31.03.2024 | Епархия

В Неделю святителя Григория Паламы в Малицком монастыре — на тверском Афоне совершено архиерейское богослужение

В Неделю вторую Великого поста Церковь вспоминает святителя Григория Паламу, архиепископа Фессалонитского. Именно он обосновал исихастское учение о Божественном свете, который может быть доступен человеку благодаря сосредоточенной молитве. 

В этот день митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в Покровском храме Николаевского Малицкого мужского монастыря. Архиерею сослужили: архимандрит Борис (Тулупов), иеромонах Никодим (Соболев), иеромонах Арсений (Смирнов), иерей Сергий Дроздов, диакон Иоанн Зорин, диакон Виталий Новицкий, иеродиакон Ефрем (Осипов), диакон Михаил Быков, диакон Николай Кувшинов.

За богослужением пел хор «Аксион естин» под управлением Глеба Мелихова.

На Литургии в этот день читался Евангельский текст об исцелении расслабленного и о Пастыре Добром. После чтения Евангелия митрополит Амвросий обратился ко всем с проповедью:

Бог любит смелых и готовых на смекалку. Смелость — результат действенной веры, которая не разменивается на сомнения. Там, где любовь, и там, где Бог, нет места страху: страху осуждения, критики, непонимания, неудач. Там, где любовь, — там и Бог, дающий исцеление, великие чудеса и изобилие. Чудо исцеления — это предвестник Царства Божиего, где исцеление, восстановление и вечная радость — обещанные дары. Каждый акт милосердия, каждое исцеление, каждое приумножение материальных возможностей Богом напоминает нам о том, что Царство Божие уже среди нас. Мы призваны быть носителями этой вечной радости, свидетелями преображения, которое возможно через веру и Божию благодать.

На сугубой ектении были вознесены прошения о восстановлении мира, обо всех труждающихся на благо Тверской земли. После ектении была прочитана молитва о мире на Святой Руси.

По окончании Литургии митрополит Амвросий поздравил всех с Неделей второй Великого поста и обратился к молящимся:

Святитель Григорий Палама — человек, который преподал нам опыт жизни во Христе, опыт явного и даже видимого телесными очами обожения. Он боролся за правду явления в этот мир Богочеловека, пришедшего для того, чтобы и мы стали богами по благодати. Мы — люди, которые иные по природе и по сущности, не имеющие возможности познать Бога, но могущие познать Его через Его нетварные энергии, которыми сиял Богочеловек на горе Фавор и которыми сияют те, кто вместил в себя Христа, облагодатствованные и получившие ту благодать, которая часто проявляет себя даже видимым образом, но является нетварной.

Этому святому мы обязаны и даром Иисусовой молитвы. Той Иисусовой молитвы, которой учатся прежде всего, конечно же, в обителях, но которую должны совершать не только монахи, но и миряне тоже. Потому что Евангелие для всех — и для монахов, и для мирян. И спасаться тоже должны все — и монахи, и миряне. Просто у монахов такой путь, который является как бы максимумом евангельского выражения жизни. А у мирян есть другие заботы, но эти заботы могут быть тоже спасительными тогда, когда люди молятся, дышат именем Божиим, вспоминают Бога постоянно, творят молитву Иисусову во всякое время и во всякий час, во время трудов своих по дому, по семье, выполняя какие-то обязанности ради семьи либо трудясь на своем месте, мысленно ли, шепотом ли, гласно, в зависимости от обстоятельств. Но эта Иисусова молитва действительно помогает нам по-настоящему жить, и приносит в нашу жизнь подлинную радость, радость о Духе Святом, и делает нас родными. Так же как родными нас делает Святая Евхаристия, участвуя в которой мы соединяемся все со Христом и во Христе друг с другом и духовно становимся едиными.

Так бывает, и мы это сами чувствуем и знаем, что подчас даже кровные родственники бывают намного более чужими, нежели люди, единые по духу, единые во Христе. И сегодня мы, причастившиеся Святых Христовых Таин, вновь обновили в нашей жизни это единство друг с другом. Мы стали или вновь почувствовали себя родственниками, родными и близкими во Христе. Я желаю всем вам, дорогие отцы, братья и сестры, дальнейшего благодатного шествия по пути Святой Четыредесятницы. Желаю навыкать в Иисусовой молитве, ведь ее опыт может сказать нам намного больше самых красноречивых слов. И тому, кто знает ее действие в жизни, не нужно что-то доказывать, что-то показывать, какие-то техники определять. Тот понимает без слов другого человека, упоминающего благодатное действие молитвы Иисусовой. Ею побеждаются естества уставы в нашей жизни. 

Варлаам, который воевал и боролся против святителя Григория Паламы, обличая его в некой догматической неправоте, исходил из опыта рациональной жизни, но не всё рационально в жизни человека, живущего духовной жизнью, да и любого человека, живущего на земле. Мы вчера во время воскресного всенощного бдения слышали Евангельское повествование о том, как ученики Христовы ловили рыбу и ничего в ту ночь не поймали. А Христос, Который попросил у них пищи, услышав, что они не имеют этой пищи, потому что их рыбная ловля не удалась, велел им вновь закинуть сети. Если подходить рационально, апостолы не могли поймать ничего. Но Христос сделал так, что они поймали множество рыб, и все получили пищу — и Божественный Учитель, и Его апостолы. 

Мы в нашей жизни тоже подчас, особенно там, где существует тонкая грань между жизнью и смертью, слышим свидетельства врачей, которые наблюдают за своими больными. Казалось бы, всё сделано по правильной схеме и пациент должен выздороветь, но он умирает. И врач, который имеет рациональное объяснение тому, что он должен был жить, не имеет никакого рационального объяснения тому, что он ушел из этого мира. И напротив, тогда, когда по логике вещей человек должен умереть, у него нет никакой надежды на жизнь, — он вдруг выздоравливает и потом живет еще несколько лет, а то и несколько десятков лет. И врачи сами удивляются, почему так происходит. Воистину побеждаются естества уставы. И в духовной жизни рациональные законы, рациональные границы раздвигаются, стираются и упраздняются. Об этом и говорил святитель Григорий Палама, который основывался не на ограничивающем всех нас в этом мире рациональном подходе к вещам, а на опыте духовной жизни, жизни во Христе, которую он сам пережил, о которой не мог молчать, которую защищал и которую так замечательно, так просто обозначил и один из его непрямых, но настоящих учеников, наш преподобный Серафим Саровский — «стяжи в себе благодать Духа Святаго, стяжи в себе мир, и тысячи спасутся вокруг тебя, и образ Божий в них просияет».

Затем по афонскому уставу был совершен чин о Панагии. После трапезы в монастырском храме было совершено его окончание: молебное пение и благословение архиереем братии обители. 

Пресс-служба Тверской епархии

Фотогалерея

Смотреть все фото
Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.