07.01.2022 | Епархия

Праздничные рождественские архиерейские богослужения прошли в Воскресенском соборе Твери

Рождество Христово — великий праздник,  установленный в воспоминание о рождении Господа и Спасителя мира Иисуса Христа, Сына Божия. Начало его празднования восходит к апостольским временам. Величайшим, всемирным и радостнейшим праздником, который есть основание всех праздников прочих, называют отцы Церкви праздник Рождества Христова. Согласно Апостольским постановлениям, всем христианам предписано хранить «дни праздничные и, во-первых, день Рождества Христова…».

Праздничные богослужения, посвященные событию Рождения по плоти Господа нашего Иисуса Христа, начались в Воскресенском кафедральном соборе Твери вечером 6 января. Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил в соборе великое повечерие с литией и утреню.

В ночь с 6 на 7 января, в великий двунадесятый праздник Рождества Христова, митрополит Амвросий отслужил  в кафедральном соборе праздничную Божественную литургию в сослужении соборного духовенства. 

В эту Рождественскую ночь горожане пришли в собор на праздничное богослужение, чтобы разделить радость торжества со своим архипастырем и друг с другом. За богослужением молился губернатор Тверской области Игорь Руденя. 

После Евангелия митрополит Амвросий огласил  Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. По прочтении Рождественского послания Предстоятелю Русской Церкви было провозглашено и пропето многолетие. 

Во время сугубой ектении были вознесены прошения о прекращении губительного поветрия, молитвы о врачах и больных, о восстановлении Спасо-Преображенского собора г. Твери. 

После запричастного стиха руководитель административного секретариата Тверской епархии священник Сергий Будков зачитал Рождественское послание митрополита Тверского и Кашинского Амвросия клиру, монашествующим и мирянам Тверской епархии.

Заканчивая рождественское богослужение, митрополит Амвросий поздравил всех собравшихся на торжественную службу со светлым праздником Рождества Христова:

Вифлеем с еврейского на русский язык переводится как «дом хлеба». Люди, которые связаны с выращиванием и  изготовлением хлеба, того насущного хлеба, без которого немыслима человеческая жизнь, — это люди мирные. Ангелы, которые пели о пришествии в мир воплотившегося Бога, пели о мире. Мир — это то состояние, которое является признаком даров Духа Святого. Если человек мирный, значит, он с Богом. Если он теряет на какое-то мгновение в какой-то момент своей жизни этот мир, то он порывает свою связь с Богом и нуждается в покаянии, в восстановлении этой связи. Мы живем в очень неспокойное время, в котором мира очень мало. Праздник Рождества Христова — это праздник, проповедующий мир. Мы молимся о всех, кто является чадами нашей Церкви; мы молимся о тех людях, каждый из которых занимает в нашем обществе свое место и совершает свое служение. Мы молимся о власти и говорим: «Даждь им, Господи, мирное правление, да и мы в тишине их тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте». Последние политические события, произошедшие в Казахстане, вновь и вновь напомнили нам о великом даре мира, который есть у наших людей и который каждый из нас в душе своей, в жизни своей, в семье, на работе, на улицах, в Церкви — везде непременно должен сохранять. Можно говорить громко о своих каких-то представлениях, можно быть с чем-то несогласным, но ничто не должно разрушать нашего мира, ничто не должно упразднять нашего человеческого единства, к которому и призвал всех нас Господь. И пусть праздник Рождества Христова будет всеми нами, верующими людьми, восприниматься как благословение Господа сохранить мир; мир в своем маленьком мире, в сердце своем, в своей душе, в своих семьях, и мир в тех пространствах, в которые мы входим и на которые мы тоже имеем свое влияние. Мир — это благословенное Богом состояние: «Блаженны миротворцы, ибо они сынами Божиими нарекутся».

