03.11.2021 | Епархия

В канун праздника Казанской иконы Божией Матери митрополит Амвросий совершил праздничное бдение

Казанская икона — незыблемое напоминание о милости Божией Матери к Русской земле, о заступничестве Ее за нашу страну в тяжелейшие для России годы. В церковный календарь день 4 ноября вошел как празднование Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году.

3 ноября, накануне празднования в честь Казанского образа Пресвятой Богородицы, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил всенощное бдение в Воскресенском кафедральном соборе Твери. 

С чудотворной Казанской иконой Божией Матери, явленной в 1579 году, Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы. Эта победа послужила мощным импульсом для возрождения Российского государства. А икона стала предметом особого почитания. Уверенность, что благодаря именно заступничеству Божией Матери была одержана победа, была столь глубока, что князь Пожарский на собственные деньги специально выстроил на краю Красной площади Казанский собор. По указу царя Алексея Михайловича, правящего в 1645–1676 годах, было установлено обязательное празднование 4 ноября как дня благодарности Пресвятой Богородице за Ее помощь в освобождении России от поляков.

После богослужения митрополит Амвросий обратился к пришедшим на богослужение с архипастырским словом:

Мы вновь бросаем свой мысленный взор на начало XVII века, в то время, когда в нашем Отечестве произошло страшное — страна была под угрозой захвата; захвата не только физического, но и духовного, захвата мировоззренческого. В то время, когда поляки оскверняли наши святыни и грозили уничтожением наших корней, тогда общество сплотилось под предводительством двух известных исторических личностей, но не просто, а под знаменем иконы Божией Матери, именуемой Казанская, под призывом и благословением тайнозрителя обретения этой святыни — священномученика Ермогена, Патриарха Московского. Мы знаем, что со дня своего явления и особенно после того, как эта икона защитила землю Русскую от поругания, она была прославлена и теперь является самой почитаемой в нашем Отечестве. Но мы не только об этом должны помнить; мы являемся продолжателями тех людей, которые, несмотря на разную веру, разное происхождение, национальность и иные предпочтения, тогда стали едиными перед лицом всеобщей угрозы. 

Единство — это то, о чем для Своих учеников просил Христос в Гефсиманском саду; единство — это то, чего нам так не хватает. Человеку, к сожалению, вообще более свойственно стремиться к разделению, нежели к единству. Но Дух Святой призвал тех, кто стал Христовыми, именно к единству, и в кондаке Святой Пятидесятницы об этом очень красноречиво сказано. Когда человечество пыталось в гордыне своей превознестись превыше небес и построить Вавилонскую башню, тогда произошло смешение языков. Но тогда, когда Господь собрал Своих учеников и они, будучи Духом влекомы, пришли в Сионскую горницу в день Пятидесятницы, — тогда разделенные языки пламени, почившие на них, призвали их к соединению, к единству. Там, где любовь, — там единство; там, где смирение, — там единство; там, где человек мудро понимает, что он ни в коем случае не может присваивать себе то, что принадлежит только Богу, — там единство. А вот там, где нет любви, — там разделения; там, где гордыня, — там разделение; там, где человек присваивает себе суд — судить о всех и каждом, — там разделение. Но Господь призирает на сердце сокрушенное и смиренное, Господь приходит туда, где любовь, где созидается евангельское житие по сути, а не по форме; вот там есть добрая почва для единства. А там, где люди, не замечая бревна в своем глазу, судят ближнего своего и кричат о соринке, которую замечают в глазе брата своего, — там происходит разделение. 

К сожалению, дьявол находит много способов и причин для того, чтобы разделить христиан. Причины могут быть как внутренние, так и внешние. Сегодня есть очень серьезная причина, которая служит к разделению людей. Это то смертоносное поветрие, которое посетило человечество и борьба с которым разделяет людей на тех, кто принимает меры предосторожности, и тех, кто не принимает; на тех, кто принимает призывы врачей и властей всё делать для того, чтобы и самим тяжело не болеть, и других не подвергать опасности, и тех, кто не принимает, пытаясь в этом видеть угрозу для своей веры. К сожалению, это разделение посещает сегодня и чад церковных из-за невежества, из-за неправильного понимания Евангелия, а самое главное — из-за гордыни, из-за отсутствия любви, из-за присвоение многими функции Божией судить всех и каждого. И именно от этого у нас нет единства. 

