09.06.2023 | Епархия

Торжественное празднование обретения мощей прп. Нила Столобенского прошло в Ниловой пустыни на о. Столобный

«Яко светильник всесветел, явился еси во острове Селигера езера…»

9 июня Церковь празднует обретение мощей основателя Нило-Столобенской пустыни преподобного Нила Столобенского. В этот день митрополит Тверской и Кашинский Амвросий и епископ Веневский Феодорит совершили в сослужении духовенства в Богоявленском соборе обители Литургию при стечении паломников и гостей Тверской земли.

Житие преподобного Нила Столобенского — пример редкого духовного подвига во имя веры. Столобный остров до начала XVI века был необитаем и покрывался густым лесом. В 1528 году на нём поселился смиренный отшельник, будущий прославленный святой — преподобный Нил, прозванный впоследствии «Столобенским». Здесь он проводил дни и ночи в молитве, не позволяя себе и на минуту прилечь, отдыхал облокотившись на деревянные крюки, вбитые в стену. Его подвижническая жизнь, блаженная кончина и чудеса от нетленных мощей, последовавшие вскоре после преставления, послужили причиной основания на острове монастыря. Так появилась Нилова пустынь.

За Литургией митрополиту Амвросию сослужили: епископ Веневский Феодорит, викарий Тульской епархии; игумен Гавриил (Баглай), наместник Нило-Столобенской пустыни; архимандрит Мелхиседек (Артюхин),  пресс-секретарь Синодального отдела по монастырям и монашеству; архимандрит Амфилохий (Желябовский), настоятель Новоторжского Борисоглебского мужского монастыря города Торжка; игумен Дамаскин (Леонов), наместник Старицкого Свято-Успенского мужского монастыря; протоиерей Василий Жданов, благочинный Солнечного церковного округа города Курска; братия обители в священном сане, духовенство Тверской епархии, гости из других епархий Русской Православной Церкви. 

На богослужении пел хор под управлением Максима Калинина.

На праздничном богослужении в обители молились паломники и гости, среди которых — настоятельница Санкт-Петербургского Воскресенского Новодевичьего монастыря игумения София (Силина), настоятельница Константино-Еленинского женского монастыря игумения Илариона (Феоктистова), председатель Фонда поддержки и продвижения отечественного культурного наследия «Пушкинский союз» И.О. Елеференко.

После Евангельского чтения епископ Феодорит произнес проповедь о преподобном Ниле Столобенском.

По заамвонной молитве мощи преподобного Нила Столобенского были обнесены вокруг острова крестным ходом, во время которого исполнялись праздничные песнопения. Во время крестного хода на братском кладбище была совершена заупокойная лития по приснопоминаемому архимандриту Вассиану и по усопшей братии. По окончании крестного хода на площади перед собором митрополит Амвросий прочитал молитву святому.

После отпуста Литургии глава Тверской митрополии поздравил архипастырей, духовенство, паломников и гостей с главным праздником обители — днем памяти преподобного Нила, святого отшельника, благодаря которому на острове Столобный возникла монашеская жизнь:

Сегодня епископ Феодорит в своей проповеди говорил от том, что слава бежит за теми, кто от нее убегает. Таким был преподобный Нил. Нам, людям XXI века, иногда кажется, что это было в прошлом, время было другое, обстоятельства другие, ну а сегодня это практически невозможно. Мы действительно ищем славы, признания, внимания. В какой-то степени это присуще человеку, потому что без внимания другого человек чувствует себя одиноким. Но тот, кто в жизни своей почувствовал руку Божию, понимает, что всё остальное на фоне Солнца Правды меркнет и любые другие светильники, которые могли бы освещать наш путь на фоне Невечернего Света, конечно, становятся тусклыми. А вот тот, кто идет за этим светом, — тот и сам наполняется светом правды Христовой. Таким был преподобный Нил, такими были и наши великие подвижники в недавнее время, как уже было сказано, например святитель Николай Алма-Атинский, начавший в этой святой обители свой жизненный путь. 

Слушая сегодняшнюю проповедь, я вспомнил еще об одном человеке, который скрывался от мирской славы на Тверской земле. Имя этого человека — иеромонах Павел (Троицкий). И о нём, наверное, могут сказать, и то не все и немного, те, кто был с ним в переписке, ведь он так и не явил своего лица, и даже скрыл место своего погребения от тех, кто его знал по его духовным советам и по прозорливым рекомендациям, которые приходили раньше, нежели он получал письма от людей вопрошающих. Такими людьми были известные нам ныне здравствующие епископ Верейский Пантелеимон, протоиерей Владимир Воробьёв и другие люди, которые состояли в переписке с иеромонахом Павлом (Троицким), но никогда его не видели, потому что он скрывался от людских глаз. И мы, люди, жившие прежде и живущие теперь, которые родились на Тверской земле и которые прибыли сюда служить, только лишь слышали об этом человеке, но никто его не видел и не знает место его погребения. Потому что он скрывался от людской молвы, от мирской славы и избрал для себя такой путь — с одной стороны, путь затворничества, а с другой стороны, служения миру посредством писем. Мы верим, что Господь принял этого раба Своего в Свои отеческие объятия и, когда придет надлежащее время, наверняка явит славу Своего угодника, так же как Он прежде явил славу преподобного Нила Столобенского. 

