1 января, в канун Недели 28-й по Пятидесятнице, святых отец, и дня памяти праведного Иоанна Кронштадтского, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий посетил приход в честь Рождества Богородицы (великомученицы Параскевы Пятницы) в г. Старице.
Архипастырь совершил в храме воскресное бдение. Ему сослужили: благочинный Старицкого церковного округа протоиерей Владимир Марценюк, наместник Успенского Старицкого монастыря игумен Дамаскин (Леонов), настоятель храмов святых Бориса и Глеба и великомученицы Параскевы священник Николай Колесников, руководитель административного секретариата священник Сергий Будков, а также принявшие участие в богослужении по благословению правящего архиерея священники Старицкого благочиния: Андрей Гуров, Димитрий Каракетов и Иоанн Носков. Диаконский чин составили диакон Иоанн Зорин и протодиакон Роман Соколов.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, более известная как церковь великомученицы Параскевы Пятницы на Торгу, — храмовый ансамбль в г. Старице, построенный в 1740–1825 годах и сочетающий в себе мотивы позднего классицизма и барокко. Одна из визитных карточек города.
Храм восстанавливается. Главные святыни церкви: икона XVIII века великомученицы Параскевы Пятницы, ковчег с частицей мощей святой.
Владыку встретили с караваем и праздничным рождественским букетом. Архипастырь поздравил всех пришедших на богослужение с наступившим новым годом.
Во время бдения митрополит Амвросий с хором духовенства в центре храма пропели стихиру препразднества «Вертепе, благоукрасися» Киево-Печерского распева и «Свете Тихий», «Сподоби, Господи» и «Богородице Дево, радуйся», тропари отцам и святому праведному Иоанну, ирмосы канона и рождественские катавасии, «Честнейшую», «Свят Господь Бог наш» и «Дева днесь Превечное Слово».
Во время чтения кафизмы на утрени митрополит Амвросий помянул о здравии и об упокоении поименно всех записанных в архиерейский синодик и тех, за кого накануне через сайт епархии были поданы онлайн-просьбы о поминовении.
После Евангельского чтения архипастырь произнес проповедь:
Мы собрались сегодня, чтобы воспеть Христово Воскресение. Воспеть, несмотря на то что в эти дни мир поет совершенно иную песнь. Хочу пожелать всем нам той смелости в проповеди, которую Христос даровал Своим ученикам. Мир Христов и мир земной во все времена шли разными путями. Идти за Христом сложно и порой страшно, но пусть ничто не поколеблет нас в нашем уповании, ибо Господь надеется на нас.
Во время помазания освященным елеем владыка благословил каждому маленькое сладкое угощение и подарил по книге А.И. Осипова «Из времени в вечность».
По окончании богослужения митрополит Амвросий поздравил всех пришедших на богослужение с наступившим новым, 2022 годом и с приближающимся праздником Рождества Христова:
В первый день нового, 2022 года мы собрались в этот святой вечер для того, чтобы прежде всего почтить Воскресшего Господа; и для меня очень отрадно сегодня совершить здесь свое первое богослужение — и именно в этой части храма, в честь святой великомученицы Параскевы, — вообще первое архиерейское богослужение в новейший период, и помолиться вместе с вами. Мне очень отрадно видеть огромные положительные изменения в этом храме. Здесь очень уютно стало, тепло, светло и очень чисто. Сердце верующее обмануть невозможно, и там, где совершается молитва, всякий раз, когда переступаешь порог храма, всегда это чувствуешь, потому что ты попадаешь как бы на ту самую волну и начинаешь молиться вместе с теми людьми, которые молились до тебя. Мне очень отрадно, что богослужение здесь совершается практически каждый день и особенно то, что служится Божественная литургия — величайшее из Таинств. И пусть совсем немного людей приходит на Божественную литургию, всё равно теплится огонек настоящей, подлинной евхаристической жизни. Много раз я был свидетелем того, как священнослужители, приходя даже в села, в которых уже практически никто не жил, и в буквальном смысле на развалины храмов, начинали дело со служения Божественной литургии. И даже с ежедневного служения Божественной литургии. С точки зрения человеческой логики это было не совсем логично, и некоторые не только миряне, но и даже священники говорили: «Зачем нам служить? У нас всё равно прихожан нет». Но проходило какое-то время, и смысл этой жертвы, этого молитвенного подвига становился очевидным, потому что не мы устрояем Церковь, но Церковь устрояет Христос. И только тогда, когда мы доверяем Ему, Христос начинает действовать через нас. Он действует в этом мире нашими руками. Но, конечно же, если мы будем уповать лишь на какие-то свои силы, таланты, связи, знакомства или материальные возможности или невозможности — всё это, даже если и будет видимым образом как-то меняться и происходить, будет лишено главного, внутреннего содержания — освящения Духом Святым. Если нет синергии, соработничества с Богом — тщетны все наши труды; если нет смирения — напрасны все труды и все добродетели. Так говорят нам святые отцы, и мы должны научиться жить так, чтобы Бога поставлять впереди всего того, что мы делаем, и уповать на Его благословение, призывать Его помощь, посвящать время молитве Ему, и тогда уже те действительно необходимые внешние труды будут приобретать освящение и совершенно по-другому начнут жить даже в нашем временном мире.
