Казанская икона — незыблемое напоминание о милости Божией Матери к Русской земле, о заступничестве Ее за нашу страну в тяжелейшие для России годы. В церковный календарь день 4 ноября вошел как празднование Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году.
3 ноября, накануне празднования в честь Казанского образа Пресвятой Богородицы, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил всенощное бдение в Воскресенском кафедральном соборе Твери.
С чудотворной Казанской иконой Божией Матери, явленной в 1579 году, Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы. Эта победа послужила мощным импульсом для возрождения Российского государства. А икона стала предметом особого почитания. Уверенность, что благодаря именно заступничеству Божией Матери была одержана победа, была столь глубока, что князь Пожарский на собственные деньги специально выстроил на краю Красной площади Казанский собор. По указу царя Алексея Михайловича, правящего в 1645–1676 годах, было установлено обязательное празднование 4 ноября как дня благодарности Пресвятой Богородице за Ее помощь в освобождении России от поляков.
После богослужения митрополит Амвросий обратился к пришедшим на богослужение с архипастырским словом:
Мы вновь бросаем свой мысленный взор на начало XVII века, в то время, когда в нашем Отечестве произошло страшное — страна была под угрозой захвата; захвата не только физического, но и духовного, захвата мировоззренческого. В то время, когда поляки оскверняли наши святыни и грозили уничтожением наших корней, тогда общество сплотилось под предводительством двух известных исторических личностей, но не просто, а под знаменем иконы Божией Матери, именуемой Казанская, под призывом и благословением тайнозрителя обретения этой святыни — священномученика Ермогена, Патриарха Московского. Мы знаем, что со дня своего явления и особенно после того, как эта икона защитила землю Русскую от поругания, она была прославлена и теперь является самой почитаемой в нашем Отечестве. Но мы не только об этом должны помнить; мы являемся продолжателями тех людей, которые, несмотря на разную веру, разное происхождение, национальность и иные предпочтения, тогда стали едиными перед лицом всеобщей угрозы.
Единство — это то, о чем для Своих учеников просил Христос в Гефсиманском саду; единство — это то, чего нам так не хватает. Человеку, к сожалению, вообще более свойственно стремиться к разделению, нежели к единству. Но Дух Святой призвал тех, кто стал Христовыми, именно к единству, и в кондаке Святой Пятидесятницы об этом очень красноречиво сказано. Когда человечество пыталось в гордыне своей превознестись превыше небес и построить Вавилонскую башню, тогда произошло смешение языков. Но тогда, когда Господь собрал Своих учеников и они, будучи Духом влекомы, пришли в Сионскую горницу в день Пятидесятницы, — тогда разделенные языки пламени, почившие на них, призвали их к соединению, к единству. Там, где любовь, — там единство; там, где смирение, — там единство; там, где человек мудро понимает, что он ни в коем случае не может присваивать себе то, что принадлежит только Богу, — там единство. А вот там, где нет любви, — там разделения; там, где гордыня, — там разделение; там, где человек присваивает себе суд — судить о всех и каждом, — там разделение. Но Господь призирает на сердце сокрушенное и смиренное, Господь приходит туда, где любовь, где созидается евангельское житие по сути, а не по форме; вот там есть добрая почва для единства. А там, где люди, не замечая бревна в своем глазу, судят ближнего своего и кричат о соринке, которую замечают в глазе брата своего, — там происходит разделение.
К сожалению, дьявол находит много способов и причин для того, чтобы разделить христиан. Причины могут быть как внутренние, так и внешние. Сегодня есть очень серьезная причина, которая служит к разделению людей. Это то смертоносное поветрие, которое посетило человечество и борьба с которым разделяет людей на тех, кто принимает меры предосторожности, и тех, кто не принимает; на тех, кто принимает призывы врачей и властей всё делать для того, чтобы и самим тяжело не болеть, и других не подвергать опасности, и тех, кто не принимает, пытаясь в этом видеть угрозу для своей веры. К сожалению, это разделение посещает сегодня и чад церковных из-за невежества, из-за неправильного понимания Евангелия, а самое главное — из-за гордыни, из-за отсутствия любви, из-за присвоение многими функции Божией судить всех и каждого. И именно от этого у нас нет единства.
Праздник Казанской иконы Божией Матери вновь напоминает нам о том, что, если мы будем разделены, мы не устоим, и Христос не сможет ничего насильно сделать с нами, потому что Он дарует нам ум и свободу. А если мы сами попираем и данный нам природный ум, и данную нам свободу и переводим их в плоскость суда, гордыни и всего того, что не соответствует духу Евангелия, что отгоняет Духа Святого, — тогда мы разделяемся и тогда мы не можем устоять. Дай Бог, чтобы праздник Казанской иконы Божией Матери, который в нашем Отечестве еще является праздником, именуемым Днем народного единства, стал бы нам вновь и вновь напоминанием о необходимости единства в Духе. Пусть мы по-разному мыслим, пусть мы по-разному думаем, но кто думает по-другому, пусть не укоряет тех, кто является их противоположностью. По словам апостола: “Ядущий не ядущего да не осуждает, и не ядущий ядущего да не укоряет”. Так и тот, кто думает о том или ином явлении в нашем мире, пусть не осуждает, не укоряет и не противопоставляет себе в злобе и гордыне того, кто думает иначе, и наоборот; тогда Господь нам дарует мир и единство, которых нам так не хватает.