Праздник Казанской иконы Божией Матери вновь напоминает нам о том, что, если мы будем разделены, мы не устоим, и Христос не сможет ничего насильно сделать с нами, потому что Он дарует нам ум и свободу. А если мы сами попираем и данный нам природный ум, и данную нам свободу и переводим их в плоскость суда, гордыни и всего того, что не соответствует духу Евангелия, что отгоняет Духа Святого, — тогда мы разделяемся и тогда мы не можем устоять. Дай Бог, чтобы праздник Казанской иконы Божией Матери, который в нашем Отечестве еще является праздником, именуемым Днем народного единства, стал бы нам вновь и вновь напоминанием о необходимости единства в Духе. Пусть мы по-разному мыслим, пусть мы по-разному думаем, но кто думает по-другому, пусть не укоряет тех, кто является их противоположностью. По словам апостола: “Ядущий не ядущего да не осуждает, и не ядущий ядущего да не укоряет”. Так и тот, кто думает о том или ином явлении в нашем мире, пусть не осуждает, не укоряет и не противопоставляет себе в злобе и гордыне того, кто думает иначе, и наоборот; тогда Господь нам дарует мир и единство, которых нам так не хватает. 

В этот день вновь и вновь хотелось бы напомнить всем чадам церковным о том, что мы нуждаемся в молитвах Богородицы так же, как тогда в этой молитве нуждались люди нашего Отечества и по молитве выстояли. Если мы не будем ходить в храмы, если мы будем бояться, если страх будет превышать нашу веру — не будет у нас ни единства, ни победы над теми искушениями, которые подстерегают. Не ожидает ни нас, ни наших детей доброе будущее. Сегодня как никогда человечество испытывается особенно в вере, и мы должны свидетельствовать о своей вере через церковную молитву, через участие в Таинствах, через покаяние и Причастие Святых Христовых Таин, ибо только в этом залог нашего спасения, подлинной жизни на земле и возможного существования детей и внуков следующих поколений и всего человечества. Поэтому не будем бояться, но будем мудро относиться к тому, о чем свидетельствуют нам наши врачи и те, кто заботится о нашей безопасности; не будем пренебрегать советами, но не будем и страшиться и забывать дорогу в храм. Без храма мы не христиане, без храма мы уже не Христовы. 

Пресвятая Богородица пусть и впредь будет Заступницей усердной рода христианского, но не будем забывать о том, что Она не сможет быть нам Заступницей и Покровительницей насильно, против нашей воли. Если мы отвернемся от этого заступления, забудем про Нее, забудем молитву, если горение наших сердец и веры угаснет — не будет этого заступления, не будет и рода христианского. Мы сейчас находимся на границе, и вот в этом пограничном состоянии человечества нас, христиан, мало, мы слабее, но мы должны оставаться солью земли, мы должны умножить нашу молитву и понимать, что и малое стадо может многое сделать и что Господь ожидает от нас подвига поста, подвига смирения, подвига любви, подвига единства в Нем». 

Благословляя паству, архипастырь пожелал всем прихожанам молитв и заступления Пречистой Матери Божией.

Справочная информация:

На всенощном бдении митрополиту Амвросию сослужили: архимандрит Сергий (Швырков), иеромонах Агапит (Евдокимов), протоиерей Михаил Королёв, священник Сергий Будков, священник Филипп Исломов, священник Сергий Дроздов, диакон Иоанн Зорин.

Богослужебные песнопения исполнял смешанный хор собора под управлением игумена Иова (Тараканова).

***

В пе­ри­од поль­ско­го на­ше­ствия (1605–1612), в «Смут­ное вре­мя», Рус­скую Цер­ковь воз­глав­лял ве­ли­кий ис­по­вед­ник Пра­во­сла­вия — свя­щен­но­му­че­ник Ер­мо­ген, Пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Ру­си, по­чи­та­тель Ка­зан­ской ико­ны Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, ав­тор «Ска­за­ния» о ней и служ­бы ей.

В труд­ные дни, ко­гда Москва бы­ла за­ня­та по­ля­ка­ми, а по стране ши­ри­лись усо­би­цы и нестро­е­ния, непре­клон­ный стра­да­лец за свя­тую ве­ру и Оте­че­ство, на­хо­дясь под стра­жей, су­мел тай­но от­пра­вить в Ниж­ний Нов­го­род воз­зва­ние: «Пи­ши­те в Ка­зань мит­ро­по­ли­ту Еф­ре­му, пусть по­шлет в пол­ки к бо­ярам и к ка­зац­ко­му вой­ску учи­тель­ную гра­мо­ту, чтобы они креп­ко сто­я­ли за ве­ру, уни­ма­ли гра­беж, со­хра­ня­ли брат­ство и как обе­ща­лись по­ло­жить ду­ши свои за дом Пре­чи­стой, и за чу­до­твор­цев, и за ве­ру, так бы и со­вер­ши­ли. Да и во все го­ро­да пи­ши­те… вез­де го­во­ри­те мо­им име­нем». Ни­же­го­род­цы от­клик­ну­лись на при­зыв Пер­во­свя­ти­те­ля. Со­бран­ное опол­че­ние воз­гла­вил князь Ди­мит­рий Ми­хай­ло­вич По­жар­ский.