Мы живем в то время, когда очень многие возможности есть у людей. При всех тех проблемах, которые, безусловно, есть в семьях, в нашем Отечестве и за его пределами, при всех тех трудностях, с какими столкнулось всё человечество, особенно в последнее время, — у нас есть всегда то, что никто и ничто не может у нас отнять — это возможность молиться и возможность исполнять заповеди. Это то, что не зависит ни от внешних обстоятельств, ни от других людей, а зависит только от нас. Но, к сожалению, по сравнению с предшествующими поколениями, теми людьми, которые передавали нам веру, прошли через горнило гонений, сохранили ее и дали нам кредит своих молитв, крови и жизней, которым мы до сих пор живем, — мы по сравнению с этими духовными колоссами являемся карликами. Мы разучились молиться так, как молились они; мы разучились и не умеем быть преданными Богу, какими были преданными они. Я не устаю повторять, потому что для меня эти примеры всегда перед глазами. И я, и многие из тех представителей старшего поколения, которые находятся в этом храме, наверняка таких людей видели; тех бабушек, которые в смирении своем преодолевали километры пешком, чтобы прийти в храм и помолиться. Недавно я узнал историю о том, как одна из таких «мироносиц» XX века ходила в храм. Ее путь начинался во второй половине дня, ночью она шла через лес — а у нас леса сами знаете какие, там и зверей можно встретить на каждом шагу, и людей недобрых тоже — и к утру приходила в храм, молилась, исповедовалась, причащались, а затем так же, пешком, уходила в свою деревню и шла опять тоже самое расстояние, много-много километров. Что могло двигать этими людьми? Конечно, удивительная вера и любовь к Богу, о которой они не трубили на каждом шагу, не заявляли, они просто так верили, они просто так жили, и это было для них совершенно естественным образом жизни. И пройдя через голод, войну, лишения, потери, эти люди не озлобились, они так и не научились кого-то осуждать, на кого-то обижаться и кого-то обвинять в собственных каких-то нестроениях или неудачах. Они прежде всего смотрели внутрь себя, познавали самих себя и, видя своими духовными очами пространство своего сердца и то, что находится в их глазу, пытались извергнуть из них всё то самое нехорошее, что разлучало их с Богом, совершенно не обращая внимания на то, что творится вокруг и на недостатки, ошибки и грехи других людей. Именно благодаря таким людям наша Церковь и выстояла, именно поэтому их молитва была благоугодна и приятна Богу. А вот что останется после нас — это огромный вопрос, потому что мы уже не такие, но мы способны и можем в любой момент измениться, исправиться, и, видя перед собой эти примеры, совсем недавние примеры живущих людей, которых многие из нас видели и слышали, мы можем воспринять этот пример, воодушевиться им и научиться и жить так же, и молиться так же, и верить в смирении и простоте так же, не забывая о главном качестве всякого верующего во Христа человека, который способен увидеть Бога только тогда, когда у него будет честным его сердце, — «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». А если сердце грязное — всё остальное тоже грязное, и человек не способен по-настоящему ни молиться, ни Бога увидеть, ни голос Промысла Божия в своей жизни тоже слышать. К этому ощущению сердца всякий раз призываемся все мы, когда, видевше Воскресение Христово, устами поклоняемся Ему. Но дай Бог, чтобы не только устами, но всем существом своим, всем разумением своим, всею душою своею, всем чистым сердцем своим мы кланялись Распятому и Воскресшему Господу, дабы и нам стать причастниками того удела, в котором находятся наши родные, дорогие небесные сродники и прежде всего такие близкие нам новомученики и исповедники Церкви Русской.
Глава митрополии передал в дар храму частицу мощей святителя Иоанна Шанхайского и отметил труды тех, кто много делает для благочиния и храма.
В этот день были вручены награды настоятелю и клиру за усердное служение на приходе.
Медали преподобного Нила Столобенского II степени за добросовестные пастырские труды был удостоен благочинный Старицкого церковного округа, настоятель храма в честь пророка Илии г. Старицы протоиерей Владимир Марценюк.
Медали преподобного Нила Столобенского III степени были удостоены:
Во внимание к трудам на благо прихода архипастырь вручил грамоту В.И. Колмакову, помощнику настоятеля храма в честь Рождества Богородицы (великомученицы Параскевы Пятницы) г. Старицы.