Но мы пришли сюда не для того, чтобы взять от его славы, а для того, чтобы научиться у него, а через него, прежде всего, у Подвигоположника нашего Спасения, кротости и смирению, скромности и великим делам — всему тому, что, как нам кажется, не находится рядом, но на самом деле притягивается друг к другу — с одной стороны, подвиг, жертвенная отдача себя Богу и людям, а с другой стороны, смирение, послушание, скромность и стремление к безвестности. Эти благородные, даже с точки зрения мира, и святые качества всем нам надлежит просить у преподобного Нила. А еще мы все знаем, что он не по названию только, но действительно в исполнении молитв великий чудотворец. И тогда, когда люди обращаются к нему с своими просьбами, если это действительно полезно им, окружающим и Церкви, он непременно исполняет. Многие из нас, и я в том числе, можем свидетельствовать об удивительной помощи преподобного Нила — скорой помощи тогда, когда ты не знаешь, какое решение необходимо принять и откуда получить помощь. Он сам привлекает к себе людей, он сам является хозяином этой обители и каждого, кто приходит к нему, встречает с любовью, теплом, гостеприимством, добротой, и всегда провожает с теми богатыми духовными дарами, которые дарит всякому, кто с верой и любовью обращается к нему с молитвой. 

Молитвами преподобного и богоносного отца нашего Нила, Столобенского чудотворца, Господь да укрепит всех нас на жизненном пути и дарует каждому по нашему благому прошению, поможет в дальнейшем восстановлении святой обители, в которой подвизался и которую молитвами своими освящает и поныне преподобный и богоносный отец наш Нил. 

Все молящиеся прошли под мощами преподобного Нила, по-особому украшенными в этот праздничный день, в собор. 

После праздничной трапезы митрополит с гостями обители посетили музей монастыря, где им рассказали о жизни и истории Нило-Столобенской пустыни. 

Губернатор Тверской области Игорь Руденя направил поздравительную телеграмму митрополиту Амвросию и верующим земли Тверской по случаю праздника:

Пусть благодать сегодняшнего праздника обнимает ваше сердце так же, как покой и простор Селигерских вод обнимает Нило-Столобенскую пустынь.

***

Преподобный Нил Столобенский родился во второй половине XV века в одном из селений Деревской Пятины Жабенского погоста в Новгородской земле (в некоторых текстах жития Преподобного его родиной называется само селение Жабна — центр погоста, или волости). Благочестивые родители воспитали его в страхе Божием, в любви к молитве и чтению душеполезных книг. После их кончины, около 1505 года, Преподобный принял монашеский постриг с именем в честь преподобного Нила Синайского (V; память 12 ноября) в обители преподобного Саввы Крыпецкого († 1495; память 28 августа). После принятия иночества святой Нил мужественно вооружился против внутренних страстей диавола. С усердием исполняя все возложенные на него послушания, он беспрекословно повиновался игумену. Во всех поступках преподобный Нил проявлял смирение, кротость и незлобие. Укротив страсти, смирив плоть постом и бдением и омыв душу слезами, он сделался избранным сосудом Святого Духа.

Чтобы избежать мирской славы, преподобный Нил в 1515 году испросил благословение настоятеля и покинул Крыпецкий монастырь для пустынножительства. Полагаясь на указание Божие, Преподобный прошел много необитаемых мест и наконец, придя в Ржевскую землю, избрал пустынное лесистое место близ реки Серемхи (или Черемхи). Поставив небольшую келью, святой предался подвигам непрестанной молитвы и воздержания. Пищей служили желуди и другие плоды леса. Бесы, чтобы устрашить святого и прогнать его из пустыни, являлись ему в виде свирепых зверей и гадов. Они с пронзительным свистом и шипением устремлялись на него, но святой подвижник отгонял их молитвой и крестным знамением. Не имея возможности изгнать Преподобного из пустыни, бесы научали злых людей причинять ему вред. Однажды к святому отшельнику пришли разбойники, думая найти у него какие-либо сокровища. Узнав об их приходе, преподобный Нил сотворил молитву и вышел им навстречу с иконой Божией Матери в руках. Разбойникам показалось, что с Преподобным идет множество вооруженных людей. Они испугались и стали просить у святого прощения. Святой Нил с любовью принял их покаяние и отпустил с миром.

Через 13 лет по устроению Промысла Божиего имя преподобного Нила стало известно во многих окрестных селениях. Многие стали приходить к нему за благословением, наставлениями и советами. Подвижническая жизнь святого отшельника вызвала мирскую хвалу, и это крайне огорчало смиренного инока. В ночных молитвах он со слезами просил Пресвятую Богородицу наставить его на путь уединенных подвигов.

