20.09.2023 | Епархия

В канун Рождества Богородицы в одноименном тверском храме глава митрополии совершил праздничное бдение

«Кто Тебе не ублажит или кто не воспоет,
Твоего преславного рождества»

Рождество Пресвятой Богородицы — праздник, установленный Церковью в глубокой древности. Указание на него имеется уже в IV веке. Святая равноапостольная Елена в начале этого века, по свидетельству древнего предания, построила в Палестине храм в честь Рождества Божией Матери. Другие сведения можно найти в творениях святого Иоанна Златоуста, святого Прокла, святого Епифания и блаженного Августина.

Накануне праздничного дня, 20 сентября, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил всенощное бдение в храме Рождества Богородицы г. Твери. Архиерею сослужили благочинный IV Тверского церковного округа, настоятель храма протоиерей Александр Хомяк, настоятель Никольского храма в Красной Слободе Твери священник Иоанн Березюк, руководитель административного секретариата священник Сергий Будков, диакон Иоанн Зорин, протодиакон Роман Соколов, диакон Михаил Быков, диакон Николай Кувшинов, иеродиакон Антоний (Шкурметов). 

На богослужении пел хор храма под управлением Н.Д. Стрыгиной.

На вечерне в честь двунадесятого праздника были прочитаны паремии, посвященные  ветхозаветным пророчествам о Пресвятой Богородице.

В конце вечерни архипастырь со служащим духовенством совершил праздничную литию. 

На утрене митрополит Амвросий помянул о здравии и об упокоении всех тех, о ком были поданы записки на сайте Тверской епархии и через епархиальный магазин «Талант».

Перед помазанием митрополит Амвросий освятил новую икону Божией Матери, именуемую «Нечаянная Радость».

Канон на утрене прочитали диакон Иоанн Зорин и диакон Михаил Быков.

По окончании богослужения архипастырь поздравил всех молящихся с праздником Рождества Пресвятой Богородицы:

Этот день вновь и вновь напоминает нам о даре жизни; о том, как, казалось бы, совсем незначительное событие в масштабе всего человечества в одной семье, совсем уже у престарелых родителей, вдруг произвело такие колоссальные изменения в истории человечества, во всём мире. В кондаке особенно ярко об этом сказано. 

В Рождестве Богородицы Иоаким и Анна были избавлены от поношения бесчадства, а Адам и Ева, а вместе с ними и мы, все люди, и прежде жившие, и ныне живущие, и грядущие жить на земле, освободились от тления смерти. И если бы не было этого Рождения, неизвестно, как бы сложилась история рода человеческого. Но люди в то время очень ценили дар жизни. Ценили и понимали, что он есть благословение Божие. И тогда, когда в семьях не было детей, это было знаком неблаговоления Бога к этой семье. И люди подчас совершенно несправедливо подвергались поношению общества. Что было и с родителями Богородицы — праведными по жизни, но поношаемыми от соседей и собратьев своих Иоакимом и Анной.

Мы можем себе только представлять, как совсем по-иному складывалась бы история и нашего Отечества, и всего мира, если бы в безумии своем люди не приняли законы, а потом не поступали по ним, лишая детей жизни еще в утробе матери. Сколько гениев потеряла наша страна, сколько людей, которые могли бы направить историю совсем по другому руслу, и она бы совсем по-другому выглядела, и наш народ был бы и более сильным, и более красивым, и более образованным, а главное — имел бы благословение Божие, если бы не тот безумный декрет, который был принят в начале XX века, после революции. И тот закон, который принят был на государственном уровне впервые в нашем многострадальном народе, который дал зеленый свет уничтожению младенцев в утробе матери. И сейчас этот кровавый закон продолжает действие, искажая и в умах, и в сердцах людей понимание дара жизни и благословения.

Сегодняшний день — напоминание нам о даре жизни и одновременно о человеческом безумии, которое и прежде, и ныне лишает жизни людей. И напоминание вместе с тем о почитании родителей. Ведь только в сегодняшний праздник мы употребляем в величании эти слова: «и чтим святых Твоих родителей, и преславное славим Рождество Твое».