В этот день вновь и вновь хотелось бы напомнить всем чадам церковным о том, что мы нуждаемся в молитвах Богородицы так же, как тогда в этой молитве нуждались люди нашего Отечества и по молитве выстояли. Если мы не будем ходить в храмы, если мы будем бояться, если страх будет превышать нашу веру — не будет у нас ни единства, ни победы над теми искушениями, которые подстерегают. Не ожидает ни нас, ни наших детей доброе будущее. Сегодня как никогда человечество испытывается особенно в вере, и мы должны свидетельствовать о своей вере через церковную молитву, через участие в Таинствах, через покаяние и Причастие Святых Христовых Таин, ибо только в этом залог нашего спасения, подлинной жизни на земле и возможного существования детей и внуков следующих поколений и всего человечества. Поэтому не будем бояться, но будем мудро относиться к тому, о чем свидетельствуют нам наши врачи и те, кто заботится о нашей безопасности; не будем пренебрегать советами, но не будем и страшиться и забывать дорогу в храм. Без храма мы не христиане, без храма мы уже не Христовы.
Пресвятая Богородица пусть и впредь будет Заступницей усердной рода христианского, но не будем забывать о том, что Она не сможет быть нам Заступницей и Покровительницей насильно, против нашей воли. Если мы отвернемся от этого заступления, забудем про Нее, забудем молитву, если горение наших сердец и веры угаснет — не будет этого заступления, не будет и рода христианского. Мы сейчас находимся на границе, и вот в этом пограничном состоянии человечества нас, христиан, мало, мы слабее, но мы должны оставаться солью земли, мы должны умножить нашу молитву и понимать, что и малое стадо может многое сделать и что Господь ожидает от нас подвига поста, подвига смирения, подвига любви, подвига единства в Нем».
Благословляя паству, архипастырь пожелал всем прихожанам молитв и заступления Пречистой Матери Божией.
На всенощном бдении митрополиту Амвросию сослужили: архимандрит Сергий (Швырков), иеромонах Агапит (Евдокимов), протоиерей Михаил Королёв, священник Сергий Будков, священник Филипп Исломов, священник Сергий Дроздов, диакон Иоанн Зорин.
Богослужебные песнопения исполнял смешанный хор собора под управлением игумена Иова (Тараканова).
***
В период польского нашествия (1605–1612), в «Смутное время», Русскую Церковь возглавлял великий исповедник Православия — священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси, почитатель Казанской иконы Пресвятой Богородицы, автор «Сказания» о ней и службы ей.
В трудные дни, когда Москва была занята поляками, а по стране ширились усобицы и нестроения, непреклонный страдалец за святую веру и Отечество, находясь под стражей, сумел тайно отправить в Нижний Новгород воззвание: «Пишите в Казань митрополиту Ефрему, пусть пошлет в полки к боярам и к казацкому войску учительную грамоту, чтобы они крепко стояли за веру, унимали грабеж, сохраняли братство и как обещались положить души свои за дом Пречистой, и за чудотворцев, и за веру, так бы и совершили. Да и во все города пишите… везде говорите моим именем». Нижегородцы откликнулись на призыв Первосвятителя. Собранное ополчение возглавил князь Димитрий Михайлович Пожарский.
Присоединившиеся к ополчению казанские дружины принесли с собой список с Казанской чудотворной иконы, которую в Ярославле передали князю Димитрию. Пресвятая Владычица взяла ополчение под Свое покровительство, и Ее заступлением была спасена Россия.
Огромные трудности испытывали русские войска: внутреннюю вражду, недостаток оружия и продовольствия. В осеннюю непогоду двинулось русское воинство на штурм Москвы, находившейся в руках поляков.
Трехдневный пост и усердная молитва перед Казанской иконой Божией Матери приклонили Господа на милость. В осажденном Кремле находился в то время в плену прибывший из Греции, тяжело больной от потрясений и переживаний, архиепископ Элассонский Арсений (впоследствии архиепископ Суздальский; † 1626, 13 апреля). Ночью келия святителя Арсения вдруг озарилась Божественным светом, он увидел преподобного Сергия Радонежского (память 5 июля и 25 сентября), который сказал: «Арсений, наши молитвы услышаны; предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость; заутра Москва будет в руках осаждающих и Россия спасена».
Как бы в подтверждение истинности пророчества архиепископ получил исцеление от болезни. Святитель послал известие об этом радостном событии русским воинам. На следующий день, 22 октября 1612 года, русские войска, воодушевленные видением, одержали крупную победу и взяли Китай-город, а через 2 дня — Кремль.
В воскресенье, 25 октября, русские дружины торжественно, с крестным ходом, пошли в Кремль, неся Казанскую икону. На Лобном месте крестный ход был встречен вышедшим из Кремля архиепископом Арсением, который нес Владимирскую икону Богородицы, сохраненную им в плену. Потрясенный свершившейся встречей двух чудотворных икон Богородицы народ со слезами молился Небесной Заступнице.
По изгнании поляков из Москвы князь Димитрий Пожарский, по данным Никоновской летописи, поставил святую Казанскую икону в своей приходской церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы на Лубянке в Москве. Позже иждивением князя-патриота на Красной площади был воздвигнут Казанский собор. Святая икона, бывшая в войсках Пожарского при освобождении Москвы, в 1636 году перенесена была в новоустроенный храм. Ныне этот святой образ находится в Богоявленском Патриаршем соборе Москвы.
Пресс-служба Тверской епархии