимрского церковного округа, настоятель собора Преображения Господня г. Кимры, и Ирина Алексеевна Морковина (шесть детей);
  • протоиерей Владимир Кириллов, настоятель храма святого Пророка Иоанна Предтечи г. Кимры, и Анастасия Юрьевна Кириллова (пять детей);
  • протоиерей Алексий Фролов, настоятель храма святителя Николая Мирликийского, Чудотворца, п. 1-е Мая Кимрского благочиния, и Марина Владимировна Фролова (пять детей);
  • протоиерей Михаил Бакун, настоятель храма Живоначальной Троицы д. Троице-Кочки Кимрского благочиния, и Галина Ивановна Бакун (пять детей);
  • Сергей Викторович и Наталья Николаевна Шаровы (шесть детей);
  • Сергей Валерьевич и Ольга Анатольевна Зорины (пять детей). 

По окончании богослужения архипастырь преподал молящимся святой крест.

***

Феодор Колеров родился в 1882 году в селе Семёновском Тверской губернии. Окончил Тверскую духовную семинарию и был рукоположен во священника села Ключевого Тверской губернии. В 1912 году стал настоятелем в только что отстроенном Преображенском храме в Кимрах Тверской губернии. Своим ревностным служением отец Феодор быстро привлек к себе сердца верующих.

Из биографии: «Несмотря на молодость, он для своих прихожан стал отцом; и в трудных случаях люди шли к нему за советами. Когда отец Феодор проходил по городу, то многие стремились поговорить с ним, останавливали его, и он, не жалея времени, старался разрешить возникшие вопросы. На Пасху и на великие праздники отец Феодор непременно обходил дома всех своих прихожан, обходил и после того, как советская власть стала это запрещать и преследовать».

Художественно одаренный человек, ценитель хорошего духовного пения, он приглашал в Преображенский собор известных певцов. Журнал «Православие и современность» № 14: «…духовный композитор Николай Голованов… не только давал концерты в разных московских храмах с участием своей супруги, знаменитой певицы Антонины Неждановой, и других выдающихся певцов Большого театра, но также ездил с подобными концертами в провинцию. У настоятеля Преображенского собора отца Феодора Колерова были дружеские отношения с Головановым, и вместе с Неждановой они приезжали в Кимры и исполняли духовные песнопения» (автор М. Рахманова). Эти концерты имели не только просветительское значение, но и благотворительное. В Москве был голод. Многие известные артисты были лишены всяких средств к существованию и голодали. После духовных концертов и пения на службах прихожане приносили им, что у кого было из продуктов. Так отец Феодор помогал певцам пережить голодное время.

В настоящее время в Кимрах при поддержке местной администрации и Кимрского благочиния проводится фестиваль-конкурс в память о священномученике Феодоре Колерове.

Пресс-служба Тверской епархии

Фотогалерея

Смотреть все фото
Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.