При­со­еди­нив­ши­е­ся к опол­че­нию ка­зан­ские дру­жи­ны при­нес­ли с со­бой спи­сок с Ка­зан­ской чу­до­твор­ной ико­ны, ко­то­рую в Яро­слав­ле пе­ре­да­ли кня­зю Ди­мит­рию. Пре­свя­тая Вла­ды­чи­ца взя­ла опол­че­ние под Свое по­кро­ви­тель­ство, и Ее за­ступ­ле­ни­ем бы­ла спа­се­на Рос­сия.

Огром­ные труд­но­сти ис­пы­ты­ва­ли рус­ские вой­ска: внут­рен­нюю враж­ду, недо­ста­ток ору­жия и про­до­воль­ствия. В осен­нюю непо­го­ду дви­ну­лось рус­ское во­ин­ство на штурм Моск­вы, на­хо­див­шей­ся в ру­ках по­ля­ков.

Трех­днев­ный пост и усерд­ная мо­лит­ва перед Ка­зан­ской ико­ной Бо­жи­ей Ма­те­ри при­к­ло­ни­ли Гос­по­да на ми­лость. В оса­жден­ном Крем­ле на­хо­дил­ся в то вре­мя в пле­ну при­быв­ший из Гре­ции, тя­же­ло боль­ной от по­тря­се­ний и пе­ре­жи­ва­ний, ар­хи­епи­скоп Элас­сон­ский Ар­се­ний (впо­след­ствии ар­хи­епи­скоп Суз­даль­ский; † 1626, 13 ап­ре­ля). Но­чью кел­ия свя­ти­те­ля Ар­се­ния вдруг оза­ри­лась Бо­же­ствен­ным све­том, он уви­дел пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го (па­мять 5 июля и 25 сен­тяб­ря), ко­то­рый ска­зал: «Ар­се­ний, на­ши мо­лит­вы услы­ша­ны; пред­ста­тель­ством Бо­го­ро­ди­цы суд Бо­жий об Оте­че­стве пре­ло­жен на ми­лость; за­ут­ра Москва бу­дет в ру­ках оса­жда­ю­щих и Рос­сия спа­се­на».

Как бы в под­твер­жде­ние ис­тин­но­сти про­ро­че­ства ар­хи­епи­скоп по­лу­чил ис­це­ле­ние от бо­лез­ни. Свя­ти­тель по­слал из­ве­стие об этом ра­дост­ном со­бы­тии рус­ским во­и­нам. На сле­ду­ю­щий день, 22 ок­тяб­ря 1612 го­да, рус­ские вой­ска, во­оду­шев­лен­ные ви­де­ни­ем, одер­жа­ли круп­ную по­бе­ду и взя­ли Ки­тай-го­род, а через 2 дня — Кремль.

В вос­кре­се­нье, 25 ок­тяб­ря, рус­ские дру­жи­ны тор­же­ствен­но, с крест­ным хо­дом, по­шли в Кремль, неся Ка­зан­скую ико­ну. На Лоб­ном ме­сте крест­ный ход был встре­чен вы­шед­шим из Крем­ля ар­хи­епи­ско­пом Ар­се­ни­ем, ко­то­рый нес Вла­ди­мир­скую ико­ну Бо­го­ро­ди­цы, со­хра­нен­ную им в пле­ну. По­тря­сен­ный свер­шив­шей­ся встре­чей двух чу­до­твор­ных икон Бо­го­ро­ди­цы на­род со сле­за­ми мо­лил­ся Небес­ной За­ступ­ни­це.

По из­гна­нии по­ля­ков из Моск­вы князь Ди­мит­рий По­жар­ский, по дан­ным Ни­ко­нов­ской ле­то­пи­си, по­ста­вил свя­тую Ка­зан­скую ико­ну в сво­ей при­ход­ской церк­ви Вве­де­ния во храм Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы на Лу­бян­ке в Москве. Поз­же ижди­ве­ни­ем кня­зя-пат­ри­о­та на Крас­ной пло­ща­ди был воз­двиг­нут Ка­зан­ский со­бор. Свя­тая ико­на, быв­шая в вой­сках По­жар­ско­го при осво­бож­де­нии Моск­вы, в 1636 го­ду пе­ре­не­се­на бы­ла в но­во­устро­ен­ный храм. Ныне этот свя­той об­раз на­хо­дит­ся в Бо­го­яв­лен­ском Пат­ри­ар­шем со­бо­ре Моск­вы.

Пресс-служба Тверской епархии

Фотогалерея

Смотреть все фото
Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.