Никто из нас не может совершить какие-то глобального масштаба дела и принять решение, которое бы в одно мгновение повернуло вспять кровавую историю, совершающуюся на протяжении десятилетий в нашем народе. Но каждый из нас, если может, в молитве, в слове, на том месте, которое занимает в обществе, а самое главное — в личной жизни должен свидетельствовать об этом даре и всё делать для того, чтобы люди не совершали этих страшных преступлений — преступлений против дара жизни, делая аборт и уничтожая еще не родившихся детей. Вот таким днем вразумления и обличения является память Рождества Пресвятой Богородицы, который особенным образом раскрывается в нынешние дни нашего народа. Как вразумление, как еще один призыв исполнить благословение Божие, данное человечеству на заре его истории, — «плодитесь, размножайтесь, населяйте землю и обладайте ею».

Я сердечно благодарю всех за молитвы; отца настоятеля за огромную работу, которая проводится в этом храме. Он с каждым разом всё больше и больше наполняется людьми, и это, конечно, радует, хотя, безусловно, поле, которое нуждается в возделывании в нашем городе и в Тверской области, еще очень огромно и еще много сорняков, камней и каменистых мест, которые нужно преодолеть в сердцах человеческих. С Божией помощью, верим, если мы сами будем не теплохладными, но горячими, это обязательно в той мере, в которой благоволит Господь, получится. Богу содействующу, конечно, и молитвами Пресвятой Богородицы. 

Я очень рад, что с начала октября в этом храме начнет работать воскресная школа. И я знаю о том, что более тысячи приглашений сегодня разослано через почтовые ящики близлежащих домов тем людям, которые, может быть, даже и не обращали внимания, когда проезжали мимо этого храма или проходили мимо него. Верю, что эти усилия обязательно принесут не сразу, но через какое-то время свои добрые плоды. Как и сейчас уже видно, сколько много трудов совершено отцом настоятелем, прихожанами, помощниками отца Александра. Храм преобразился, стал светлым. Недавно мы совершили Великое освящение центрального его престола. И пусть жизнь набирает в нем свою силу. Пусть она жительствует.

Я благодарю сердечно и тех, кто пел и читал. Я знаю, что некоторые из вас недавно пришли на клирос, а некоторые даже совсем недавно переступили порог храма. И очень важно, что отец настоятель вас сразу включил в орбиту богослужения, что вы не просто приходите сюда и являетесь свидетелями того, как происходит богослужение, но свои Богом данные дары сразу стали применять для того, чтобы стать участниками богослужения, — одни поют, другие читают, третьи помогают в уборке или украшении храма. Так и созидается община. Пусть умножаются эти добрые дела, пусть умножаются и хор, и певцы, и чтецы, и прихожане. Обязательно, конечно, но не с большим и чрезмерным напором или настоянием, но с любовью и мудро прокладывайте дорогу к этому храму и молодому поколению, и детям, и внукам своим, не проявляя ни в коем случае насилия, но через изменение себя, показывая красоту веры, и Христа, и Его Церкви, которая способна нас изменять так, что люди другие, видя добрые дела людей верующих, тоже будут вместе прославлять Бога.

После слова митрополит Амвросий поблагодарил жительницу г. Железнодорожного Московской области Татьяну Гусеву за написанную икону Богородицы «Нечаянная Радость», освящение которой состоялось во время богослужения, и подарил книгу «Таинство прекрасных дел» и просфору.

После первого часа архипастырь с хором духовенства пропел кондак и величание перед иконой праздника.

***

Сегодня православный мир празднует день, в который родилась Та, Которая смогла вместить в Себе невместимого Бога. Та, через Которую Бог стал человеком и спас мир. Та, Чье смирение сделало Ее достойным сосудом Боговоплощения. Та, через Которую Слово стало плотью. Мы празднуем рождение Ребенка, маленькой Девочки, Которая явит миру Христа. Рождение Отроковицы, которое было обещано Богом еще в райском саду, после грехопадения, первым людям и всему человечеству. Рождение, которое перелистнуло последнюю страницу Ветхого Завета и открыло Завет Новый.

Стихиры и каноны на праздник Рождества Пресвятой Богородицы составлены несколькими церковными песнопевцами (в V в. — Анатолием, архиепископом Константинопольским, в VI в. — Стефаном Святоградским, в VII в. — святым Андреем Критским, в VIII в. — святым Иоанном Дамаскиным и Германом, патриархом Константинопольским, в IX в. — преподобным Иосифом Студитом). Их песнопения и теперь поются за богослужением в этот праздник. Так с древних времен «язык всяк православных похваляет и блажит и славит Пречистое Рождество Девы Марии, Богоневесты».

***

Пресс-служба Тверской епархии

Фотогалерея

Смотреть все фото
Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.