После богослужения архипастырь отметил, что от того, кто ищет славы, слава бежит; а того, кто ее избегает, она настигает, и поблагодарил достойных тружеников храма.
***
За прошедшие 3 месяца при храме Рождества Богородицы (святой Параскевы Пятницы) г. Старицы было открыто несколько направлений социального служения, таких как: 1) помощь беременным женщинам и мамам с детьми, которые оказались в трудной жизненной ситуации; 2) помощь пожилым прихожанам, многодетным семьям и сиротам; 3) помощь в уходе за больными, уборке по дому, покупке продуктов; 4) работа продуктового склада, на приходе осуществляется помощь продуктами всем нуждающимся. Также в храме каждый день можно получить горячий обед с 14 до 16 часов; 5) осуществление посильной финансовая помощь при наличии убедительной причины; 6) работа пункта приема и выдачи вещей для детей и взрослых; 7) социальный работник, оказывает консультативную помощь; 8) после каждой службы совместная трапеза с душеполезными беседами с прихожанами.
На приходе с середины ноября начала работу воскресная школа для детей и взрослых. Занятия проводятся в 14 часов по воскресным дням. Возрастные группы: 1-я группа — 3–8 лет; 2-я группа — 8–15 лет; 3-я группа — 15–60 лет. Занятия проходят в храме великомученицы Параскевы Пятницы.
С 10 ноября 2021 года придел Параскевы Пятницы был открыт для проведения Божественной литургии. Главная старинная икона храма XVIII века, святой великомученицы Параскевы, была перенесена из храма Рождества Богородицы и заняла свое законное место. По благословению митрополита Тверского и Кашинского Амвросия игуменией Ларисой (Христорождественский монастырь) была передана в дар храму частица мощей великомученицы Параскевы. По благословению митрополита Тверского и Кашинского Амвросия был создан официальный аккаунт в инстаграм Борисоглебского собора и храма Рождества Пресвятой Богородицы, где выкладывается ежедневно вся актуальная информация. Храм святой Параскевы Пятницы был просушен, были повешены иконы, была проведена санобработка стен от плесени специальным составом. Проведена обработка древесины от плесени и была произведена покраска первым слоем половых досок. В храм великомученицы Параскевы было проведено электричество и сделано освещение. В храмовом комплексе была переделана разводка электричества. Был проведен Wi-Fi для возможности более информативной работы воскресной школы. В храмовом комплексе и на территории комплекса была проведена генеральная уборка, вывезено 18 машин мусора. Были очищены все хозяйственные помещения. Идет просушка и обработка от плесени помещения под алтарной частью храма Рождества Пресвятой Богородицы, которое будет использоваться для проведения совместных трапез и занятий воскресной школы. Также была проведена генеральная уборка внутри и разобрана территория около храма Спаса Нерукотворного и Борисоглебского собора. Вывезено более 9 машин строительного и иного мусора. Переделана разводка освещения на колокольне храма Спаса Нерукотворного. Были проведены ремонтные работы котла в храме Спаса Нерукотворного. На сегодняшний момент активно идут работы по кровле откосов и отведению водостоков на Борисоглебском соборе. Закуплены стройматериалы, идет подготовка к началу работ по возведению перегородки в храме преподобного Нила Столобенского. Также идут подготовительные работы перед настилом пола в притворе храма и в колокольне.
С 1 декабря после завершения основных работ по уборке храм работает с понедельника по субботу с 8:30 до 19:00. В воскресный день — с 9:00 до 18:00. Божественная литургия в храме совершается ежедневно, кроме вторника (вторник — требный день.) С 15 сентября по 1 декабря Литургия служилась 4 раза в неделю, во все остальные дни совершались молебные пения с акафистом. В храме преподобного Нила Столобенского 20 декабря была отслужена первая Литургия за 100-летний период закрытия храма. На сегодняшний день идет активная работа с документацией и ведутся переговоры с главой города о проведении канализации и водопровода в храмовый комплекс. Идут подготовительные работы с документацией на газификацию храма Рождества Пресвятой Богородицы и Борисоглебского собора. На сегодняшний день вынесено положительное решение по передаче дома причта храму Рождества Пресвятой Богородицы. Также идут проектировочные работы пандусных сооружений в храме Рождества Пресвятой Богородицы для маломобильных людей, чтобы они могли беспрепятственно посещать богослужения. Была организована волонтерская служба, которая будет помогать маломобильным жителям города посещать богослужения в храме. Была произведена полная опись церковного имущества храма Рождества Пресвятой Богородицы, а также Борисоглебского собора и храма Спаса Нерукотворного.
Пресс-служба Тверской епархии