Однажды в тонком сне Преподобный услышал повеление идти на остров Столобный, расположенный на озере Селигер. Переселение преподобного Нила на этот пустынный остров произошло в 1528 году. Первую зиму святой прожил в выкопанной им в горе пещере, а затем построил небольшую деревянную келью и часовню. Враг рода человеческого попытался изгнать святого и из этого места, являясь ему и угрожая бедами. Он научил и окрестных поселян вредить подвижнику. Никому ранее не нужный остров вдруг стал необходим жителям соседних с ним селений, и они решили вырубить на нём лес и распахать пашню. Срубленный же лес подожгли, надеясь, что вместе с ним сгорит и келия святого. Но когда огонь бушевал по острову и приблизился к жилищу преподобного Нила, по молитве святого пламя погасло. Как и в Серемской пустыни, на преподобного Нила напали разбойники, требуя сокровищ. Святой сказал им, что его сокровище находится в углу келлии — там стояла икона Божией Матери. Бросившись туда, разбойники ослепли. Раскаявшись в злых замыслах, они по молитве святого прозрели.

После продолжительной и усиленной борьбы со страстями и диаволом преподобный Нил удостоился от Господа дара духовного прозрения и рассуждения. Благодаря наставлениям Преподобного многие люди исправляли свою жизнь, по его молитвам они получали помощь от Бога и утешение. По молитвам святого укрощались волны на Селигере и застигнутые бурей рыбаки спасались от смерти. 27 лет прожил преподобный Нил на Столобном, с великим терпением перенося всякие напасти, скорби и лишения. Особым подвигом святого Нила было то, что он не ложился для сна, но спал сидя, оперевшись на два больших деревянных крюка, вбитых в стену келии. За несколько лет до кончины преподобный Нил выкопал в часовне могилу и поставил в ней гроб, к которому приходил каждый день и оплакивал свои грехи.

Преподобному Нилу было открыто время его кончины — 7 декабря 1554 года. Незадолго пред тем святого посетил его духовник — игумен Раковского Николаевского монастыря Сергий и причастил преподобного Нила Святых Христовых Тайн. Преподобный предсказал возникновение иноческой обители на месте своих подвигов. Перед блаженной кончиной он окадил келию, а затем мирно почил сидя, оперевшись на деревянные крюки. Когда пришли братия Рожковской обители, то в келии святого почувствовали благоухание, а лик почившего сиял необыкновенным светом. Его погребли в приготовленном им гробе.

После кончины преподобного Нила на остров Столобный приходили иноки из разных монастырей, странствовавшие по святым местам, и жили в его келии некоторое время. Игуменом Антонием и иноком Германом над могилой Преподобного была устроена гробница, у которой еще до основания обители совершались исцеления болящих. Около 1590 года инок Герман поселился на острове, где в то время жил странник Борис Холмогорец. По благословению митрополита Новгородского Александра (1576–1591) они построили деревянный храм в честь Богоявления с приделом во имя блаженного Василия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца († 1557; память 2 августа).

Вскоре возникла обитель с общежительным уставом, получившая название Ниловой пустыни. Первым настоятелем ее был иеромонах Герман.

В 1595 году монахи-иконописцы Тверского Оршина Вознесенского монастыря Иов и Нифонт написали образ преподобного Нила, который был возложен на гробницу Преподобного. В 1598–1600 годах Филофей Пирогов, инок Гефсиманского скита Троице-Сергиевого монастыря, составил стихиры и канон святому и написал его житие.

В 1665 году в монастыре произошел пожар, сгорели все деревянные строения, в том числе и храм. Для совершения богослужений была построена временная деревянная церковь, а 27 мая 1667 года над гробницей преподобного Нила был заложен новый каменный храм. Во время копания рвов для храма земля осыпалась, обнажив гроб; таким образом были обретены нетленные и благоуханные мощи преподобного Нила. По благословению митрополита Новгородского Питирима (на Новгородской кафедре с 1664 по 1672, затем — Патриарх Всероссийский; † 1673) в этот день было установлено ежегодное празднование обретения святых мощей преподобного Нила. Чудотворные мощи его были переложены в новую гробницу и поставлены в деревянном Покровском храме. 30 октября 1669 года в новом каменном храме были освящены приделы во имя святого апостола Иоанна Богослова и блаженного Василия, Христа ради юродивого. Святые мощи преподобного Нила поставили в первом приделе, а 9 апреля 1671 года перенесли их в главный Богоявленский храм (после его освящения). С 17 мая 1756 года ежегодно стало совершаться торжественное обнесение святых мощей вокруг монастыря, позднее — крестный ход из города Осташкова. Сохранилось описание многочисленных исцелений, совершившихся у гробницы преподобного Нила по его святым молитвам. Ныне святые мощи преподобного Нила почивают в Богоявленском соборе Нило-Столобенской пустыни.

Пресс-служба Тверской епархии

Фотогалерея

Смотреть все фото
Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.