Я желаю, чтобы все мы стали сынами Божиими; сынами Того Единородного Сына Божия, Который стал Человеком ради нас, людей, и ради нашего спасения. Я желаю благословенных трудов ради мира, ради благополучия и в нашей земной жизни, и ради того, чтобы мы поднимали свой взор от земли к небу и восходили умом Горе, к Творцу, — всем, кто совершает свое служение по непостижимому и величайшему Промыслу Божию, благословившему каждого из нас на своем месте быть свидетелями мира. Губернатору нашей области Игорю Михайловичу со всеми труждающимися на благо Тверской земли, священнослужителям, благочестивым монахам и монахиням, мирянам — всем вам, дорогие братья и сестры. Пусть Господь благословляет всех нас миром. Неслучайно одними из последних слов, которые произносит Церковь в напутствие молившихся за богослужением, являются тоже слова о мире: «С миром изыдем». Именно с таким миром и мы уйдем с этого рождественского богослужения и понесем этот мир тем людям, с которыми мы встретимся уже совсем скоро, — своим близким, родным, тем людям, которых увидим на улицах, в общественном транспорте, и тем, кого пошлет Господь на нашем жизненном пути.

Глава Тверской митрополии поздравил с принятием Крещения профессора Нимнуал из Таиланда и вручил ей подарок:

Вчера случилось одно событие, которое касается как бы одного человека, но одновременно и не только этого одного человека. Некоторое время назад сюда, в Россию, со своей миссией прибыла профессор из Таиланда. Она давно размышляла о том, что такое христианство, хотя по своему рождению и по воспитанию была буддисткой. И вот когда она оказалась в Ниловой пустыне и подошла к мощам преподобного Нила Столобенского, она ощутила особое состояние призвания того, что именно сейчас, в эти дни, она должна принять Святое Крещение. И когда она увидела лица христиан другой нашей обители, Богородицкого Житенного монастыря, увидела лица детей, она окончательно утвердилась в своем решении. Вчера после Божественной литургии здесь, в крестильном храме, она приняла Святое Крещение. Я назвал ее в честь мученицы Неониллы, потому что это имя в своем составе содержит имя Нил. Я хотел бы сегодня поприветствовать рабу Божию Неониллу, которая вчера крестилась и миропомазалась, а сегодня впервые причастилась Святых Христовых Таин.

Справочная информация:

На всенощном бдении митрополиту Амвросию сослужили: архимандрит Сергий (Швырков), протоиерей Михаил Королёв, священник Сергий Губский-Борисов, священник Сергий Будков, священник Сергий Дроздов, диакон Иоанн Зорин, протодиакон Роман Соколов. 

Богослужебные песнопения исполнял хор духовенства под руководством митрополита Тверского и Кашинского Амвросия. 

На богослужении митрополиту Амвросию сослужили: иеромонах Агапит (Евдокимов), архимандрит Сергий (Швырков), протоиерей Михаил Королёв, священник Сергий Будков, диакон Иоанн Зорин, протодиакон Михаил Мельник, протодиакон Роман Соколов. 

Богослужебные песнопения исполнял хор духовенства под управлением митрополита Амвросия и смешанный хор кафедрального собора под управлением игумена Иова (Тараканова).

***

Наиболее яркое по содержанию песнопение Рождества Христова рассказывает о том, что простой грешный человек не может принести Христу равнозначную жертву, поскольку Господь — Царь мира — пришел на землю — воплотился — ради спасения всего человечества. Но всякое творение Божие приносит родившемуся Богомладенцу благодарение: ангелы — ангельское пение, небеса — звезду, волхвы — дары, пастыри — чудо, земля — вертеп, пустыня — ясли, человечество — Матерь Деву. В песнопениях рождественского периода на первый план выходят будущая Богоматерь Мария и Ее Обручник Иосиф. Гимнография праздника, перекликаясь с содержанием псалмов царя Давида, включает в описание путешествия четы в Вифлеем ликование всей природы: гор и холмов, полей и дебрей, исполненных «божественного веселия».

Пресс-служба Тверской епархии

Фотогалерея

Смотреть все фото
Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.